Проблемы культуры речи в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть основные проблемы культуры речи в современном обществе и узнать о способах повышения уровня культуры речи
Задачи:
Провести анализ существующей литературы
Систематизировать материал для понимания и изучения
Сделать соответствующие выводы

Содержание работы

1.Введение
2.Речь
3.Культура речи
4.Предмет изучения речевой культуры
5.Виды речи
6.Роль современных факторов на формирование речи
7.Вывод

Файлы: 1 файл

речь.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

 Диалогическая   речь,  как  правило,  предъявляет   меньше  требований   к построению  связного и развернутого  высказывания,  чем  речь  монологическая или  письменная; здесь не  нужна   специальная  подготовка.  Объясняется   это тем, что собеседники находятся  в одинаковой ситуации, воспринимают  одни  и те же факты и явления  и поэтому сравнительно  легко,  иногда  с  полуслова, понимают  друг друга. Им не  требуется   излагать  свои  мысли  в   развернутой речевой форме. Важное  требование к собеседникам при   диалогической  речи  - уметь  выслушивать высказывания партнера  до конца, понимать  его   возражения и отвечать именно  на них, а не на собственные  мысли. 

Монологическая  речь предполагает, что говорит одно  лицо,  другие  только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь  в  практике  общения людей  занимает большое место и проявляется  в самых  разнообразных  устных  и письменных выступлениях. К монологическим  формам  речи  относятся  лекции, доклады, выступления на собраниях.  Общая  и  характерная  особенность  всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность  ее  к  слушателю.

Цель  этой  направленности  -  достигнуть   необходимого   воздействия   на слушателей,  передать  им  знания,  убедить  в  чем-либо.  В  связи  с  этим монологическая речь носит  развернутый характер, требует  связного  изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с  известным напряжением.  Она требует  от  говорящего  умения  логически,  последовательно  излагать  свои мысли,  выражать  их  в  ясной  и  отчетливой   форме,   а   также   умения устанавливать  контакт с аудиторией. Для этого  говорящий  должен  следить  не только за содержанием своей речи и  за  ее  внешним  построением,  но  и  за реакцией слушателей.

Внутренняя  речь - это внутренний беззвучный речевой  процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может  быть средством общения. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень  сокращена, свернута, почти никогда  не существует в форме полных, развернутых  предложений. Часто целые фразы  сокращаются до одного слова (подлежащего  или сказуемого). Объясняется это  тем, что предмет собственной  мысли человеку вполне ясен и поэтому  не требует от него развернутых словесных  формулировок. К помощи развернутой  внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому  понятную ему самому мысль, часто  объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней  речи, понятной для других.

5. Роль  современных факторов на формирование  речи.

Современная  речь  отражает  неустойчивое  культурно-языковое   состояние  общества, балансирующее на грани  литературного языка  и  жаргона.  В  разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг. разговорную  речь захлестывали волны  уличной  стихии  -  беспризорников,  воров,  -  а  также митинговый  язык  революционных  матросов  и  солдат  (от  них  -  обращение братишка). Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях  его дальнейшего развития в связи  с изменением контингента  носителей  -  в  этой формулировке выдающегося  лингвиста Е.Д.  Поливанова  чувствуется  не  только революционный энтузиазм  эпохи, но и горечь,  и  сознание  трагизма  момента, вызвавшего изменение  контингента носителей. И  сохранился,  выстоял  русский язык - в соответствии с парадоксом Е.Д. Поливанова:  развитие  литературного языка заключается, в  частности,  в  том,  что  он  все  меньше  изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое  в  нашей  языковой  истории.  Да  и  не только в нашей. Жаргон -  английский  сленг,  французское  арго  -  явление, характерное для языкового развития.  В  разные  периоды  истории  сообщества людей,  объединенные  общим  делом,  общими  интересами,  а  более  всего  - сознанием братства и отчужденности  от  остального  общества,  изобретали  и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было,  чтобы посторонние их  не  поняли,  -  и  отсюда  всякие  приемы  зашифровывания  и переноса значений слов.

 Сейчас  же  так  называемый  общий   жаргон  -  заниженный   стиль   речи, размывающий и нормы языка,  и нормы речевого этикета, - становится  привычным не только в повседневном  общении, но и звучит в теле- и радио-эфире. А  также присутствующая  в современном  обществе  актуальность  культурных  достижений западной  цивилизации -  вполне  естественная  плата  за  шаг,  сделанный   ей навстречу. То, что там связано  с индустрией  шоу,  в  основе  которой  лежат несколько эксплуатируемых  обществом  идей,  связанных   с  деньгами,  насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается  преимущественно  как  некая  зрелищная форма, звучит у нас  как своеобразное руководство  к действию.

 Молодежь,  являясь  преимущественным  носителем   жаргона,   делает   его элементом  поп-культуры, который в  свою  очередь  делает  его  престижным  и необходимым для самовыражения.  Примеров  тому  достаточно  в   текстах  песен («Мне все  по барабану» - группа «Сплин»,  «Заколебал ты» - группа  «Дискотека  Авария»), в радиопередачах и   музыкальном  телевидении,  на  которые  они  и ориентируются.

 Стремительное   и   постоянное   ускорение   и   обновление   -   ведущие  характеристики  современной   жизни,  которой  живет  российский   подросток. Научно-технические   революции   делают   общение   чрезвычайно   динамичной системой,  стимулируя  радикальное  изменение  социальных  связей   и   форм

человеческих  коммуникаций.  В  современной   культуре   присутствует   ярко выраженный слой инноваций,  которые  постоянно  взламывают  и  перестраивают  культурную традицию, затрудняя тем  самым процессы социализации  и  адаптации человека к постоянно  меняющимся условиям  и  требованиям  жизни.  Усложнение социокультурной  реальности, сопровождающейся ломкой традиций и  норм  разных сфер  жизни,  стремительное  и  всеохватывающее  распространение   продуктов массовой культуры обусловливают  угрожающие  масштабы  современного  кризиса общения.

Развитие  мировой культуры выработало  основные  коммуникативные  качества хорошей  речи.  Конечно,  эти  качества  изменяются,  развиваются,   поэтому понятия  о  хорошей  речи  не  во  всем  совпадают   в  разные  эпохи  и   у представителей различных классов и мировоззрений.

Каждый  человек должен излагать свои мысли  так, чтобы его нельзя  было  не понять, а именно  точно, ясно и  просто.  Если  речь  не  ясна,  то  она  не достигает цели.

Чтобы речь была точной, слова следует  употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены.

Важнейшее условие хорошей речи  логичность. Мы должны заботиться  о  том, чтобы наша речь не нарушала логических законов.

Речь - это связанное целое, и  каждое  слово  в  ней,  любая  конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны.

 Не для всякого общественного положения, не  для  всякого  места  подходит один и тот же стиль, но в каждой части речи,  также  как  и  в  жизни,  надо всегда иметь ввиду, что уместно. Соблюдение уместности  предполагает  знание стилей литературного языка.

Чистота речи  также  важна.  Если  в  речи  присутствуют  слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о  бедности  словарного запаса, о беспомощности говорящего.

Требования  правильности  речи  относится  не  только  к  лексике  -  они распространяются  и  на  грамматику,  словообразование,  произношение,  а  в письменной речи  на  орфографию  и  пунктуацию.  Соблюдение  нормы   главное условие культуры речи. Всякое отклонение от литературной нормы  препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи.

 Всякая речь имеет определенное содержание. Содержательность речи  зависит от  многих  условий,  которые  влекут  за  собой  многообразие  форм  подачи материала. Чтобы достичь речевого богатства нужно изучать язык  в его литературной и разговорной формах, его  стиле,  лексике,  фразеологии,  словообразовании  и грамматике.

 Существенное значение имеет  выразительность  речи,  которая  достигается четким ясным  произношением,  правильной  интонацией,  умело  расставленными паузами.  Должное  внимание  следует  уделять  темпу  речи,   силе   голоса, убедительности  тона  а  также  особенностям  ораторского  искусства:  позе, жестам, мимике.

 Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и  навыков. Это все приходит как результат труда. Значит необходимо быть  требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной. 
 
 

Вывод:

Каждое  новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно  выбирает наиболее подходящие слова  и обороты речи, берет из выработанного  предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое  видение мира. Естественно, новые  поколения отказываются от того, что  кажется архаичным, не созвучным  новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение  к людям и событиям. Иногда они  возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые  ракурсы осмысления.

Таким образом, постоянное развитие языка  ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному  языку сохранять свою целостность  и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному  языку выполнять одну из важнейших  функций - культурную.

Но с  другой сторон, я считаю, что в наше время такое понятие как культура речи исчезает или же этому не уделяется должное внимание. В нашем великом русском языке появилось слишком много иностранных слов, новомодных, жаргонных словечек, и что ещё хуже, на улице и в общественных местах сплошь и рядом слышны нецензурные выражения. Иногда, слушая говорящего человека, ты понимаешь, что всё можно объяснить гораздо красивее и лаконичнее, если выкинуть из речи бесчисленное множество ненужных междометий, слов-паразитов и так далее. Но ведь культура речи отсутствует не только в бытовой жизни и на улице среди обычных людей, эта проблема так же существует и в средствах массовой информации. Многие дикторы и журналисты допускают речевые ошибки, ставят неправильно ударения в словах, - всё это непременно разочаровывает грамотных слушателей. На мой взгляд, сегодняшней системе образования в число общешкольных программ, помимо русского языка и литературы, следует добавить такой предмет как культура речи. Но не стоит забывать и о том, что взрослое население своим примером должно показывать молодёжи, что грамотная красивая речь привлечёт больше внимания и слушателей, чем бессмысленное пустословие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1997.
  2. Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969.
  3. Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. – М., 2000.
  4. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4.
  5. http://ru.wikipedia.org/
  6. http://www.krugosvet.ru/

Информация о работе Проблемы культуры речи в современном обществе