Просвещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Описание различных эпох просвещения.

Содержание работы

1. ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
2.1 АНГЛИЙСКОЕ И ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
2.2 ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
3. СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ XVIII СТОЛЕТИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.10 Кб (Скачать файл)

Блестящий, насмешливый, искрящийся талантом и остроумием Вольтер (1694-1778) писал  во всех жанрах - трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Он выступал смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, подвергал осмеянию мораль и догмы  феодального общества, беззаконие и  пороки абсолютистского режима. Из-за своей острой сатиры социального  и политического зла был вынужден часто скрываться от своих врагов и все же дважды попадал в тюрьму. Его роль в Просвещении была огромной, она определялась не столько его  политическими взглядами, сколько  тем духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, которые внушало молодому поколению вольтерианство, подталкивая его прямо или косвенно на путь политической борьбы. Один из известнейших афоризмов Вольтера: "Все доводы мужчин не стоят мнения одной женщины".

Среди многочисленных его произведений "Философские письма", философская  повесть "Кандид, или Оптимизм", "Философский словарь", отразивший религиозный скептицизм и общественно-политические воззрения эпохи Просвещения.

Философами-материалистами были также Цени Дидро (1713-1784) - главный редактор и вдохновитель знаменитой 35-томной "Энциклопедии" (1751 - 1780). Кроме работы над "Энциклопедией" Дидро с 1759 по 1781 г. делал регулярные обзоры по изобразительному искусству, которые помещал в "Литературной корреспонденции" - рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам. Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание "Энциклопедии", испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25 сборников переводов из "Энциклопедии". В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук, а по возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации.

Поль Гольбах (1723-1789) - автор "Системы  природы", главного произведения французского материализма и атеизма; сторонник  радикального материализма и механицизма, рассматривающий человека как самозаводящуюся  машину - Жюльен Ламетри (1709-1751), автор "Человека-машины" и "Человека-растения"; Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) - основной его труд "Об уме" был сожжен по распоряжению парламента как представляющий опасность для государства и религии.

Целый этап просветительского движения Франции связан с именем Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось к  требованию вывести общество из состояния  всеобщей испорченности нравов. Выход  виделся ему не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но и в прямой зависимости  морали и политики, морали и общественного  строя. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу  общества.

Руссо писал: Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле.

Руссо - автор выдающегося сочинения "Об общественном договоре..." (1762), в котором особое значение придается  правам человека и их соотношению  с правами государства. В романе "Эмиль, или О воспитании" (1762) Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил свои эстетические и педагогические взгляды.

2.3 Просвещение  в Германии

Руссо был одним из тех, кто духовно  подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Характерной особенностью исторического  развития немецкой нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Передовые  умы Германии, задумываясь над  судьбами своей страны, видели, что  путь к ее благоденствию лежит  через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального  единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII в. она никогда не перерастала в национализм и шовинизм.

Философия Немецкого Просвещения  формировалась так же под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница (1646 - 1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение "популярной философии", образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности.

Немецкие философы в отличие  от французских просветителей осторожно  обращались с верой в бога. Церковь  стремилась не выпускать из своих  уз духовную жизнь страны. В этом она находила поддержку государства. Борьба за Просвещение за редкими  исключениями проходила под лозунгами  веротерпимости, создания "улучшенной" религии.

Один из парадоксов Немецкого Просвещения  заключался в том, что оно нередко  получало импульсы "сверху". Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий.

В дискуссии, проводившейся на страницах  периодической печати, принял участие  профессор логики и метафизики Кенигсбергского  университета, основатель критицизма Иммануил Кант (1724-1804), который именно в тот период сформулировал свою концепцию Просвещения как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле этого слова, а отнюдь не в политическом. Наиболее характерен для этого периода его трактат "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" (1764), который выдержал восемь прижизненных изданий.. Человеческие чувства рассматриваются в нем через призму двух категории - Прекрасного и Возвышенного. Прекрасное и Возвышенное служат для Канта стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

Правление отеческое, при котором  подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что  для них действительно полезно  или вредно...

Кант обосновал правовые формы  и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые  предполагают путь постепенных реформ, и исключают грубое насилие.

Современник раннего Канта - Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - поэт, драматург, литературный критик, философ. В 1730 г. он написал тезисы "Воспитание человеческого рода", главная идея которых - единство человеческого рода, его всеохватной целостности. Хотя Лессинг берет в качестве примера единства европейскую историю, тем не менее, он исходит из идеи всеобщей судьбы людей. Лессинг считал, что и человечество возникает только тогда, когда эта общность осознается. К этой мысли Лессинга мы только теперь начинаем привыкать.

Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону. Но высокая  оценка христианской святости, по его  мнению, не означала, что духовная эволюция человеческого рода завершается  именно этой религией. По мнению Лессинга, человечество не остановится на этой стадии. Придет новая ступень зрелости - "эпоха нового, вечного Евангелия". И именно в эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным  принципом поведения.

Эта мысль Лессинга о постепенном  наращивании морали, о терпеливом продвижении к высшим ступеням духа в наши дни в очередной раз  раскрывает свой глубочайший смысл. Радикальные программы переделки  мира, оторванные от духовных традиций, принесли человечеству немалый ущерб. На этом фоне очень современно звучит суждение немецкого мыслителя: Шествуй  же своим неприметным шагом, вечное провидение.

Глубокими гуманистическими раздумьями пронизано творчество другого немецкого  просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). В работе "Еще одна философия  истории для воспитания человечества" он высказывает глубокие мысли о  гуманизме, при этом он исходит из того, что вся история народов - это школа соревнования в скорейшем  достижении гуманности, что божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы... После того как оно сотворило  землю и все создания, лишенные разума, оно создало человека и  сказало ему: "Будь моим подобием, Богом на земле, Владей и господствуй! Произведи все благородное и  прекрасное, что ты можешь создать  из своей природы, я не мог помочь тебе чудесами, потому что я вложило  твою человеческую судьбу в твои человеческие руки, но тебе будут помогать все  священные, вечные законы природы.

Таким образом, Немецкое Просвещение  рассматривало движение человека к  совершенству как неизбежный закон  человеческого развития.

3. Стилевые  и жанровые особенности xviii столетия

В целом можно рассматривать  художественную культуру XVIII века как  период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство  создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в  часть более высокого мира торжественной  героики и высших религиозных, идейных  и этических ценностей. Эпоха  Возрождения заменила религиозный  ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все  равно искусство диктовало ему  свои нормы. В XVIII веке вся эта система  подверглась пересмотру. Ироническое  и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным  прежде, превращение возвышенных  категорий в академические образцы  снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые  открылась возможность небывалой  свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения  использовало старые стилистические формы  классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло  в себе два различных антагонистических  начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся  романтизм стремился к максимальному  усилению индивидуального, личностного  начала. Однако, классицизм XVIII века существенно  изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых  случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, "новый" классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным "естественным состоянием" общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им "естественный" человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик  культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных  начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет  верх над 1 церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый "пейзаж настроения" (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль "рококо", который получил наиболее совершенное  воплощение в области прикладного  искусства. Он проявлялся также и  в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и  оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т.п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы  на создание комфорта и изящества  для того человека, который будет  созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся  тесными благодаря иллюзии "играющего  пространства", создаваемой архитекторами  и художниками, умело использующими  для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т.п. Новый стиль  стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Информация о работе Просвещение