Просвещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Описание различных эпох просвещения.

Содержание работы

1. ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
2.1 АНГЛИЙСКОЕ И ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
2.2 ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
3. СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ XVIII СТОЛЕТИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.10 Кб (Скачать файл)

1. Главные ценности  эпохи просвещения

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек  обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого  общежития. Умы просветителей волнует  идея равенства, что только перед  Богом, но и перед законами, перед  другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи  Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении  знаний. И не без их участия в  эпоху Просвещения победу одержал  рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В  статье "Ответ на вопрос: что такое  Просвещение?" И. Кант писал: "Просвещение - это выход человека из состояния  своего несовершеннолетия, в котором  он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность  пользоваться своим рассудком без  руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной  вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и  мужества пользоваться им".

Неудивительно, что религия в  той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей Бог превратился  в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения  стало особенно популярным представление  о Боге как великом механике и  о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время  чудес и загадок миновало, что  все тайны мироздания раскрыты и  Вселенная, и общество подчиняются  логичным, доступным человеческому  разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Еще один характерный признак эпохи  Просвещения - исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может  быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в  себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои.

Философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского  счастья. Никогда ранее европейская  культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные  общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты  утопии. Например, знаменитая "Декларация независимости", включала в себя такое утверждение: "все люди сотворены  равными и наделены Создателем определенными  неотчуждаемыми правами, среди которых  право на жизнь, свободу, стремление к счастью". Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности  и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного  нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно  вымышленный, умозрительный тип  общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал  и который, скорее всего, никогда  не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные  с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений  обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

Главными очагами Просвещения  были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это  была славная эпоха, начатая одной  революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся  после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также  господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии  пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового  века Просвещения.

В философии Просвещение выступало  против всякой метафизики (науки о  сверхчувственных принципах и началах  бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего  разум основой познания и поведения  людей), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности  взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения  в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.

В истории человечества просветителей  волновали глобальные проблемы: Как  появилось государство? Когда и  почему возникло неравенство? Что такое  прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как  и в тех случаях, когда речь шла о "механизме" мироздания.

В области морали и педагогики Просвещение  проповедовало идеалы гуманности и  возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции  и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед  законом, перед человечеством. Эпохе  впервые пришлось решать в столь  острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался  по-разному, но неизбежно приводил к  принципиально новым, новаторским  по своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно  вынуждена была откликнуться не только на проблему "искусство и революция", но и на проблему художественного  открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.

Просветители были материалисты и  идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения  считали ощущения) и даже божественного  провидения (уповали на волю Бога). Часть  из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала  историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта  между историческим сознанием эпохи  и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более  обострявшегося, чем обстоятельнее  определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем  и грядущем развитии человечества.

Как течение общественной мысли  Просвещение представляло собой  некое единство. Заключалось оно  в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также  знаменитое вольнодумство, критическое  отношение к авторитетам всякого  рода, неприятие догм, в том числе  церковных.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим  поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и  этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в  кровь и плоть западной цивилизации.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они  жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

2. Особенности просвещения в странах европы

2.1 Английское  и Шотландское Просвещение

Особая роль Англии в истории  Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских  войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма  привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному  развитию страны, поскольку позволяло  сохранить равновесие между традиционными  ценностями, хранительницей которых  выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все  это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

В основных чертах политическая программа  Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение - "Опыт о человеческом разумении" (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три  основных права: на жизнь, свободу и  собственность. Право на собственность  у Локка тесно связано с  высокой оценкой человеческого  труда. Он был убежден в том, что  собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый  результат принятия трех неотчуждаемых  прав.

Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и  их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения  выгоды каждым, но так, чтобы при  этом соблюдались также свобода  и частный интерес всех остальных. Локк подчеркивал:

Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых  заложена возможность освоить почти  любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить, но только упражнение этих сил может  сообщить нам уменье и искусство  в чем-либо и вести нас к  совершенству.

Подчеркивая значение личного творческого  усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как  нельзя лучше усвоили потребности  общества XVIII в., осуществлявшего беспрецедентный  поворот в развитии производительных сил и производственных отношений. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На английских просветителей наложили отпечаток и взгляды философа XVII в. Томаса Гоббса (1588-1679), который  считал, что люди равны от природы. Но в процессе развития возникает  неравенство, а из-за неравенства  проистекает взаимное недоверие. Из-за взаимного недоверия - война. При  отсутствии гражданского состояния  всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому  люди путем договора объединились в  государство, чтобы тем самым  получить защиту и возможность гуманной жизни. По мнению Гоббса, лишь Левиафан в состоянии оградить общество от постоянных проявлении эгоистических  страстей.

Гоббс использовал этот образ для  описания могущественного государства, которое способно оградить общество от постоянных проявлений эгоистических  страстей отдельных его членов.

В XVIII в. этику себялюбия, или разумного  эгоизма развили английский писатель Бернард Мандевиль (1670-1733) и философ Иеремия Бентам (1748 - 1832). Мандевиль прославился своей сатирической "Басней о пчелах" (1714), в которой, не колеблясь, представляет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни. Бентам считал, что с помощью морали, а также законодательства можно регулировать человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья. Согласно Бентаму высшая цель человеческой жизни - наивысшее счастье наибольшего числа людей.

Социально-экономическая подоплека  защиты просветителями частного интереса очевидна - они выступали за свободу  частной собственности. Но в этом проявился и их оптимизм, так как  они видели в эгоизме источник благосостояния общества. И надо признать, что вера английских просветителей  в благотворную силу свободы в  сочетании с частным интересом  в значительной мере оправдалась. На протяжение XVIII в. в Англии не было значительных социальных конфликтов.

Ведущая роль в истории Шотландского Просвещения принадлежала Дэйвиду  Юму (1711-1776) - философу, историку, экономисту и публицисту, дипломату. Понимая  озабоченность своих современников  этическими проблемами, он задался  целью обновить науку о нравственности. В поисках мотивов, которые заставили  бы людей следовать требованиям "общественного блага", он обратился  к альтруистическому чувству  общечеловеческой "симпатии", которое  противопоставлял индивидуализму. Влияние  Юма на шотландскую культуру с  особой силой проявилось в деятельности философского общества, созданного в  Эдинбурге. На заседаниях философского общества главное внимание уделялось  роли права, политических институтов в  развитии многообразных общественных связей.

Новый этап поисков шотландскими просветителями альтернативных форм гражданского поведения  связан с Адамом Смитом (1723-1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим  соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил  человека от отупляющей системы зависимости  при феодализме. Смит отводил рынку  ту же функцию, которую его современники отводили государству, функцию социализации людей. А место гражданина в его  системе занял "экономический человек", моральная свобода которого была обусловлена его ролью в экономической жизни. В то же время Смит предчувствовал и негативные последствия товарно-денежных отношений.

2.2 Французское  Просвещение

 

Оно представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождающее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. Французское Просвещение не представляло собой вполне однородного идейного течения: между его представителями были немалые различия.

Ш.Л. Монтескье (1689-1755) в своих философско-политических сочинениях "Персидские письма" и "О духе законов" выступил с  острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Недаром Монтескье считали  отцом буржуазного либерализма.

Информация о работе Просвещение