Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:33, реферат
Современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру, предназначенную для большинства.
Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв 2
СМИ в жизни современного белорусского общества. 4
Культурное наследие современной цивилизации и его особенности 6
Список литературы: 11
Однако, часто применяются
и более «цивилизованные», «культурные»
формы «нейтрализации»: подкуп недовольных,
создание для них хорошо оплачиваемых
постов; выдвижение перед социальными
движениями тупиковых целей развития,
внесение в ряды противников духа
раскола, соперничества и т. д.; распространение
иллюзий в виде утопий, различных
религиозных идей, отвлекающих от
решения основного вопроса - об эксплуатации,
и привлекающих внимание к решению
второстепенных проблем и проч. Не
редкость - и распространение веществ,
приносящих временное удовлетворение,
успокоение, разрядку нервного напряжения
- табака, алкоголя, наркотиков, дурманящих
газов. Цивилизация выработала и
методы воздействия на население, связанные
с манипулированием, управлением
сознанием посредством методов
психологического, мифологического, идеологического
давления. Так, всё чаще распространение
информации служит не средством просвещения
масс, а ставит себе целью снятие
психологического напряжения: дозированная
подача сцен насилия и секса - основных
психических раздражителей
Идеология, как классовое
сознание, позволяет передать представления
об окружающей человека культуре и
о нём самом в целостном
виде. Важнейшая функция идеологии
- представить этот классовый интерес
в виде всеобщего - «всенародного»,
«общечеловеческого», «всемирного». А
поскольку в цивилизации
Так, сложный характер, который приобрела система наследования при переходе от культуры Рима к средневековой, объясняется, прежде всего, цивилизационными причинами: социальный строй варварских культур сохраняет ещё элементы социальной однородности. Он покоится на свободе выбора, работник сам выбирает - платить ли ему за услуги или продукты духовной деятельности, или создавать их самому. Присоединиться ли ему к шайке грабителей и отправиться в «варяги», или остаться на земле. Цивилизация лишает его свободы. Самим фактом рождения он становится классовым индивидом со своей судьбой: раб - рождает раба, свободный - свободного. Это состояние насильственно поддерживается обществом: раб не может носить оружия, свидетельствовать в суде и т. п., в противном случае ему угрожает наказание. Поэтому между цивилизацией и предшествующей ей культурой варваров создаётся состояние вражды. Оно объективно. Но оно может быть дополнено враждой экономической, политической, религиозной, что и произошло в истории.
Переход от цивилизации к
цивилизации в рамках схожих формаций,
например, переход между феодализмом
и буржуазным обществом, может происходить,
не приобретая форму вражды, через
ряд компромиссов, соглашений, что
приводит к постепенной трансформации
культуры. Так, культура буржуазной Англии
в наибольшей степени сохраняет
культурное наследие феодальной поры:
архитектуру, систему права, философские
системы и т. д. Но и здесь разрыв
в области идеологий был
Таким образом, проблема сохранения культурного наследия - сложна. Она носит комплексный характер, охватывая область общефилософских, общесоциологических закономерностей, но включает в себя и особенности экономики, политики, идеологии.