Протестантская этика и "дух капитализма" (по произведению М. Вебера)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:29, реферат

Описание работы

М. Вебер ( 1884 - 1920 ) - виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается "Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ИДЕЯ ТЕОРИИ М. ВЕБЕРА 4
1.1. Вероисповедание и социальное расслоение 4
1.2. Дух капитализма 5
1.3. Основные значимые догматы протестантизма 11
ГЛАВА 2. критики теории М. вебера 12
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования Тюменской области

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

Кафедра философии, истории  и социологии

 

Реферат

по дисциплине «Культурология»

на тему «Протестантская  этика и "дух капитализма" (по произведению М. Вебера)»

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2012 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

ГЛАВА 1. ИДЕЯ ТЕОРИИ М. ВЕБЕРА 4

1.1. Вероисповедание и социальное расслоение 4

1.2. Дух капитализма 5

1.3. Основные значимые догматы протестантизма 11

ГЛАВА 2. критики теории М. вебера 12

Заключение 20

Список использованных источников 21

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

М. Вебер ( 1884  - 1920 ) - виднейший  немецкий социолог. Одной из основных его работ считается "Протестантская этика и дух капитализма", в  продолжении которой Вебер написал  сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор  является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Теория М. Вебера о духе капитализма оказало очень сильное  воздействие на умы социологов и  историков с самого ее появления. Многие историки восхищались этой теорией  за ее попытку объяснить, почему капитализм прижился в Европе и США лучше, чем в каких-либо других странах. 

ГЛАВА 1. ИДЕЯ ТЕОРИИ М. ВЕБЕРА

 

1.1. Вероисповедание и  социальное расслоение

 

 

В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный  анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков  в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в  Германии, Австрии и Голландии  он приходит к выводу, что протестанты  преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных  слоев рабочих.

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании: "среди абитуриентов - католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству (реальные гимназии, реальные училища, гражданские училища повышенного типа и т.п.), значительно ниже, чем среди протестантов - католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий."1 Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов, политике и коммерции, "опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области предпринимательства … Так было с поляками в России и Пруссии … с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и - last not least* - с евреями на протяжении двух тысячелетий. Между тем католики Германии не подтверждают эту закономерность …"2.

Он задается вопросом, с  чем связанно столь четкое определение  социального статуса во взаимосвязи  с религией. И, не смотря на то, что  действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев  населения, он все же склоняется к  тому, что причину различного поведения  следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедании, а не только в историко-политическом положении"3.

 

1.2. Дух капитализма

 

 

Работа немецкого социолога  М. Вебера входит в корпус его исследований по проблемам исторической социологии культуры. "Капитализмом, - пишет  Вебер, - "будем называть такое  ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством  использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства". Такой капитализм, когда "хозяйственная  деятельность действительно ориентирована  на сопоставление дохода и издержек в денежном выражении", существовал "…в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и нового времени", но только капитализм Запада явил такие "типы, формы и направления, которых ранее нигде не было". Западный тип капитализма - нигде  ранее не существовавший - это "ориентированная  на товарный рынок" "рациональная капиталистическая организация  свободного (формально) труда"; к  этому свойству следует добавить еще "отделение предприятия от домашнего хозяйства" и "рациональную бухгалтерскую отчетность", опора  на "науки и основанную на них  технику", использование которой  поощрялось "рациональной структурой права и управления". Таким  образом, основной спецификой западной версии капитализма выступает его  рационализм, истоки которого и пытается определить Вебер.

Вебер предположил, что капитализм был продуктом так называемого  «западного мышления», которое само по себе состояло из множества составляющих. Одной из таких составляющих была протестантская этика, которая оказала  значительное влияние на возникновение  “духа капитализма”, того, что Вебер  называл основой экономической  системы. В течение 16 столетия, этот дух стал частью европейского образа жизни и придал капитализму импульс, сделавший его доминирующей экономической  системой в мире.

Макс Вебер видел причину  возникновения капитализма не только в накоплении капитала. Он говорил, что первопричина лежит в рациональном подходе. По сути дела, Вебер настаивал, что капитализм представлял собой  триумф рациональности над традиционализмом. По Веберу, капитализму присуще дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций. Он утверждал, что эти  факторы присутствуют только в Европе и наиболее сильно выражены в протестантских нациях, таких как Англия, Голландия  и Германия, где аскетические протестантские группы имели большое влияние.

Вебер, писал свои работы о влиянии протестантской этики, находясь под впечатлением работ  Бенджамина Франклина, в которых он находил признаки существования капиталистического духа еще до становления капитализма в американских колониях. Вебер высоко оценивал Франклина и в своих более ранних работах и построил множество своих идей, изучая высказывания Бенджамина, в частности, следующие его слова о том, что: Сберегая всего 6 фунтов ежегодно, можно обеспечить себя доходом в сто фунтов. Тот, кто тратит в день лишнюю крупинку, теряет 6 фунтов в год, то есть возможность использовать ту самую сотню фунтов. Тот кто праздно использует 5 шиллингов, находит им не лучшее применение, чем если бы он выбросил их в море, так как, проедая эти деньги, он не только теряет данную сумму, но и возможность использовать ее, вложить в дело. Вебер видит в этих словах не просто конкретный совет, как вести себя в жизни, не принцип деловой проницательности, а несколько большее. Он видит в этих словах особую этику, призыв к рациональности, профессиональности и опытности в делах.

Далее следует попытка  дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного  в заглавие книги. Под духом капитализма  Вебер понимает следующее: "комплекс-связей, существующих исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения"4.

Автор приводит целый ряд  цитат Бенджамина Франклина, который  является неким пропагандистом "философии  скупости. Идеал её - кредитоспособный, добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель"5. На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна, ибо она приносит кредит"6. Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность.

Вебер замечает такую характерную  особенность, что если рассматривать  капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты  можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

Так, южные штаты Америки  были созданы крупными промышленниками  для извлечения наживы, но там дух  капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

Исходя из этого, Вебер  разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации  предприятия. Он пишет, что современный  капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. "В ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как  рабочие реагируют на повышение  заработной платы уменьшением, а  не увеличением дневной выработки"7.

Вебер считал, что для  развития капитализма, необходим некоторый  избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей  силы. Но низкая заработанная плата  отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном отношении  производительность труда падает в  тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. "Низкая заработная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже в чисто количественном отношении  производительность труда падает во всех тех случаях, когда заработная плата не обеспечивает потребности  физического существования"8.

Таким образом, радикальное  различие между традиционным и современным  капитализмом не в технике, а в  человеческих ресурсах, точнее, отношении  человека к труду.

 

Традиционный человек

Современный протестант

Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать

Профессия - бремя

Профессия - форма существования

Простое производство

Расширенное производство

Не обманешь - не продашь

Честность - лучшая гарантия

Основной вид деятельности - торговля

Основной вид деятельности - производство


 

"Идеальный тип"капиталистического  предпринимателя, к которому приближаются  и отдельные выдающиеся предприниматели  Германии, не имеет ничего общего с чванством ни в его грубом, ни в его более тонком выражении. Ему чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе. Его образу жизни свойственна известная аскетическая направленность … сдержанность и скромность"9. "Самому предпринимателю такого типа богатство "ничего не дает", разве что иррациональное ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания"10.

Поэтому этот тип поведения  так часто осуждался в традиционных обществах: "…кто-либо может сделать  единственной целю своей жизненной  деятельности накоплением материальных благ, может стремиться к тому, чтобы  сойти в могилу обремененным деньгами, люди иной эпохи способны были воспринимать лишь как результат извращенных  наклонностей"11.

Далее Вебер анализирует  современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое  хозяйство не нуждается больше в  санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это  возможно) влиянии церкви на хозяйственную  жизнь такую же помеху, как и  регламентация экономики со стороны  государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и  социальной политики. Все эти явления  той эпохи, когда капитализм, одержав  победу, отбрасывает ненужную ему  опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования  хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может  быть использовал и религиозные  убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Отношение носителей новых  веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным  промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что  они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти: "Источники свидетельствуют том, что после смерти богатых людей весьма значительные суммы поступали в церковную казну в виде "покаянных денег", а в иных случаях и возвращались прежним должникам в качестве несправедливо взятых с них "usura"**. Дело обстоит иначе - если оставить в стороне еретические или рассматриваемые как сомнительные по своим учениям направления - лишь в патрицианских кругах, которые внутренне были уже свободны от власти традиции. Однако даже скептически настроенные или далекие от церковности люди предпочитали на всякий случай примириться с церковью, пожертвовав в ее казну определенную сумму денег, ввиду полной неизвестности того, что ждет человека после смерти, тем более что (согласно весьма распространенному более мягкому воззрению) для спасения души достаточно было выполнить предписываемые церковью внешние обряды"12.

Вебер проводит глубокий анализ развития взглядов на занятие мирской  деятельностью предреформенной  церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы  никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью  их жизни и деятельности. Этические  воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в  значительной своей части были непредвиденными  и даже нежелательными для самих  реформаторов.

Информация о работе Протестантская этика и "дух капитализма" (по произведению М. Вебера)