Протестантизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.
По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

Файлы: 1 файл

История возникновения.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

История возникновения

Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.

По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов  в результате многочисленных наслоений  средневекового схоластического богословия и обрядности.

Вождём религиозной революции  стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Происхождение названия

В 1526 году Первый Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — «протестантизм».

История протестантского  богословия

Ортодоксальная протестантская теология

Реформация

К классической относят теологию, сформировавшуюся в период XVI — начало XVIII в.в., в течение которого были раскрыты основные идеи и сформировалось догматическое и практическое богословие Реформации[1].

Классическая теология составляет своего рода «ортодоксию» протестантизма и включает в себя такие понятия  как необходимость оправдания верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, природная греховность  человека и возможность спасения только по благодати Бога[2].

Являясь богословским итогом Реформации в противопоставлении учению Римско-католической церкви того времени, она выражена в  виде принципов Quinque sola — пяти латинских тезисов, означающих «Пять „только“». Наряду с принципом всеобщего священства принципы Quinque sola являются основой теологии современного протестантизма.

Основные тезисы классической теологии:

1. Библия является единственным  боговдохновенным и аутентичным  словом Господа, единственным  источником христианских доктрин,  ясным и самоинтерпретируемым. 2. Прощение можно получить только  верой, безотносительно к добрым  делам и поступкам. 3. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником. 4. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него. 5. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом. 6. Каждый верующий в принципе имеет право толковать и излагать Слово Божье.

Классическое богословие протестантизма изложено в следующих вероисповедных документах Реформации: Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия), Книга Согласия 1580 года (Германия), КаноныДордрехтского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды), Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Основоположниками протестантской теологии являлись: Мартин Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Евангеликализм

В XVIII—XIX в.в. в протестантских церквах Великобритании и Северной Америки возник евангеликализм (evangelicalism) — движение обновления и пробуждения внутри лютеранских, англиканских и реформатских церквей, вызванное как сухой догматикой и иерархичностью, сложившейся к этому времени внутри данных церквей, так и идеями атеизма, деизма и рационализма, порождёнными эпохой Просвещения[3].

Характерные черты евангеликализма:[4][5]

1. Стремление к рождению свыше, которое можно получить только по вере и только через благодать. 2. Принятие Библии как непогрешимого Откровения Бога, буквально описывающего периоды человеческой истории и человеческого искупления. 3. Позиция христианской активности, выражаемая через миссионерскую деятельность и внутрихристианское общение. 4. Позиция крестоцентризма (crucicentrism) — особенное внимание к Крестной Жертве Христа, благодаря которой верующие в Иисуса получили прощение и спасение. 5. Убеждённость в важности христианского духовного роста.

В истории евангеликализма отмечают периоды первого Великого пробуждения (1730—1740) в Новой Англии, во время которого практиковались проповеди под открытым небом, и второго Великого пробуждения (1800—1830) в США, участником которого был Чарлз Финни, чьи взгляды оказали влияние на евангеликализм ХХ века.

Наиболее известные представители: Джон Уэсли, Джорж Уайтфилд, Джонатан Эдвардс, Чарлз Финни.

Фундаментализм

Фундаментализм (fundamentals — основы) — межконфессиональное движение среди консервативных евангеликалов конца XIX — начала XX века, возникшее как реакция на распространение христианского модернизма и либерального богословия. Название «фундаментализм» произошло от издаваемой в 1910—1915 гг. представителями этого движения серии брошюр «Основы: свидетельство истины» (The Fundamentals: A Testimony To The Truth).[6][7]

Основные положения фундаментализма  сформулированы во время работы Ниагарских библейских конференций (1878—1897) и Генеральной  ассамблеи пресвитерианской церкви (1910)[8] и изложены в виде пяти принципов:

1. Богодухновенность и непогрешимость  Библии. 2. Божественная природа и  непорочное зачатие Иисуса Христа. 3. Смерть Иисуса на кресте за  грехи людей. 4. Физическое воскресение  Иисуса после смерти. 5. Возвращение  Иисуса Христа во плоти в  будущем.

Для фундаментализма характерно понимание  библейского повествования о  сотворении мира с позиций диспенсационализма, то есть буквального истолкования там, где это возможно, неприятие обновленческих и секуляризационных тенденций в теологии, а также взглядов эволюционной теории. В связи с этим известность получил так называемый «Обезьяний процесс» (1925) в Даутоне (Теннесси), после проведения которого фундаменталистам удалось добиться официального запрета преподавания теории Дарвина в нескольких штатах[7].

1919 г. — создание Всемирной христианской фундаменталистской ассоциации. 1942 г. — учреждение Национальной ассоциации евангелистов, обеспечившей подъём популярности движения после некоторого спада в 1930-е годы[7].

Наиболее известные представители  фундаменталистского направления: Джон Мейчен (англ.)русск., Рубен Торрей (англ.)русск., Льюис Сперри Чафер (англ.)русск. (основавший Далласскую богословскую семинарию), а также Чарльз Фуллер (англ.)русск. (основатель Фуллеровской семинарии).

Либеральная теология XIX—XX веков

Либеральной называют теологию, возникшую  в XIX — начале ХХ вв., стремящуюся в момент своего зарождения изменить христианство, сделав его более современным, соответствующим уровню науки[9] и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности учения Христа, а также вере в то, что люди способны преодолеть свою греховность своими же силами[10].

Данная теология возникла в среде  немецких лютеран, некоторые из которых  предложили пересмотреть традиционные христианские богословские взгляды  и предпочли рассматривать Библию как искажённые повествования о  естественных исторических событиях, а христианское богословие — как обычную придуманную людьми теорию. Библейское понимание Бога при этом заменялось идеей Творца, не вмешивающегося в дела мира[11].

Основные тезисы либеральной теологии[12]:

1. Богопознание невозможно. Приблизиться  к «высшей реальности» можно  лишь на уровне человеческих  эмоций и путём следования  нравственным доктринам. 2. Возникновение  христианства аналогично возникновению  прочих религий и вызвано обычными  историческими и социальными  процессами. 3. Бог не открывал  себя людям. 4. Иисус был идеалом  нравственного человека, который,  тем не менее, не закладывал  вероучительных доктрин. 5. Современное  богословие должно изучать историю  возникновения христианства не  принимая к рассмотрению категории  сверхъестественного.

Либеральные теологи отвергли классическое христианское учение о триединстве, идею воплощения Бога, божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, смерть Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение, реальность чуда Пятидесятницы и других чудес, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе[11].

Взгляды либерального протестантизма способствовали отказу от личности Иисуса Христа как реального человека[13][14], что способствовало формированию взглядов части немецких христиан на Иисуса как на арийца[12], одобрения нацистских расовых законов, «нового немецкого порядка» и сотрудничеству сГитлером[15].

Либеральный протестантизм не смог стать позитивной культурной силой  в обществе[16]. С точки зрения некоторых бывших представителей самого либерального богословия[17], либеральная теология — это новая форма идолопоклонства[18], и что в действительности «Слово Божье воспринимается во всей глубине только верой, которая пробуждается в человеке Богом»[19].

К числу достижений данного направления  протестантизма относят развитие методов  библейской критики, в частности, текстуальной, литературной и исторической.

Богословами либеральной протестантской школы являлись: Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак, историком — Т.Кольде.

Диалектическая теология

Диалектическая теология, или теология кризиса — одно из направлений теологии протестантизма, возникшее в Европе в 20—30-х гг. ХХ века. Основоположником данной школы является швейцарский пастор Карл Барт, высказавший в своей книге «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (2 изд., 1922) резкий протест в отношении либеральной традиции толкования Библии, бывшей на тот момент общепринятой[20].

Богословские взгляды при этом излагались как противопоставление несоизмеримых по своей величине понятий, например, Бога и человека, вечности и времени, веры и религии  и др., в результате чего данная теология получила название диалектической. В исторической плане диалектическая теология является определённым возвратом к идеям Реформации[21], откуда произошло ещё одно её название — «неоортодоксия».

Основные тезисы диалектической теологии:

1. Между Богом и человеком  существует глубокий разрыв, Бог  находится вне возможности Его  познания человеком самостоятельно  с помощью рационального суждения[22]. 2. Христианство не являет собою мораль, культовый ритуал, совокупность идей социальной справедливости и не требует приспособления к потребностям современной цивилизации[23]. 3. Несмотря на то, что человек не может самостоятельно познать Бога, Бог Сам открывается человеку[24]. 4. «Иисус Христос есть единое Слово Бога» и единственная цель, смысл и содержание христианской теологии. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога[23]. 5. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию[20].

В рамках диалектической теологии существовали как консервативные фундаменталистские, так и либерально-теологические  тенденции, что в дальнейшем привело  к её распаду.

Так, развивая идею, согласно которой  истина содержится только лишь в вести  Христовой, в откровении Божьего  слова, но не у греховного по своей  природе человека и не у впадающей  в политические игры церкви, немецкий протестантский теолог Бультман предложил отделить от Евангелия то, что, по его предположению, внесено в него людьми. Он разработал программу «демифологизации» Нового Завета, согласно которой в тексте Евангелий выделял фрагменты, рассматриваемые им как мифология, а затем соответствующим образом их интерпретировал (при этом Бультман не считал, что мифологию следует удалить, она должна быть истолкована в соответствии со своей первоначальной целью, при этом собственно мифическое отойдет в сторону)[20].

Полагая, что Бога можно познать  не только через Слово, но и другими  способами, Бультман и некоторые  другие богословы диалектической школы  предположили, что философия способна помочь прояснить Слово Божье, чем, фактически, опять вернулись к  идеям отвергнутой ими ранее  либеральной теологии[23], что, в свою очередь, вызвало резкую критику консервативных богословов.

На распад диалектической теологии повлияли и политические события: Барт и Тиллих осудили фашистскую идеологию[25], в то время как Гогартен и Бультман сближаются с пронацистскими «Немецкими христианами».

Идеи консервативного направления  в форме «неоортодоксии»[23] получили своё развитие в США, но позиции неоортодоксии в США были ослаблены влиянием более консервативного фундаментализма.

Богословами диалектической протестантской школы являлись: Карл Барт, Пауль Тиллих, Рудольф Бультман, Фридрих Гогартен.

Современное протестантское богословие

В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную, фундаменталистскую и постмодернистскую[1].

Фундаментализм и евангеликализм

В период после второй мировой войны  фундаментализм разделился на три группы. Первая — непосредственно фундаментализм, закрытый для любых нововведений и для формального семинарского образования. Вторая группа представлена богословами, которые в стремлении к академической респектабельности постепенно изменили свои взгляды на противоположные, приняв либеральные теории, которым ранее противостояли, перестав тем самым принадлежать к фундаментализму. Третья группа, получившая вначале название неоевангеликалы, сохранила твёрдую приверженность взглядам Реформации, учению о богодухновенности и непогрешимости Библии, а также реформатско-пуританской традиции протестантизма, оставаясь открытой при этом для духовного образования и библейских наук.[26][27]

Информация о работе Протестантизм