Проблемы культуры речи в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть основные проблемы культуры речи в современном обществе и узнать о способах повышения уровня культуры речи
Задачи:
Провести анализ существующей литературы
Систематизировать материал для понимания и изучения
Сделать соответствующие выводы

Содержание работы

1.Введение
2.Речь
3.Культура речи
4.Предмет изучения речевой культуры
5.Виды речи
6.Роль современных факторов на формирование речи
7.Вывод

Файлы: 1 файл

речь.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 
 

Кафедра: «Русский и иностранные языки» 
 
 
 

Реферат 

Тема: Проблемы культуры речи в современном обществе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 
 
 
 

Содержание:

1.Введение

2.Речь

3.Культура речи

4.Предмет изучения  речевой культуры

5.Виды речи

6.Роль современных  факторов на формирование речи

7.Вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Культура  речи в нашем обществе, вне всякого  сомнения, беспрерывно подвергается изменению и влиянию как извне  так и изнутри. И нельзя сказать  однозначно "всё хорошо" или "всё  плохо". Мы на данный момент имеем  собственно то, что имеем. Выбор темы связан с тем, что культура речи снижает свои обороты, теряет свой фундамент.

Цель: рассмотреть основные проблемы культуры речи в современном обществе и узнать о способах повышения уровня культуры речи

Задачи:

  • Провести анализ существующей литературы
  • Систематизировать материал для понимания и изучения
  • Сделать соответствующие выводы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Речь

Речь - общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой "естественный" характер и стали системой искусственных сигналов .При этом они не просто тем или иным образом организуют в принципе независимую от них деятельность, а вносят в неё новое объективное содержание (слово как единство общения и обобщения) и этим способствуют перестройке её структуры: в языковом знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но также связи и отношения, возникающие в самом процессе деятельности. Психологи указывают на две основные функции языка: функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Речь как психологическое явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной и др.) и как речевые действия или операции, включенные в перечисленные виды деятельности; в этом смысле речь соотносится с такими категориями, как мышление, память и т.п. С точки зрения психологии и физиологии речь — одна из высших психических функций человека. Физиологическая основа речи — сложная организация нескольких функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Эта организация является многочленной и многоуровневой и включает как элементарные физиологические механизмы типа "стимул — реакция", так и механизмы специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности. В психофизиологической организации речи есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона речи): характер осознания зависит от типа речи, уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и других факторов. В процессе психического развития ребёнка его речь формируется поэтапно благодаря взаимодействию всё усложняющихся процессов общения и становлению лежащих в основе речи других видов деятельности.

2.Культура речи

Культура  речи  -  сравнительно  новая  дисциплина  в  области  обучения русскому языку как иностранному.

Учение  о речевой культуре зародилось в  Древней Греции и Древнем Риме  - в  теории  и  практике  ораторского  искусства.  В  России  его  оригинально  осмыслил и развил на материале  общественной  словесности   М.В.  Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников  А.С.  Пушкина,  была ограниченной, но не  была  бесполезной.  Острые  и  болезненные  критические удары  В.Г.  Белинского  расшатывали  теоретические  устои  риторик   первой половины XIX столетия. Однако  не  угасал  в  обществе,  в  среде  передовых литераторов, юристов  и ученных, интерес к тому, что  было  принято  называть красноречием.  Место  риторики  заняла  стилистика,  включавшая  и  элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX века культуры речи как  научной  дисциплины.

В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О.  Винокур,  Б.Д.  Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их  многочисленные  ученики  постепенно,  все полнее  и  шире  осмысливали  совокупность  явлений,  обозначаемую  термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку  и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании  новой области знания, задачей  которой  оказывается  изучение  культуры  речи  как совокупности её реальных свойств и особенностей.

В  современной  лингвистике  различают  два  уровня  речевой  культуры человека  -  низший  и  высший.  Для  низшего  уровня,  для  первой  ступени  овладения литературным  языком,  достаточно  правильности  речи,  соблюдения норм  русского   литературного   языка.   Существуют   нормы   лексические, орфоэпические  (фонетические),   грамматические   -   словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические  нормы фиксируются  в  толковых словарях в виде  толкования  значении  слов  и  их  сочетаемости  с  другими словами,   остальные   нормы   раскрываются   в   пособиях   по   грамматике литературного  языка, в специальных словарях-справочниках. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении  форм слов, в их образовании, а  построении  предложении,  речь  его  мы  называем

правильной. Однако этого мало. Речь может быть  правильной,  но  плохой,  то есть не соответствовать целям и условиям общения.  В  понятие  хорошей  речи включаются как минимум три  признака богатство, точность  и  выразительность. Показателями  богатой  речи  являются  большой  объем  активного   словаря, разнообразие   используемых   морфологических   форм   и    синтаксических конструкций.  Точность  речи- это  выбор  таких  языковых  средств,   которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают  его  тему  и основную  мысль.  Выразительность  создается  с  помощью  отбора  языковых средств, в наибольшей мере соответствующих  условиям и задачам общения. Если человек  обладает  правильной  и  хорошей  речью,  он  достигает  высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только  не  допускает ошибок, но и умеет наилучшим  образом строить высказывания в  соответствии  с целью  общения,  отбирать  наиболее  подходящие  в  каждом  случае  слова  и  конструкции, учитывая при этом,  к  кому  и  при  каких  обстоятельствах  он обращается.

 Высокий уровень речевой культуры  -  неотъемлемая  черта  культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого  из  нас.  Для  этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в  произношении,  в употреблении форм слов, в построении предложении.  Нужно  постоянно  обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего  собеседника,  уметь  отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Проблема “Язык и общество” широка и многопланова.  Прежде  всего  язык социален по своей сущности. Основная его функция - быть  средством,  орудием общения людей. На базе этой функции и в связи с нею  осуществляются  языком и другие функции - воздействия, сообщения, формирования и выражения  мысли. Эти функции также социальны.

 Можно  сказать, что общество имеет  такой язык, какой обществом   создан, и использует язык  так,  как  умеет  и  может.  Влияние  языка  на  общество  усиливается вместе с развитием  самого общества - это влияние   возрастает  по мере развития  производства, техники, науки,  культуры  и  государства.  Язык участвует  в организации  труда,  в   управлении  общественным  производством,  деятельностью  учреждении,  в   осуществлении  процесса  образования   и  воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.  Общество влияет на язык, но  и язык, в свою очередь, влияет  на общество, участвуя в различных  областях жизни и деятельности  людей.

3.    Предмет изучения речевой культуры.

Полезно начать с некоторых терминологических  замечаний.  Словосочетание «культура  речи» (синоним  -  «речевая  культура»)  применяется  в  настоящее время  в русскоязычной литературе в  трех значениях:

  • Культура речи  -  это  прежде  всего  какие-то  её  признаки  и

    свойства,  совокупность   и   система   которых   говорят   о   её

    коммуникативном совершенстве;

  • Культура речи - это, во-вторых, совокупность навыков  и  знаний

             человека,   обеспечивающих   целесообразное    и    незатрудненное

              применение языка в целях общения;

  • Культура речи - это, в-третьих, область лингвистических  знаний

             о культуре речи, как совокупности  и  системе  её  коммуникативных

              качеств.

 Нетрудно  усмотреть внутреннюю зависимость  между культурой речи в первом  значении (назовем его объективным)  и  культурой  речи  во  втором  значении (назовем  его   субъективным):  для  того,  чтобы   структура  речи  приобрела  необходимое  коммуникативное   совершенство,  автор  речи   должен   обладать совокупностью  нужных  навыков  и  знаний;  вместе  с  тем  для   того,  чтобы получить  эти   навыки  и  знания,   нужно   иметь   образцы   коммуникативно-совершенной  речи, нужно знать её признаки  и закономерности её построения.

Предположив, что признаки и свойства языковой структуры  коммуникативно-совершенной  речи  допускают  обобщение  и   в   результате   вырабатываются представления о  коммуникативных  качествах  речи  (правильность,  точность,выразительность и т.д.), мы получаем возможность по-иному,  чем  это  только что было сделано, сформулировать два важных определения:

  • Культура речи - это совокупность и система  её  коммуникативных

          качеств;

  • Культура  речи  -  это  учение  о   совокупности   и   системе

          коммуникативных качеств речи.

    Приняв же во внимание то, что  коммуникативные качества речи  нужны  для воздействия на  слушателей или читателей, предметом  культуры речи как  учения  мы  сможем  признать  языковую   структуру   речи   в   её   коммуникативном воздействии.

Так очерчивается предмет изучения новой  лингвистической  дисциплины  и становится  понятным  то,  что  эта  дисциплина  опирается  на   весь   круг описательных лингвистических наук, а также  на психологию, логику,  эстетику, социологию, педагогику. Особенно тесные связи  культура речи как наука  имеет  со стилистикой, и немало специалистов склонны  растворить  культуру  речи  в стилистике. Между тем  у стилистики свой предмет изучения и свои задачи. Стилистика - это учение о языковых и речевых стилях как  функциональных вариантах языка  и речи. Многие вопросы культуры речи ставит и практическая стилистика.

4.  Виды речи.

Речь  людей в зависимости от различных  условий  приобретает  своеобразные особенности. Соответственно этому  выделяют разные виды  речи.  Прежде  всего различают  внешнюю  и  внутреннюю  речь.  Внешняя  речь  бывает  устная   и письменная. В свою очередь устная  речь  бывает  монологической  и  диалогической.

Внешняя речь служит общению  (хотя  в  отдельных  случаях  человек  может  размышлять вслух, не общаясь ни с  кем),  поэтому  ее  основной  признак  - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости  от  того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки,  различают  устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная  и  письменная речь  обладают  своими  психологическими  особенностями.  При  устной  речи человек воспринимает слушателей, их реакцию  на  его  слова.  Письменная  же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через  некоторое  время.  Часто  автор  даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает  с  ним  связи.  Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и  читающим  создает  определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать  выразительные  средства  (интонацию,  мимику,   жесты)   для   лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют  в  полной  мере  этих  выразительных средств), как это бывает в устной  речи.  Так  что  письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме,  того,  письменная  речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е.  обработанной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она  в  отличие  от  устной речи допускает  длительную  и  тщательную  работу  над  словесным  выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы  задержки, времени на шлифовку  и  отделку фраз нет. Письменная речь как  в истории  общества,  так  и  в  жизни отдельного человека возникает  позже устной речи и формируется  на ее  основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в  ней  закреплен  весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря  письменности  достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению. В зависимости  от различных условий общения  устная  речь  приобретает  вид  либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь - это  разговор,  беседа  двух  или  нескольких  лиц, которые  говорят  попеременно.   В   повседневном   и   обычном   разговоре диалогическая речь не планируется. Это  речь  поддержанная.  Направленность такой  беседы  и  ее  результаты  в   значительной   степени   определяются высказываниями ее участников,  их  репликами,  замечаниями,  одобрением  или  возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить  определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер.

Информация о работе Проблемы культуры речи в современном обществе