Просвещение: основные идеи и представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Просвещение – это цивилизационно-культурная течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Просвещение получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789 - 1799 гг. во Франции и оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. Просвещение явилось политической идеологией, философией и культурой эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества.

Содержание работы

Введение
1. Век Просвещения
1.1. Основные идеи и принципы
2. Английское Просвещение
2.1. Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
2.2. Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая справедливость».
3. Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
3.1 Дэвид Юм
3.2 Адам Смит
4. Философия Французского Просвещения.
5. Просвещение в Германии.
6. Русское Просвещение.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

kont_kulturologia.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 


 


«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Культурология

Вариант 60

Просвещение: Основные идеи и представители.

 

 

 

Студент: 1 курса заочной формы обучения

направление: юриспруденция

№ студенч. билета: Ю3б12з-249

Денисов Алексей Олегович

 

 

Преподаватель: Келлер Г.С.

Дата сдачи в деканат: «__» _______2013 г.

 

 

 

Мурманск, 2013 г.

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Век Просвещения

 

1.1. Основные идеи и принципы

 

2. Английское Просвещение

 

2.1. Идеи и взгляды Джона  Локка – основателя английского  Просвещения.

 

2.2. Учение английских философов  об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая  справедливость».

 

3. Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.

 

3.1  Дэвид Юм

 

3.2  Адам Смит

 

4. Философия Французского Просвещения.

 

5. Просвещение в Германии.

 

6. Русское Просвещение.

 

Заключение

 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Просвещение – это цивилизационно-культурная течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу.  

Просвещение получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789 - 1799 гг. во Франции и оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. Просвещение явилось политической идеологией, философией и культурой эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. 
   XVI - XVIII вв. - одна из самых насыщенных эпох в истории человечества. Ее никак нельзя назвать мирным периодом, так как на нее падают многочисленные войны, колониальные захваты, Английская буржуазная революция, жестокость церковной инквизиции, гражданская война в Американских Соединенных Штатах. Хотя по сравнению с бурными и трагическими событиями второй половины XVI в. (разорением и уничтожением целых народов в завоеванных землях, страшными религиозными войнами, Крестьянской войной в Германии и Нидерландской революцией, Реформацией и Контрреформацией, "Варфоломеевской ночью" и гибелью "Непобедимой Армады") в XVII в. наступает некоторое успокоение, некоторая стабилизация политической и культурной жизни. 
   Европа XVII в. представляла собой довольно пеструю картину национальных государств с различными формами правления, завершивших процесс централизации. Абсолютная монархия во Франции соседствовала с буржуазной республикой в кальвинистской Голландии, абсолютной монархией, затем буржуазной республикой, конституционной монархией - в протестантской Англии, колониальной империей и католической монархией - в Испании, с расколотыми на множество княжеств Италией и Германией. 
   Католическая церковь утратила в Европе свое монопольное положение. От католического мира откололись кальвинистская Голландия, протестантская Англия, лютеранские княжества северной Германии и страны Скандинавии. Зато к нему присоединились колониальные страны Латинской Америки, ставшие одними из самых ревностных хранителей католической веры. 
   Поворот от Возрождения к новой эпохе Просвещения- это поворот от безграничной веры в возможности человека как центра мироздания, от убежденности в гармоничности окружающего мира к разочарованию, отчаянию, скепсису, трагическому противостоянию человека и мира, а затем новому пониманию человека как частицы огромного и разнообразного мироздания, природной и социальной среды. Научные открытия необычайно глубоко раскрывали человеку многообразие его окружения. Изобретение микроскопа и телескопа, позволивших увидеть движение микробов и лунные горы, открытие практически всего земного шара (кроме Антарктиды): новых племен, народов, стран и культур, животных и растений в результате кругосветных плаваний практически направило научные умы к бесконечно далекому и бесконечно малому. Это позволило величайшим ученым своего времени (Галилею, Кеплеру, Ньютону, Декарту и др., а затем и ученым-энциклопедистам XVIII в.) рассматривать мир в его единстве и движении на основании всеобщих, познанных человеком законов развития природы, общества и сознания.

Схожесть идей, и преследуемых целей просветить народ и борьба за само просвещение как должное обуславливает выбор и актуальность данной темы.

Объектом исследования является анализ идеи и их представителей периода Просвещения.

Предметом исследования являются просветительские идеи в Европе.

Цель работы состоит в анализе и заключении идей европейских мыслителей периода просвещения.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

    • описать основные идеи и принципы Просвещения.
    • рассмотреть взгляды и идеи европейских писателей и философов века Просвещения.
    • проанализировать и сделать вывод об идеях и их последствиях в Просвещении.

  При проведении данной  исследовательской работы были использованы, как общие методы познания: 1) сравнение, 2) анализ и синтез, 3) индукция и дедукция, так и частнонаучные методы: 1) метод сравнительно-сопоставительного анализа литературы.

Данная работа состоит из: введения, в котором обосновывается выбор и актуальность темы, определяется объект, предмет и цель исследования; шести глав, в которых рассматриваются идеи философов стран Европы, обусловившие развитие просветительских идей, заключения, в котором делается вывод по изученному материалу.

 

1. Век Просвещения

Просвещение, идейное течение XVIII — середины XIX веков, которое основывалось на убеждении о решающей роли разума и науки в целях познания «естественного порядка», который соответствует подлинной природе человека и общества. Основными причинами человеческих бедствий просветители того времени считали; невежество, мракобесие, религиозный фанатизм, и категорически выступали против феодально-абсолютистского режима, за политические свободы и гражданское равенство.

Идеи Просвещения в свое время оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Однако, в период XVIII —XIX веков сама идеология Просвещения зачастую была подвержена критике по причине идеализации человеческой природы, а так же оптимистического толкования прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. Просветителями тогда назывались выдающиеся распространители научных знаний.

Просвещением, являлось обширное культурное движение Европы и Северной Америки в период конца XVIII — середины XIX веков, которое ставило своей целью широкое распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса а так же разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Основными центрами данной идеологии и философии Просвещения считались Англия, Франция и Германия. Наиболее веское отображение своих идеалов идеология Просвещения имела во Франции в 1715 - 1789 годы. Кант в своем определении Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» утверждает о принципиальных установках Просвещения на получение разума статуса высшего авторитета, а так же связанной с этим этической ответственностью носителей этого разума - просвещенных граждан.

 Невзирая на тот  факт, что в нескольких германских  княжествах в XVIII веке ввели обязательное начальное обучение, многие, и в том числе король Пруссии Фридрих II, категорически были против просвещения простолюдинов. Такого же мнения придерживался и Вольтер, который считал, что «народ всегда груб и туп; это — быки, которым нужны ярмо, погонщик и корм». Данное обстоятельство значительно увеличивало пропасть между «верхами» и «низами».

Изменения в культурной жизни Европы XVII— XVIII веков повлияли в основе своей лишь на тогдашнюю просвещенную элиту. Основная часть же массы людей с огромным трудом воспринимала новаторские идеи, искажая при этом их содержание.

Что же читали простые люди в конце XVII - середине XVIII веков? Французы, например, пользовались маленькими брошюрками «Голубой библиотеки», которая так называлась по цвету титульного листа. Данные брошюрки содержали мифы, сказки, басни, календари, жития святых, медицинские сведения, а так же нравоучения и анекдоты. Данная литература заменяла простым людям учебники. Читатели «Голубой библиотеки» читая, постоянно находились в мире преданий, легенд и рыцарских романов, практически не расставаясь со Средневековьем.

Сознание низших слоев населения отличалось религиозностью, но еще во многом оставалось дохристианским. Слепая вера в духов, гадания, колдовские обряды и знамения была одновременно далека как от просветительских идей, так и от церковного вероучения. Она являлась, своего рода, народной, крестьянской культурой, против которой во времена эпохи Просвещения категорически встали и образованные элитные слои населения, и церковь, и государство.

Благодаря своим книгам, пьесам и статьям просветители имели серьезное влияние на общественное мнение в своих странах. Просветители выступали с резкой критикой абсолютистских порядков, церковного мракобесия, существующей тогда системы образования и нравственных пороков. Одним из ярчайших, выдающихся деятелей эпохи Просвещения являлся Вольтер. Он обрушился на католическое духовенство, резкой критикой, называя церковные обряды и догмы обычной выдумкой церковников, при помощи коих духовенство удерживает народ в повиновении. Являясь сторонником абсолютизма, Вольтер считал, что монарх должен иметь философское образование. Он яростно боролся с злоупотреблениями со стороны власть имущих, выступал за уничтожение крепостного права и феодальных привилегий. После смерти на его надгробии была высечена надпись: «Поэт, историк, философ, который возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным».

 

1.1. Основные идеи  и принципы Просвещения

При всех национальных особенностях Просвещение имело и несколько общих идей и принципов. Единый порядок природы, на чьем познании заложены основы не только успехов наук и благополучие общества, а так же морально-религиозного совершенства; правильного воспроизведения законов природы помогает строить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Освобожденные от многочисленных предрассудков сознание и разум, являются единственными источниками знаний; фак-ты, суть являются единственным материалом для разума. Рациональные знания должны дать освобождение человечеству от деспотии социального и природного рабства; и общество и государство должны быть в полной гармонии и с внешней природой человека и с его натурой. При этом теоретические познания должны иметь полную неразрывность с практическими действиями, которые обеспечивают прогресс являющийся высшей целью общественного бытия.

Пути реализации данной программы в эпоху Просвещения значительно разнились. Особую значимость в разногласиях имел разброс мнений о религии. Согласованность же была в абсолютной ненависти к традиционной церкви и ее догматам.

Интерес к онтологии у просветителей был небольшим: решение данных проблем предоставлялось конкретным наукам (в таком отношении философия Просвещения вполне может являться начальным вариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Что касается социальной сферы, здесь просветители пытались дать обоснованное заключение теории прогресса, а так же установить ее взаимосвязь с различными стадиями хозяйственного и политического развития общества. Между тем правозащитные идеи Просвещения в политике и экономике значительно повлияли на становление либеральной цивилизации современного Запада.

У просветителей существовало единое мнение в вопросах понимания причин существования религии, заслуженно считая религию результатом невежественного фанатизма и обмана. В эти времена являлась достаточно популярной идея Вольтера о возникновении религии – что религия появилась тогда, когда встретились глупец и мошенник. Подобное неприятие религии было распространено и в эпоху средневековья, считавшуюся неким досадным зигзагом в истории человечества. Именно во времена эпохи Просвещения было выпущено большое количество антицерковной и антирелигиозной литературы.

Просветители утверждали, развитие общественного прогресса является возможным только при помощи разума, науки, образования и права. Человечество имеет способность к безграничному развитию и совершенствованию в своей деятельности, но такое явление, как частная собственность мешает равноправию людей, порождая при этом чувство зависти и вражды среди них. Из вышесказанного исходил вывод: создание нового общества должно происходить на основе справедливости, социального равенства и солидарности. Так как просветители находились на позициях исторического оптимизма, и идеалом для них как форма народовластия являлась республика.

Тем временем, если по вопросу о причинах возникновения религии просветители были едины в своем мнении, вопрос о существовании бога являлся среди них предметом острых споров и разногласий, так как в среде просветителей были и атеисты и деисты.

 

2. Английское Просвещение.

 В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских  войн сгладились вопиющие противоречия. Развитие парламентаризма привело  к упрочению правовых форм  политической борьбы. Бурный рост  числа и тиражей периодических  изданий способствовал повышению культурного и образовательного уровня населения. Стремительно расширявшийся рынок газет, книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов и прочего. Эти и многие другие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного прогресса. Не случайно все основные течения английской общественной мысли подхватывались передовой интеллигенцией в других странах.

На характер английского Просвещения повлияли его взаимоотношения с религией и церковью. Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английских просветителей радикальных 3 лозунгов и боевых призывов. Но это и понятно: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.

 

2.1. Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Главное содержание теоретических работ мыслителя - разработка эмпирической теории познания и идейно-политической доктрины либерализма. Как и многие мыслители ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а также "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными". Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и "федеративную" (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".

 

Взгляды Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского Просвещения, так же в основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди.

Информация о работе Просвещение: основные идеи и представители