Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:10, контрольная работа
Психоанализ –это совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.
Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий. В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.
1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.
3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:
а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;
в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
1) А. Адлер;
2) К.Г.Юнг;
3) Э.Фромм.
Список используемой литературы
Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Контрольная работа по психологии и педагогике на тему: Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Вариант 7
Содержание
1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.
3. Соотнесите основные
положения психоаналитических
а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;
в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
1) А. Адлер;
2) К.Г.Юнг;
3) Э.Фромм.
Список используемой литературы
1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.
Психоанализ –это совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.
Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий. В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.
Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.
Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением 3.Фрейдом этих основных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения.
Известно, что главным
регулятором человеческого
Фрейд выделяет три уровня сознания: сознание, предсознание, бессознательное. Одно из основных исходных положений сводится к тому, что собственно деятельными признаются те «психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания». Любой душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это отнюдь не обязательный процесс, т.к., по мнению Фрейда не все психические акты становятся сознательными[13].
Предсознание как бы является мостиком между осознаваемым и неосознаваемым содержанием психики. Бессознательное - самая глубокая и значительная часть человеческого разума. Оно содержит в себе животные, примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые неприемлемы для нашей морали. Это могут быть неприятные или травматические события детства, агрессивные чувства к родителям, сексуальные влечения. Бессознательное нелогичное, вневременное, хаотичное, аморальное. Содержания бессознательного, по мнению Фрейда, во многом накладывают свой отпечаток на нашу повседневную жизнь. Многие значимые наши поступки определяются и направляются бессознательными импульсами, влечениями. Они не осознаются человеком, когда же они начинают осознаваться - это встречает сильное сопротивление и неприятие человеком. Но подавленные влечения и воспоминания проявляются в замаскированной, символической форме, так же как и неосознаваемые инстинктивные влечения косвенно находят удовлетворение во снах, фантазиях, игре и работе.
Таково одно из «фрейдовских» пространственных или, как основатель психоанализа называет, топических представлений о строении психики.
Основными элементами психики человека по Фрейду являются – «Оно», «Я», «Сверх-Я». Сознательное «Я» формируется в результате контакта с внешним миром и развивается постепенно, в течение всего детства и отрочества. Это посредник между «Оно» и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательная душевная жизнь преимущественно протекает в «Я». Бессознательное «Оно» — наиболее архаическая, безличная часть психики — представляет собой влечения, существует с рождения и всегда целиком подсознательно. Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие различные безотчетные влечения человека[10].
«Сверх-Я» — это представитель идеалов и запретов; инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социально- окультурного и семейно-исторического происхождения. Формируется оно под влиянием воспитания, в первую очередь в результате отождествления себя с любимой (и ненавидимой) личностью одного из родителей. Хотя «Сверх-Я» функционирует бессознательно, оно имеет и сознательные аналоги (совесть, идеал «Я»), достигая своего развития в возрасте 4—5 лет путем переживания «Эдипова комплекса» (сдерживаемое половое влечение ребенка к родителям противоположного пола, сочетающееся с соперничеством с родителем того же пола: согласно психоаналитической теории Фрейда, данное состояние является нормальным этапом в развитии ребенка)[8]
В психоаналитической философии Фрейда, отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. «Оно» и «Я» – это лошадь и всадник. «Я» пытается подчинить себе «Оно», подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у не укрощённой лошади, то и «Я» фактически подчиняется воле «Оно», создавая лишь видимость своего превосходства над ней, или как выражается Фрейд, «Я» является слугой «Оно», старающимся заслужить расположение этого господина.[2]
Не менее сложным оказываются и отношения между «Я» и «Сверх-Я». Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, на другом – лик запретов, «Сверх-Я», так же как и «Оно», может властвовать над «Я», выступая в роли совести или же чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе «Сверх-Я» рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката внутреннего мира», т.е. «Оно», то в итоге «Я» оказывается в тисках многообразных и глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных требований «Оно» и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, ««Я» является несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений «Оно» и со стороны строгости «Сверх-Я»».[8]
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов
Идеи психоанализа были развиты многими психологами, такими как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм ( а также Ранк и Штеккель).
Альфред Адлер - австрийский
психолог (1870-1937), основатель оригинального
направления глубинной
Созданная Адлером теория
личности противостоит представлениям
Фрейда. Раскрывая психологические
причины человеческого
Ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной социальности человека ("социальный интерес", "чувство общности", "социальное чувство", "чувство солидарности").
Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является "стремление к совершенству". Стремление к совершенству - это фундаментальный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совершенству является силой, организующей жизнь и придающей ей смысл. К этой идее Адлер подходил постепенно. Первоначально он думал, что человеческим поведением управляет агрессивность, затем -"стремление к власти". И. наконец, было выдвинуто положение, согласно которому люди стремятся к совершенству, к тому, чтобы быть недосягаемыми. Человеческая жизнь - это активное стремление к совершенству. При этом человек не отталкивается от внутренних или внешних причин, а скорее, тянется вперед - к личностно значимым жизненным целям. Другими словами, инстинкты, влечения или травмы играют подчиненную роль в жизни человека.
"Я" у Адлера - высоко
персонализированная
Карл Густав Юнг - швейцарский психолог (1875-1961) - создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.[14]
В отличие от А. Адлера, позиция которого относительно легка для понимания, теория Юнга таинственна и непонятна во многих отношениях. Возможно, это одна из самых необычных среди всех теорий личности.
Личность, по Юнгу, - чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запутаны [3]. Ни у одного другого теоретика личности нет столь сложного описания структуры личности. Личность (душа, психика, "психологическая личность") состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки - интроверсия и экстраверсия, и функции - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость - центр всей личности.
Понятие коллективного или трансперсонального бессознательного - одно из наиболее спорных в теории личности Юнга. Это - очень сильная и влиятельная психическая система, которая при некоторых болезнях перекрывает Эго и индивидуальное бессознательное. Коллективное бессознательное - хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает историю людей как особого биологического вида и опыт животных предков. Коллективное бессознательное - наследие эволюционного развития человека, то есть повторяющихся переживаний многих поколений. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Оно почти полностью отделено отличного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством структуры мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определенным образом. Например, поскольку человеческие существа всегда имели матерей, каждый младенец рождается с предрасположенностью к восприятию матери и реагированию на нее. Необходимое для индивида врожденного потенциала, "встроенного" в человеческий мозг прошлым опытом.
Коллективное бессознательное - врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни человека. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью - иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие. При помощи конструкта "коллективное бессознательное" Юнг хочет продемонстрировать биологическую основу человеческой социальности, убедить, что социальный опыт передается не только посредством коммуникативного процесса, но и биологически. Юнг, таким образом, существенно расширяет инстинктивную сферу человеческой психики.
Содержанием коллективного
бессознательного, его компонентами
являются архетипы, которые называются
еще доминантами, изначальными образами,
имаго, мифологическими образами, поведенческими
паттернами. Архетип - это первичный
психический образ, универсальная
мыслительная форма (идея), содержащая
значительный эмоциональный элемент.
Эта мыслительная форма создает
образы или видения, в обычной
бодрствующей жизни соответствующие
некоторым аспектам сознательной ситуации.
В действительности, это не воспоминания
или образы как таковые, а скорее,
именно предрасполагающие факторы,
под влиянием которых люди реализуют
в своем поведении
Информация о работе Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности