Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа
В современном мире все большее значение приобретают материальные ценности, в сознании главенствует рационализм. И под подобным натиском, Новый Год, возможно, остался одним из немногих праздников, сохраняющих свои традиции.
Новый год и Рождество Христово праздники, можно сказать, уникальные, светлые, любимейшие народом праздники, их одинаково ждут и любят взрослые и дети, традиционно они заставляют семьи собираться вместе, пробуждают в людях доброту, щедрость, веру с лучшее и счастливое будущее. Традиционно люди надеются, что новый год будет удачнее предыдущего, и несчастья обойдут их стороной.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ
(Технический университет)
Кафедра Культурологии
Реферат по предмету: «Русская народная культура и православие».
На тему:
«Происхождение и значение зимних праздников народного православного календаря: Новый год, Рождество Христово».
Работу выполнила:
студентка группы С-44
Федотова Ольга Александровна
Научный руководитель:
Носова Галина Алексеевна
Москва 2011
Введение:
Тема работы: «Происхождение и значение зимних праздников народного православного календаря: Новый год, Рождество Христово».
Цель: изучить историю,
происхождение, значение праздников Новый
год и Рождество Христово, обычаи
и особенности празднования, отношение
к ним в современном обществе.
В современном мире все большее значение приобретают материальные ценности, в сознании главенствует рационализм. И под подобным натиском, Новый Год, возможно, остался одним из немногих праздников, сохраняющих свои традиции.
Новый год и Рождество Христово праздники, можно сказать, уникальные, светлые, любимейшие народом праздники, их одинаково ждут и любят взрослые и дети, традиционно они заставляют семьи собираться вместе, пробуждают в людях доброту, щедрость, веру с лучшее и счастливое будущее. Традиционно люди надеются, что новый год будет удачнее предыдущего, и несчастья обойдут их стороной. Подготовка к праздникам начинается за несколько недель, в преддверии праздника и взрослые, и дети с нетерпением ждут, когда в доме появится сверкающая ёлка, а под ней — мешок с подарками от Деда Мороза.
Время – неотъемлемый, основополагающий фактор жизни. Новогодний ритуал символизирует ежегодное крушение и возрождение мира. А идея регулярного обновления, в свою очередь, служит залогом сохранения миропорядка, перемены идут по постоянному циклу и препятствуют проникновению сил, способных ритм жизни нарушить.
И неудивительно, что новогодний ритуал сохранился, несмотря на то, что многие традиционные ритуалы ушли из нашей жизни.
Может, показаться, что Новый год это светский праздник, а Рождество – религиозный. Но такого строгого деления нет, оба они свидетельствуют о возрождении новой жизни, и многое из этого, что чем сопровождается Новый год, на самом деле, имеет важный религиозный смысл, забытый сегодня.
Содержание:
1. Введение.
2. Рождество Христово.
1.1. История праздника
1.2. Традиции Рождества
1.3. Рождественские приметы
1.4. Рождественские атрибуты
3. Новый Год
2.1. О праздновании Нового Года в древности
2.2. Как появилась традиция праздновать Новый год с елкой в России?
2.3. Откуда пошла традиция наряжать елку?
2.4. Традиционные герои новогодних праздников
2.5. Новогодние приметы
4. Заключение
5. Список литературы
Рождество Христово
Говорят, перед Рождеством начинают звонить небесные колокола, восхваляя Бога за рождение Его Сына, Иисуса Христа. И с каждым новым ударом такого колокола небесная благодать разносится по нашему грешному миру, а у ангелов растут крылья...
Рождество открывает календарь зимних
праздников. Христиане всего мира в
этот день празднуют Рождение Иисуса Христа,
спасителя мира, с пришествием которого
люди обрели надежду на милосердие, доброту,
истину и веру в вечную жизнь.
Рождество и Новый год - два праздника,
которые отмечаются многими людьми по
всей Земле. Различные христианские религиозные
конфессии отмечают христианское Рождество
в середине зимы с 25 декабря (у католиков)
по 7 января (у православных.
Ночь перед рождеством
- это самое светлое и самое
чистое время, когда каждый человек
должен простить всем неблаговидные поступки, очиститься
перед людьми, попросив прощения за свои
грехи и стать немножко светлее, добрее,
приблизившись тем самым к Творцу.
История праздника
Наиболее подробно о
рождении Иисуса Христа рассказывается
в Евангелии от Луки:
«Пошёл также и Иосиф из Галилеи,
из города Назарета, в Иудею, в город Давидов,
называемый Вифлеем, потому что он был
из дома и рода Давидова, записаться с
Мариею, обручённою ему женою, которая
была беременна. Когда же они были там,
наступило время родить Ей; и родила Сына
своего Первенца, и спеленала Его, и положила
Его в ясли, потому что не было им места
в гостинице». (Лука, гл. 2:4-7)
В то время, когда Марии было предначертано родить младенца, проходила перепись населения Римской Империи по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в "свой" город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.
После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды. Она родила сына, которого нарекла по знамению Иисусом.
После рождения Иисуса, ему
пришли поклониться пастухи, которые
получили светлое известие от ангела.
По евангелию от Матфея, на небе в
то время загорелась чудесная звезда,
которая и привела к Иисусу мудрецов (волхвов). В дар
Младенцу пастухи преподнесли ладан, золото
и смирну. Весть о рождении Мессии разнеслась
по всей Иудее.
Узнав о рождении Нового
Царя, царь Ирод приказал уничтожить всех
младенцев мужского пола до двух лет.
Однако Иисус избежал печальной участи, так как
Иосиф был предупрежден ангелом, который
велел ему бежать от расправы в Египет,
где Святое Семейство жило до самой смерти
Ирода.
Празднику Рождества предшествует долгий пост, последний день которого называется рождественским сочельником. В сочельник за стол садились только с появлением на небе первой звезды, символа звезды вифлеемской. Обычно об ее появлении сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками, а иногда на улицу выходили и всей семьей. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и после торжественной молитвы садились за стол. Ужинали «голодной кутьёй» или «сочивом», - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название – «сочельник».
Сочельник – это, прежде всего, семейный ужин. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе; и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать. Непременным украшением была наряженная елка с зажженными свечами и подарками под ней.
Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день праздника Рождества верующие разговляются (то есть вкушают скоромную, не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост в среду и пятницу отменяется.
Рождество продолжается
три дня. Благочестивые
Святки
Они наступали после
Рождества Христова и длились
две недели. По преданию, в течение
восьми дней после рождения Иисуса
Христа бродит по земле нечистая сила,
рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую
силу, надевали рогатые и бородатые маски,
пугали и веселили людей. Во время святок
устраивались веселые маскарады. Этот
обычай завез в Россию из Европы Петр I.
Святки - это особое праздничное время
после Рождества и до Крещенского сочельника.
Это дни радости о том, что родился для
нашего спасения Господь Иисус Христос.
Принято ходить в гости, навещать больных,
стариков, заключенных, бедняков, дарить
подарки, чтобы и они могли разделить с
нами счастье Рождества Христова. На Святки
отменяются все посты, трапезы обильны,
разнообразны. Специально к этим дням
с детьми разучивают духовные стихи, песнопения,
рождественские сценки.
Крещение Господне
Праздник Крещения Господня завершает Святки. Отмечается в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Этот праздник называют еще Богоявлением, потому что во время крещения Иисуса Христа слетел с небес голубь, это был Дух святой, и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос - Его возлюбленный Сын. На Крещение в церквах освящают воду. У православных христиан издавна существует обычай приносить домой святую воду и бережно хранить ее. Эту воду пьют, умываются ею, считая ее целебной, окропляют ею дом.
Традиции Рождества
Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа.
Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием (по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды), а песни - колядками.
Рождественские приметы
Таким образом, в этот день не надо было работать посвятить себя прославлению Спасителя и размышлению о великом событии.
Как любой праздник, Рождество имеет свои традиции и свои символы, исполненные глубокого смысла, доброты, веры, наполненные подлинными человеческими идеалами и ценностями.
Рождественские атрибуты
Рождественский венок
Традиционный рождественский венок происходит от лютеранской католической церкви. Как правило, это венок из веток вечнозеленого хвойного дерева (или его имитация) с четырьмя свечами. Первую свечу традиционно зажигают за четыре недели до Рождества именно в воскресный день. Свеча на рождественском венке – это хорошая традиция, которая символизирует свет, приходящий в мир с рождением Иисуса Христа. В каждое следующее воскресенье полагается зажигать по одной свече. А вот в последнее воскресенье перед Рождеством нужно зажечь все четыре свечи, дабы осветить место, где возлежит рождественский венок (церковный алтарь, убранное к Рождеству место в доме или обеденный стол).
Рождественские свечки
Свет и огонь – это главный символы всех языческих праздников, в особенности зимних. Тепло костра прогоняло холод и злых зимних духов. В христианской традиции рождественские свечи подчеркивают значение Христа как Света всего мира. Свеча озаряет наш путь, освещает его, вносит ясность в жизнь и ее понимание, символизирует победу света над тьмой. Именно свечи превратили райское дерево в рождественскую елку.
Рождественский колокольный звон
Рождественские колокольчики и их мелодичный звон также берут свое начало еще с языческих зимних праздников. Когда наступала зима, солнце и земля умирали, а свою силу набирал злой дух, который боялся шумных звуков, и для того, чтобы потеснить его полагалось громко шуметь, кричать и петь. Традиция сильна и по сей день. Только теперь колокольный звон не изгоняет злых духов, а приветствует рождение Христа.
Подобная традиция имеется во многих европейских странах, в Скандинавии например, колокольный звон знаменует окончание рабочего дня и начало праздника, а в Англии – звон колокольчиков, приветствует Христа и символизирует погребальный звон по усопшему дьяволу.
Открытки на Рождество
Первая рождественская открытка обязана своим появлением англичанину Хорслею в 1843 году. В то Рождество в Лондоне было продано 1000 экземпляров этой открытки. А в 1875 году предприимчивый американский издатель Луи Пранг вывел рождественскую открытку в ранг национального символа тем, что устроил общенациональный конкурс на лучшую рисованную рождественскую открытку. Развитие почтовой службы вскоре привело к тому, что рассылка праздничных рождественских открыток друзьям и родственникам стала доброй традицией Рождества по всему миру.
Рождественская ёлка
Безусловно, главной традицией Рождества является наряженная ель. Этот обычай известен с VIII века и пришел к нам из Германии. Первое упоминание о Рождественской елке связано с личностью святого Бонифация. Когда монах Бонифаций читал друидам (поклонникам деревьев) проповеди об Иисусе Христе и Рождестве, то убеждал их, что дуб не является священным деревом. Чтобы доказать свои слова, Бонифаций срубил дерево. Падая, дуб поломал все деревья своей кроной, не сломанной осталась только лишь одна ель. Монах увидел в этом событии чудо, воскликнув: «Пусть будет ель древом Христа».