Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:33, реферат
Современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру, предназначенную для большинства.
Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв 2
СМИ в жизни современного белорусского общества. 4
Культурное наследие современной цивилизации и его особенности 6
Список литературы: 11
Министерство
образования РБ
Учреждение образования «Белорусский
государственный университет транспорта»
Кафедра «философии, истории и политологии»
СУРС № 2
по
культурологии на тему:
Проблемы постсоветской культуры
Выполнила:
студентка группы ГТ-11
Хецова С. О.
Проверил:
старший преподаватель
Козороз И. Н.
Гомель 2013
Оглавление
Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв 2
СМИ в жизни современного белорусского общества. 4
Культурное наследие современной цивилизации и его особенности 6
Список литературы: 11
Современная культура заметным
образом отличается от предшествующих
культурных эпох. И в первую очередь
это следствие развития информационных
технологий, которые взрастили массовую
культуру, предназначенную для
Важная особенность
На сегодняшний день массовая
культура должна удовлетворять сиюминутным
запросам людей. В большинстве случаев
люди требуют не высокого уровня искусства,
а развлекательности и
1. Массовое кино, целью
которого является
2. Так называемое «другое
кино», более творческое, интеллектуальное,
авторское, зачастую
К. Понти сказал по этому поводу замечательную фразу: «Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство».
Существует общепринятое определение средств массовой информации – это система учреждений, созданных в обществе для открытой публичной информации с помощью специальных технических средств .С моей точки зрения, средства массовой информации должны преследовать следующие цели: показать, убедить, предотвратить.
В современный период развития белорусского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации.
Средства массовой информации
– мощная сила воздействия на сознание
людей, средство оперативного донесения
информации в разные уголки мира, наиболее
эффективное средство влияния на
эмоции человека, способное убеждать
реципиента наилучшим образом. Особенно
четко это проявляется в
В настоящее время значительно
возросло влияние средств массовой
информации на личность. Господствующее
положение среди средств
Эффективность деятельности
СМИ неразрывно связана с учетом
потребностей людей, их возросших социальных,
духовных и политических запросов.
При этом необходимо различать понятия
информационные потребности и тематические
интересы аудитории. Потребности в
информации социальны по своей природе
и обусловлены в первую очередь
содержанием, структурой повседневной
деятельности человека, в том числе
объективными характеристиками его
профессиональной и общественной деятельности.
Тематические же интересы зависят от
содержания предлагаемой информации и
от ситуативных социально-
В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления. А телевидение массово пропагандирует всевозможные «проамериканские» викторины, а также различные ток-шоу на злободневные темы. Что ж, уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ.
Культурное наследие - это не только материальное богатство, но и духовная продукция. Это не только материальный продукт, но и процессы, виды деятельности в материальной и духовной сферах общества. Но это - и общественные отношения людей, созданные ими и передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям.
Вся культура человечества
создана им, покоится на его труде,
является продуктом творчества человека.
Каждое поколение трудится вполне определённое
количество времени, общественно необходимое
ему, и создаёт общественно
Но иногда естественный ход
трудового процесса может нарушаться.
Возможность неурожая, неудачной
охоты, болезни, стихийного бедствия заставляет
человека производить продукции
больше, чем ему необходимо. Создаётся
дополнительный продукт. Для сохранения
дополнительной продукции также
требуются известные усилия членов
общества, уже не определяемые необходимостью,
но связанные с осознанием производства
дополнительного продукта и его
сохранения, то есть производства некоего
излишка, избыточной продукции, используемой
для производства дополнительного
продукта. Таким образом, продукт, произведённый
обществом, приобретает сложный, интегративный
характер. Он используется не только как
необходимая продукция
Пока происходит рост производительности труда, создаётся как необходимый, так и избыточный продукт, происходит развитие культуры. При падении производства, его кризисе, уменьшении производства продукции происходит разрушение культуры общества. Общество уже не в состоянии поддерживать существующую систему разделения труда (цивилизационный аспект культуры). Сменяются собственники и формы общения (формационный аспект культуры). Теряется былая мотивация труда, изменяются интересы людей, их ценности, установки, идеалы. Та культура, освоение которой ещё недавно было престижным и предпочтительным, теряет свою привлекательность. Общество ищет новые формы культурного развития.
На механизм культурного
наследования оказывает воздействие
уровень развития социальных конфликтов.
Многие не умеют водить автомобиль.
Эта культура, культура вождения автомобиля,
для них остаётся чуждой. Но при
соответствующих условиях - наличии
свободного времени, денег, интереса к
вождению и т. п., каждый нормальный
человек может освоить
В истории мировой культуры
очень часто возникали
В условиях, когда социальная вражда приобретает устойчивые формы, чуждые явления культуры воспринимаются как враждебные и уничтожаются. Во время экспедиции войск Наполеона в Египет солдаты французской армии расстреливали из пушек скульптурные памятники древнеегипетской культуры. Это была культура их врага, которая не ценилась ими и подлежала, с их точки зрения, уничтожению. Но в той же армии Наполеона были учёные, которые понимали историческую ценность этих памятников былых культур. Их усилиями многие из этих памятников были спасены от бесчинств солдатни и вывезены во Францию.
В условиях снижения социальной напряжённости враждебные элементы культуры могут начать восприниматься как чужие, подлежащие изучению и освоению. Постепенно они способны вытеснить собственную культуру народа, заменить её чужими ценностями, по сути выполнить враждебную роль. Мы уже приводили пример с этрусками, которые, переняв латинскую культуру, позабыли свой родной язык, потеряли свою идентичность. Физически они продолжали жить. Культурно - они более не существовали как этруски, но сохранялись как римские граждане.
Таким образом, освоение культурного
наследия, покоясь на развитии производительных
сил, на соответствующей системе
производственных отношений, в то же
время не сводится к ним, но продолжается
в социальной и политической областях,
определяется идеологическими факторами.
Более того, оно зависит от состояния
самой культуры, правильного определения
линии в отношении культурного
наследия. Так, культура, рассматривающая
все окружающие народы как враждебные,
замыкается в своих границах, будучи
не в состоянии осваивать
Как бы ни была богата в культурном
отношении страна, сокровищница мировой
культуры всего человечества - богаче,
разнообразнее, полнее! Ни один народ,
ни одна культура не могут развиваться
изолированно, в отрыве от развития
мировой культуры. Но и общее культурное
достояние современной