Проблемы постсоветской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

Современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру, предназначенную для большинства.

Содержание работы

Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв 2
СМИ в жизни современного белорусского общества. 4
Культурное наследие современной цивилизации и его особенности 6
Список литературы: 11

Файлы: 1 файл

Культурология СУРС 2.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РБ 
Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта» 

 

 
Кафедра «философии, истории и политологии» 

 

СУРС № 2 
            по культурологии на тему:

Проблемы постсоветской  культуры

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ГТ-11

Хецова С. О.

Проверил:

старший преподаватель

Козороз И. Н.

 

 

 

Гомель 2013

Оглавление

Проблемы  культуры конца XX – начала XXI вв 2

СМИ в жизни  современного белорусского общества. 4

Культурное  наследие современной цивилизации  и его особенности 6

Список литературы: 11

 

Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв

Современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь  это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру, предназначенную для большинства.

Важная особенность современного искусства в том, что она очень  многогранна, современному творческому  человеку предоставляются огромные возможности для своего самовыражения: совершенствуются традиционные методы и технологии в искусстве, появляются новые технологические средства. Но как на самом деле выглядит современный  культурный облик человечества? Оказывается, несмотря на все предоставленные  возможности для его совершенствования, он смотрится порой очень даже примитивно. Может, прав был русский  литературовед Юрий Михайлович Лотман (1922–1994), который считал, что «культура  начинается с запретов». Ведь если проследить историю культуры, то именно мастера  искусства, творившие тайно, в опале, создавали настоящие шедевры. Польский писатель Станислав Ежи Лец писал  по поводу массовой культуры: «Массовым  должен быть читатель, а не искусство».

На сегодняшний день массовая культура должна удовлетворять сиюминутным  запросам людей. В большинстве случаев  люди требуют не высокого уровня искусства, а развлекательности и забавности в искусстве. Деятели такой «культуры» основываются в своем творчестве на бессознательном интересе людей (архетипах) к насилию, эротике и  т. п. Огромную роль здесь играет телевидение. По мнению Энна Ландерса, «телевидение не вещает о насилии», оно его  «производит». Конечно же телевидение  является источником информации, но по большей части эта информация направлена не на развитие человека, а  на удовлетворение его потребностей. «Чем больше смотришь ТВ, тем ниже уровень  твоего интеллекта» – можно с  этим поспорить, но если вглядеться в  проблему, то оказывается, прав был  Жорж Элгози, когда говорил, что есть «два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас  от них». Телевидение в большей  мере отучает людей думать. На современном  телевидении наметилась тенденция  перехода от качества к количеству. Это огромная проблема современной  культуры. Ведь выходит, что телевидение  заполоняет не то, что по-настоящему является искусством, а то, что приносит прибыль и успех. Взять хотя бы киноискусство, которое не внушает больших надежд. Современное кино делится на две категории:

1. Массовое кино, целью  которого является удовлетворение  массовых примитивных потребностей. Люди безмолвно потребляют то, что им навязывают.

2. Так называемое «другое  кино», более творческое, интеллектуальное, авторское, зачастую коммерчески  менее выгодное, чем массовое  кино.

К. Понти сказал по этому  поводу замечательную фразу: «Если  фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это  искусство».

 

СМИ в жизни современного белорусского общества.

Существует общепринятое определение средств массовой информации – это система учреждений, созданных  в обществе для открытой публичной  информации с помощью специальных  технических средств .С моей точки  зрения, средства массовой информации должны преследовать следующие цели: показать, убедить, предотвратить.

В современный период развития белорусского общества успешное решение  политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как  социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения  в общественной жизни страны свидетельствуют  их бурный рост, распространенность и  доступность массовой информации.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения  информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении  электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию  на чувства и сознание людей они  остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах  массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения  эффективности выступлений тесно  связаны с уровнем организации  творческого процесса, форм и средств  социально-политического воспитания журналистского, художественного и  технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых  может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных  планов работы СМИ, их включающих.

В настоящее время значительно  возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение  прочно вошло в быт, практически  каждой семьи. Постепенно телевидение  вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция  с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия  информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в  информации социальны по своей природе  и обусловлены в первую очередь  содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе  объективными характеристиками его  профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и  от ситуативных социально-психологических  факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые  сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем  опроса. Опрос дает только картину  тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера  ролевой деятельности представителей различных групп населения в  труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

В наши дни телевидение  и средства печати ищут новые подходы  к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления. А телевидение массово  пропагандирует всевозможные «проамериканские»  викторины, а также различные  ток-шоу на злободневные темы. Что  ж, уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ.

 

Культурное наследие современной  цивилизации и его особенности

Культурное наследие - это  не только материальное богатство, но и духовная продукция. Это не только материальный продукт, но и процессы, виды деятельности в материальной и  духовной сферах общества. Но это - и  общественные отношения людей, созданные  ими и передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям.

Вся культура человечества создана им, покоится на его труде, является продуктом творчества человека. Каждое поколение трудится вполне определённое количество времени, общественно необходимое  ему, и создаёт общественно необходимый  продукт, используемый им для своего сохранения в данном статусе.

Но иногда естественный ход  трудового процесса может нарушаться. Возможность неурожая, неудачной  охоты, болезни, стихийного бедствия заставляет человека производить продукции  больше, чем ему необходимо. Создаётся  дополнительный продукт. Для сохранения дополнительной продукции также  требуются известные усилия членов общества, уже не определяемые необходимостью, но связанные с осознанием производства дополнительного продукта и его  сохранения, то есть производства некоего  излишка, избыточной продукции, используемой для производства дополнительного  продукта. Таким образом, продукт, произведённый  обществом, приобретает сложный, интегративный  характер. Он используется не только как  необходимая продукция общества, но и как его дополнительная и  избыточная форма, используемая для  вторичных, производных целей общества, свободно определяемых его членами. Этот продукт и образует базу культурного  развития общества.

Пока происходит рост производительности труда, создаётся как необходимый, так и избыточный продукт, происходит развитие культуры. При падении производства, его кризисе, уменьшении производства продукции происходит разрушение культуры общества. Общество уже не в состоянии  поддерживать существующую систему  разделения труда (цивилизационный  аспект культуры). Сменяются собственники и формы общения (формационный аспект культуры). Теряется былая мотивация  труда, изменяются интересы людей, их ценности, установки, идеалы. Та культура, освоение которой ещё недавно было престижным и предпочтительным, теряет свою привлекательность. Общество ищет новые формы культурного развития.

На механизм культурного  наследования оказывает воздействие  уровень развития социальных конфликтов. Многие не умеют водить автомобиль. Эта культура, культура вождения автомобиля, для них остаётся чуждой. Но при  соответствующих условиях - наличии  свободного времени, денег, интереса к  вождению и т. п., каждый нормальный человек может освоить искусство  вождения автомобиля. Чужая и чуждая культура может быть освоена, превращена в свою собственную культуру. Однако враждебная культура, то есть культура, направленная на уничтожение противника, не может быть им освоена принципиально. Враждебная культура не осваивается, не наследуется, не заимствуется.

В истории мировой культуры очень часто возникали ситуации, когда вражда экономическая, социальная, политическая переносилась на область  культуры, воспринималась как культурная вражда, и тогда культура чужого народа воспринималась как враждебная и уничтожалась. Чужое может быть освоено, либо может оставлять человека равнодушным, безразличным и чуждым к себе, но оно, чужое, может хранить  в себе и враждебные элементы. Поэтому  многие народы выработали в своих  культурах настороженное отношение  к чужому, опасаясь скрывающихся в  нём враждебных элементов, и не осваивая из-за него те элементы культуры, которые  несут в себе общечеловеческое содержание и могут, должны быть освоены.

В условиях, когда социальная вражда приобретает устойчивые формы, чуждые явления культуры воспринимаются как враждебные и уничтожаются. Во время экспедиции войск Наполеона  в Египет солдаты французской  армии расстреливали из пушек  скульптурные памятники древнеегипетской культуры. Это была культура их врага, которая не ценилась ими и подлежала, с их точки зрения, уничтожению. Но в той же армии Наполеона были учёные, которые понимали историческую ценность этих памятников былых культур. Их усилиями многие из этих памятников были спасены от бесчинств солдатни и вывезены во Францию.

В условиях снижения социальной напряжённости враждебные элементы культуры могут начать восприниматься как чужие, подлежащие изучению и  освоению. Постепенно они способны вытеснить собственную культуру народа, заменить её чужими ценностями, по сути выполнить враждебную роль. Мы уже приводили пример с этрусками, которые, переняв латинскую культуру, позабыли свой родной язык, потеряли свою идентичность. Физически они продолжали жить. Культурно - они более не существовали как этруски, но сохранялись как римские граждане.

Таким образом, освоение культурного  наследия, покоясь на развитии производительных сил, на соответствующей системе  производственных отношений, в то же время не сводится к ним, но продолжается в социальной и политической областях, определяется идеологическими факторами. Более того, оно зависит от состояния  самой культуры, правильного определения  линии в отношении культурного  наследия. Так, культура, рассматривающая  все окружающие народы как враждебные, замыкается в своих границах, будучи не в состоянии осваивать общечеловеческие ценности, и отстает в своём  развитии: «Богат торговый гость Садко, но богаче его Господин великий Новгород!»

Как бы ни была богата в культурном отношении страна, сокровищница мировой  культуры всего человечества - богаче, разнообразнее, полнее! Ни один народ, ни одна культура не могут развиваться  изолированно, в отрыве от развития мировой культуры. Но и общее культурное достояние современной цивилизации  покоится на богатстве, многообразии многочисленных культур, характеризующих отдельные  народы. Мы ещё можем встретить  в малоисследованных областях Амазонии или на островах Тихого океана примитивные  культуры, изолированные от влияния  человечества. Но ход истории показывает, что эта изоляция - временная и  относительная. Она может сохраняться  и искусственно, так же, как и  другие культурные продукты человечества. Истории культуры известны примеры  искусственной изоляции того или  иного народа. Например, Япония вплоть до «революции Мэйдзи» 1867 г. оставалась «закрытым обществом», но и она  вынуждена была открыть двери  для налаживания диалога с  мировым сообществом. Долгие годы были ограничены контакты населения СССР с иностранными гражданами, но развитие событий показало эфемерность такого рода политики. Современная культура составляет общечеловеческое достояние, которое наследуется, сохраняется  и преумножается всем человечеством, а значит, и каждый его представитель  должен иметь возможность приобщиться  к общечеловеческим ценностям, освоить  общественное достояние человечества. Каждый из нас - полноправный наследник  всей культуры всего человечества.

Информация о работе Проблемы постсоветской культуры