Происхождение и значение зимних праздников народного православного календаря: Новый год, Рождество Христово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

В современном мире все большее значение приобретают материальные ценности, в сознании главенствует рационализм. И под подобным натиском, Новый Год, возможно, остался одним из немногих праздников, сохраняющих свои традиции.
Новый год и Рождество Христово праздники, можно сказать, уникальные, светлые, любимейшие народом праздники, их одинаково ждут и любят взрослые и дети, традиционно они заставляют семьи собираться вместе, пробуждают в людях доброту, щедрость, веру с лучшее и счастливое будущее. Традиционно люди надеются, что новый год будет удачнее предыдущего, и несчастья обойдут их стороной.

Файлы: 1 файл

Реферат по предмету- «Русская народная культура и православие». .doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

Славянские народы часто  гадают на рождество, особенно молодые  девушки - на суженого. Загадывают желания  и сны, которые, по поверью, обязательно  сбудутся. В некоторых селах в  ночь перед Рождеством строят «колодцы»  из веточек. Верх «колодца» кладут небольшой навесной замочек, который перед сном захлопывают. Ключ девушка кладет под подушку, загадывая, чтобы суженый пришел воды напиться из колодца, а «колодец» на замке. Ключ нужно у суженой взять: придет суженый у девицы ключ просить, так они и свидятся.

 

Существует и еще  одна традиция. Для того чтобы вещи в доме водились и семья всегда была в обновках, в канун Рождества (6 января) следует переложить вещи в полок на полки, поменяв из местами. Тогда, по верованиям, весь год семья, живущая в этом доме, сможет покупать новые вещи.

 

Кроме того, в Святой Вечер 6 января принято ходить в гости  к близким и родственникам  с песнями, колядками, поздравлять  всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра.

 

 

 

Новый Год

 

 

  Можно сказать, что новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало  нового года».

 

О праздновании Нового Года в древности

 

В Древнем Египте Новый  год праздновался во время разлива  реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему, в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм. 

 

А древние римляне  ещё до нашей эры стали дарить новогодние подарки и веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи, благополучия.

 

Римляне в течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским).

Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой – вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы». Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.

 

В глубокой древности  Новый год чаще всего связывали  с весной – началом возрождения  природы и ожиданием нового урожая. Поэтому на Руси Новый год отмечали 1 марта. Но в скором времени Новый год стали отмечать в сентябре. В первый день нового года совершалась особая церковная служба, именуемая действом нового лета или чином летопроводства. В Москве церемония  совершалась в Кремле, на Соборной площади, в ней участвовали патриарх и царь.

В XIV веке Московский церковный  собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает». Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

 

Девушки, убираясь 31 декабря, тщательно подметали под столом, если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.

 

Как появилась  традиция праздновать Новый год  с елкой в России?

 

Обычаем новогодней ёлки мы обязаны друидам – замкнутой  касте жрецов у древних кельтов. Перед началом жреческой деятельности друиды были обязаны провести двадцать лет в одиночестве, обычно в лесу, который для них являлся святым. Отношение к лесу, к деревьям, к растениям у друидов было трепетное: по поверьям, каждое дерево, как и человек, имеет свой характер и требует определенных условий жизни.

 

Рождественская или  новогодняя ёлка — это форма отображения одного из древних символов человечества — Мирового Древа, особенно распространённого у индоевропейских народов. Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами.

Существует мнение, что  первую рождественскую елку установили в Риге, доказательством этому  свидетельствуют документы, найденные  в рижских архивах. Так датой  рождения рождественской ёлки можно  считать 1510 год. К сожалению, о рижской  ёлке известно совсем мало. Сообщается, что ёлку наряжали мужчины в черных шапках. После праздника дерево было сожжено. Но как бы то ни было, многие исследователи сходятся в одном: прекрасная традиция наряжать ёлку появилась в исторически многонациональной Риге в результате смешения христианских и языческих верований.    

 

Следующее упоминание о  традиции украшения ёлки на Новый  год относится уже к близкой  нам эпохе – в XVI веке этот обычай был распространен в Германии. Однако Россия с ёлкой познакомилась  значительно позже. Традиционным народным праздником зимнего цикла исстари являлись святки, имеющие и без того насыщенную программу, в которую ёлка никак не вписывалась. Рождество, которое как христианский праздник пыталось вытеснить языческие святки, в России имело также устойчивую сюжетную наполняющую: славление Христа, церковные службы, постановка широко распространенных на Руси народных драм с устойчивым сюжетом, представлявших собой импровизацию с активным включением зрителей по ходу действия, а также народный кукольный театр, представляющий сценки на тему Рождества. Новый год же на Руси отмечался сначала 1 марта, затем 1 сентября, и лишь в 1699 году \Петр I издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски - 1 января. Тем же указом Петр I предписывал и новые традиции проведения Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.

 

Но это еще не было известной нам традицией новогодней ёлки. Во-первых, наряду с елями рекомендовалось употреблять и другие хвойные деревья, во-вторых, помимо целых деревьев использовались и ветви, и, в-третьих, устанавливать ёлки предписывалось не внутри помещений, а снаружи – на крышах трактиров, воротах, дорогах. 

 

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы  трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли на трактирах  круглый год - отсюда пошло их название – «елки-палки».

 

Традиционно ель на Руси не являлась добрым символом. Еловый лес мрачен, практическая ценность еловой древесины была невелика, а шишки несъедобны. У древних славян ель символизировала смерть, пользовалась недоброй славой, как прибежище нечистой силы: «Венчали вкруг ели, а черти пели». 

В средневековой Руси Рождественский символ был иным: под Рождество делали «вертеп», композицию на фоне пещеры из фигурок Младенца Иисуса, Его Родителей, также иногда вола, осла и пастухов — наглядное напоминание о духовном смысле праздника для детей. А дом украшали ветвями слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким расчётом, чтобы они распустились к Рождеству.

 

Новогодние празднества  и традиция ставить елки возродились  при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы.  И до поры до времени этот обычай считался специфической чертой обрусевших немцев.

 

Пока на рубеже 1840-х  годов не вдруг начался «ёлочный ажиотаж». Мода на ёлку вспыхнула быстро и завоевала почти все слои населения – буквально за какие-то пять-семь лет. Поспособствовала такой популярности новогоднего дерева мода на немецкую литературу и в первую очередь на Гофмана. Его «елочные» тексты – «Щелкунчик» и «Повелитель блох» - вызывали живейший интерес и являлись своеобразной пропагандой традиции украшения ёлки.

 В сороковые годы  уже стали устраивать елки  для детей в состоятельных  домах, а в 1852 году на Екатерингофском  вокзале была проведена первая  публичная ёлка.

 

Провинция, естественно, несколько отставала от Петербурга, но уже к началу 50-х годов XIX века ёлка прочно завоевала свое место среди развлечений провинциальных жителей.

 

Чуть дольше завоевывала  новая традиция помещичьи усадьбы, придерживающиеся в течение долгих лет соблюдения обычая святок и сопротивлявшихся «нерусской», чуждой моде.

 

Популяризации ёлки в  России способствовала литература, сопутствующая  ей почти на всем протяжении ее истории. Многочисленные рассказы, сказки и  очерки, публикуемые в периодически выходящих общедоступных журналах и приуроченные к Рождеству и Новому году, в популярной форме излагали обрядовый смысл и символику ёлки.

 

Однако русская деревня  ёлку не признала: если для городской  бедноты ёлка была желанным, но часто  недоступным предметом, то для крестьян эта «барская забава» не представляла никакого интереса. Крестьяне ездили в лес за ёлками либо для своих господ, либо чтобы продать модный товар в городе, сами же, как правило, оставались к лесной красавице равнодушными.

 

В 1916 году во время Первой мировой войны по инициативе Священного Синода Новогодняя ёлка запрещена как «немецкий обычай».

 

В 20-х годах прошлого столетия большевики запретили устраивать елки и праздновать Новый год, считая это «буржуазной прихотью» и «старорежимным обычаем». Кроме того, по их мнению, «новогодний праздник слишком близко стоит в календаре от поповского Рождества и не следует вводить народ в искушение». Только в некоторых семьях решались устраивать ее, но делали это тайно.

 

Однако, в декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев, возродил праздник, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей и молодежи.

Лесная красавица вернулась  после долгих лет забвения и уже  навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой.

 

В 1954 году впервые зажглась главная елка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год.

 

 

 

Откуда пошла  традиция наряжать елку?

Существует мнение, что обычай украшать новогоднюю елку связан с поверьем древнегерманских племен о том, что  духи скрываются в вечнозеленых елях, и, чтобы их умилостивить, надо сделать  им подношения. Когда-то люди верили, что вечнозеленая елка — бессмертное дерево. И принося в дом елку, человек совершает обряд жертвоприношения

Еще в средние века европейцы под Рождество приносили  в дом зеленые веточки ели, несмотря на запрет властей и церкви. Однако верующие видели в рождественской елке райское дерево, и она становилась все более популярной. 

 

В первое время все  елочные украшения были исключительно  съедобными – на ветках качались вафли, орехи, конфеты, фрукты и даже яйца. Яблоки (а позднее шарики) символизируют плоды Древа Жизни, дающие вечную молодость или, по крайней мере, здоровье и долголетие. Значение елочного шарика как яблока давно забыто, но по сей день именно шарики, а не игрушки остаются основным украшением нашей елки.

Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные во времена средневековья вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия.

А в 17 веке начали изготавливать  специальные елочные украшения  – позолоченные еловые шишки, игрушки  из пустой яичной скорлупы, бумажные цветы, поделки из ваты… Серебряная мишура получалась из искусно скрученных оловянных проволочек. Из серебряной фольги творили чудеса в виде звездочек, бабочек и цветов. И только в 19 веке в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри тонким слоем свинца, а снаружи разукрашенных блестками.    

 

В скором времени свинец был заменен нитратом серебра, и  новые технологии позволили изготовлять  еще более прекрасные шары. Стеклодувы отличались большой фантазией и выдували птичек, дедов морозов, дудочки и прочие филигранные украшения. 

Макушку елки венчала  Вифлеемская звезда, на смену которой  потом пришла красная пятиконечная.

В советскую эпоху, возникли игрушки с изображениями летчиков и моряков, практически полностью сменившись образами различных животных и сказочных персонажей.

Украшение новогодних елок менялось в зависимости от моды. Если до 20 века была популярна яркая, вся увешанная игрушками елка, то в 20 веке ей на смену пришла стильная елка в серебристо-белых тонах. Потом вернулась традиция наряжать елку фигурками из бумаги и картона, которые можно было сделать самому или купить. 

В наши дни сохранилась традиция наряжать елку. Только когда лесная красавица засияет веселыми огоньками, мы действительно чувствуем, что Новый Год на пороге.

 

Традиционные  герои новогодних праздников

 

На новогодних праздниках Дед Мороз появился в конце 19 века. Он приходит поздравить с наступающим  Новым годом и Рождеством и, как  правило, приносит подарки. Но зовут этого старца по-разному.

В России знаменитый дедушка, Дед Мороз, Мороз Красный нос, Мороз-воевода, - это Святитель Николай, Николай Чудотворец. У Деда Мороза длинная белая борода, в руках - посох. Его одеждой уже издавна  является длинная белая шуба. Его  имя содержит две характеристики – он стар, мудр и связан со стихией холода. Дед Мороз — воплощение щедрости и доброты, его овеществляет наступления нового года.

Приходит он в гости  не только с подарками, но и со своей  внучкой Снегурочкой. Снегурочка —  символ молодости, радости, веселья.

 

История  Снегурочки

Если принимать во внимание многовековую историю Деда Мороза, то история его внучки Снегурочки выглядит достаточно скромно. Снегурочка начала свое существование лишь с 1873 года. Именно в этом году Александр Островский дописал знаменитую пьесу «Снегурочка». Вот только в этой пьесе, согласно задумке автора, Снегурочка была дочерью старика, и уже позже литераторы каким-то образом «переделали» ее во внучку. Костюм Снегурочки не настолько прост, как кажется на первый взгляд.  Долгое время ученые символисты подбирали нужный костюм со всеми необходимыми элементами, каждый из которых имеет глубокий смысл. Мы привыкли видеть Снегурочку в голубом обличии, потому что голубой цвет вызывает ассоциации со льдом, то есть зимой.                         Если быть точными, то символ льда, это белый цвет. И правильно «одевать» Снегурочку именно в белые одежды. Голова ее должна быть украшена восьмилучевым венцом, обшитым серебряными нитями и жемчугом.

Информация о работе Происхождение и значение зимних праздников народного православного календаря: Новый год, Рождество Христово