Проблемы постсоветской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

Современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру, предназначенную для большинства.

Содержание работы

Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв 2
СМИ в жизни современного белорусского общества. 4
Культурное наследие современной цивилизации и его особенности 6
Список литературы: 11

Файлы: 1 файл

Культурология СУРС 2.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

Однако, часто применяются  и более «цивилизованные», «культурные» формы «нейтрализации»: подкуп недовольных, создание для них хорошо оплачиваемых постов; выдвижение перед социальными  движениями тупиковых целей развития, внесение в ряды противников духа раскола, соперничества и т. д.; распространение  иллюзий в виде утопий, различных  религиозных идей, отвлекающих от решения основного вопроса - об эксплуатации, и привлекающих внимание к решению  второстепенных проблем и проч. Не редкость - и распространение веществ, приносящих временное удовлетворение, успокоение, разрядку нервного напряжения - табака, алкоголя, наркотиков, дурманящих газов. Цивилизация выработала и  методы воздействия на население, связанные  с манипулированием, управлением  сознанием посредством методов  психологического, мифологического, идеологического  давления. Так, всё чаще распространение  информации служит не средством просвещения  масс, а ставит себе целью снятие психологического напряжения: дозированная подача сцен насилия и секса - основных психических раздражителей сознания - позволяет снять психологический  стресс, искусственно создать настроение удовлетворения, умиротворения. В этом случае реальное удовлетворение потребностей в здоровом труде, активном отдыхе, семейном счастье, человеческом общении  подменяется иллюзорным их удовлетворением  при помощи средств массовой информации. Широко используются современные мифы - приёмы искусственной обработки  слов, понятий с целью придания им определённой эмоциональной окраски, дополнительных смыслов, значений, подмена  одних значений другими, выхолащивающими  их адекватное содержание и т. п. Но миф даёт фрагментарную картину  мироздания, общества, его культуры. Рано или поздно, но возникает потребность  в осмыслении всей картины - включающей природу, общество, человеческое мышление, в целом, с точки зрения классового интереса, целей его развития. Эту  задачу выполняет идеология.

Идеология, как классовое  сознание, позволяет передать представления  об окружающей человека культуре и  о нём самом в целостном  виде. Важнейшая функция идеологии - представить этот классовый интерес  в виде всеобщего - «всенародного», «общечеловеческого», «всемирного». А  поскольку в цивилизации всеобщий интерес не всегда совпадает с  классовым, то идеология выступает  иллюзорной формой сознания. С помощью  идеологии господствующий класс  свои иллюзии, в качестве всеобщих, навязывает угнетённым классам и  всем слоям общества. При смене формационных культур, как правило, происходит идеологический разрыв. Корни его лежат в отношениях собственности, в классовой структуре, то есть имеют цивилизационный характер.

Так, сложный характер, который  приобрела система наследования при переходе от культуры Рима к  средневековой, объясняется, прежде всего, цивилизационными причинами: социальный строй варварских культур сохраняет  ещё элементы социальной однородности. Он покоится на свободе выбора, работник сам выбирает - платить ли ему  за услуги или продукты духовной деятельности, или создавать их самому. Присоединиться ли ему к шайке грабителей и  отправиться в «варяги», или остаться на земле. Цивилизация лишает его  свободы. Самим фактом рождения он становится классовым индивидом со своей  судьбой: раб - рождает раба, свободный - свободного. Это состояние насильственно  поддерживается обществом: раб не может  носить оружия, свидетельствовать в  суде и т. п., в противном случае ему угрожает наказание. Поэтому  между цивилизацией и предшествующей ей культурой варваров создаётся  состояние вражды. Оно объективно. Но оно может быть дополнено враждой  экономической, политической, религиозной, что и произошло в истории.

Переход от цивилизации к  цивилизации в рамках схожих формаций, например, переход между феодализмом  и буржуазным обществом, может происходить, не приобретая форму вражды, через  ряд компромиссов, соглашений, что  приводит к постепенной трансформации  культуры. Так, культура буржуазной Англии в наибольшей степени сохраняет  культурное наследие феодальной поры: архитектуру, систему права, философские  системы и т. д. Но и здесь разрыв в области идеологий был значительным. Изменение положения и роли буржуазии  в обществе привело к смене  идеологий - на смену католичеству пришла такая форма протестантизма, как  англиканская церковь.

Таким образом, проблема сохранения культурного наследия - сложна. Она  носит комплексный характер, охватывая  область общефилософских, общесоциологических  закономерностей, но включает в себя и особенности экономики, политики, идеологии.

 

Список литературы:

  1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Омега-Л, 2010.
  2. Культурология / под ред. Г.В. Драча. - М.: Феникс, 2009.
  3. Осокин, Ю.В., Афасижев, Т.М. Искусство в культуре общества / Ю.В. /2005. - №3.
  4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие/ Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.

 

 


Информация о работе Проблемы постсоветской культуры