Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:34, реферат
Цель: рассмотреть основные проблемы культуры речи в современном обществе и узнать о способах повышения уровня культуры речи
Задачи:
Провести анализ существующей литературы
Систематизировать материал для понимания и изучения
Сделать соответствующие выводы
1.Введение
2.Речь
3.Культура речи
4.Предмет изучения речевой культуры
5.Виды речи
6.Роль современных факторов на формирование речи
7.Вывод
Диалогическая
речь, как правило, предъявляет
меньше требований к построению
связного и развернутого высказывания,
чем речь монологическая или
письменная; здесь не нужна
специальная подготовка. Объясняется
это тем, что собеседники
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю.
Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.
5. Роль
современных факторов на
Современная
речь отражает неустойчивое
культурно-языковое состояние
общества, балансирующее на грани
литературного языка и жаргона.
В разные периоды развития общества
разным был и язык. В 20-30-е гг. разговорную
речь захлестывали волны уличной
стихии - беспризорников, воров,
- а также митинговый язык
революционных матросов и солдат
(от них - обращение братишка).
Остро встал вопрос о сохранении
литературного языка, о путях
его дальнейшего развития в связи
с изменением контингента носителей
- в этой формулировке выдающегося
лингвиста Е.Д. Поливанова чувствуется
не только революционный энтузиазм
эпохи, но и горечь, и сознание
трагизма момента, вызвавшего изменение
контингента носителей. И сохранился,
выстоял русский язык - в соответствии
с парадоксом Е.Д. Поливанова: развитие
литературного языка
Сейчас
же так называемый общий
жаргон - заниженный стиль
речи, размывающий и нормы языка,
и нормы речевого этикета, - становится
привычным не только в
Молодежь,
являясь преимущественным носителем
жаргона, делает его элементом
поп-культуры, который в свою
очередь делает его престижным
и необходимым для
Стремительное
и постоянное ускорение
и обновление - ведущие
характеристики современной
жизни, которой живет российский
подросток. Научно-технические
человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
Развитие мировой культуры выработало основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти качества изменяются, развиваются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений.
Каждый человек должен излагать свои мысли так, чтобы его нельзя было не понять, а именно точно, ясно и просто. Если речь не ясна, то она не достигает цели.
Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены.
Важнейшее условие хорошей речи логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов.
Речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны.
Не для всякого общественного положения, не для всякого места подходит один и тот же стиль, но в каждой части речи, также как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно. Соблюдение уместности предполагает знание стилей литературного языка.
Чистота речи также важна. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего.
Требования правильности речи относится не только к лексике - они распространяются и на грамматику, словообразование, произношение, а в письменной речи на орфографию и пунктуацию. Соблюдение нормы главное условие культуры речи. Всякое отклонение от литературной нормы препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи.
Всякая речь имеет определенное содержание. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Чтобы достичь речевого богатства нужно изучать язык в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике.
Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.
Хорошая
речь не может быть без соответствующих
знаний, умений и навыков. Это все приходит
как результат труда. Значит необходимо
быть требовательным не только к речи
других, но прежде всего к своей собственной.
Вывод:
Каждое
новое поколение опирается на
уже существующие тексты, устойчивые
обороты речи, способы оформления
мысли. Из языка этих текстов оно
выбирает наиболее подходящие слова
и обороты речи, берет из выработанного
предшествующими поколениями
Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.
Но с
другой сторон, я считаю, что в наше время
такое понятие как культура речи исчезает
или же этому не уделяется должное внимание.
В нашем великом русском языке появилось
слишком много иностранных слов, новомодных,
жаргонных словечек, и что ещё хуже, на
улице и в общественных местах сплошь
и рядом слышны нецензурные выражения.
Иногда, слушая говорящего человека, ты
понимаешь, что всё можно объяснить гораздо
красивее и лаконичнее, если выкинуть
из речи бесчисленное множество ненужных
междометий, слов-паразитов и так далее.
Но ведь культура речи отсутствует не
только в бытовой жизни и на улице среди
обычных людей, эта проблема так же существует
и в средствах массовой информации. Многие
дикторы и журналисты допускают речевые
ошибки, ставят неправильно ударения в
словах, - всё это непременно разочаровывает
грамотных слушателей. На мой взгляд, сегодняшней
системе образования в число общешкольных
программ, помимо русского языка и литературы,
следует добавить такой предмет как культура
речи. Но не стоит забывать и о том, что
взрослое население своим примером должно
показывать молодёжи, что грамотная красивая
речь привлечёт больше внимания и слушателей,
чем бессмысленное пустословие.
Список литературы:
Информация о работе Проблемы культуры речи в современном обществе