Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Психоанализ –это совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.
Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий. В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.

Содержание работы

1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.
3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:
а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;
в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
1) А. Адлер;
2) К.Г.Юнг;
3) Э.Фромм.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психоанализ З.docx

— 31.10 Кб (Скачать файл)

Юнг искал подтверждения  своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и  фантазиях своих пациентов.

Карен Хорни (1885 – 1952) – немецкого – американский психолог, представительница неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, что позволяет отнести её к культурософской традиции (традиции философии культуры).

Теория личности К. Хорни- система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутым пансексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете, и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества). Неофрейдисты предприняли активные попытки объяснения появления неврозов следствие культурной обусловленности психики, а не биологической (как пытался объяснить неврозы Фрейд). Такому объяснению способствовало смешение национальностей в середине XX века, приводивших к межкультурным проблемам и неврозам. Хорни обнаружила трудности, связанные с социальной адаптацией, с несоответствием культурных норм, что приводило к психическим отклонениям. Главной причиной неврозов было то, что человек не мог реализоваться в данном обществе, и эти симптомы не всегда зависели от вытесненных инстинктов или детских переживаний.

Одними из главных невротических  наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

Свою трактовку невротических  конфликтов Хорни видоизменила в своей главной и наиболее зрелой работе «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950). В противоборстве несовместимых невротических наклонностей Хорни стала усматривать лишь частный случай невротических конфликтов. Вводя понятие «центрального внутреннего конфликта» как конфликта между «реальным» и «идеальным» Я, Хорни подчеркивала, что он является более глубоким, чем конфликт различных невротических сил.

Эрих Фромм (1900-1980) - немецко-американский психолог, неофрейдист, один из представителей психодинамического (глубинного) направления.

Главная цель психологии состоит, по Фромму, не в изучении внешнего поведения, а в познании структуры характера, то есть личности. Фромм, как и другие психологи, не был слишком строг в терминологии и понятия "характера" и "личности" не особенно различал, как, например, в следующем суждении: "Если мы назовем эту структуру - совокупность черт характера, стремлений, разума и воли индивида - личностью, то можно сказать, что первым аспектом растущей индивидуальности является развитие личности".

Концепция социального характера  должна была, по замыслу Фромма, заполнить пробел в марксистской теории, которая не сумела показать, "как экономический базис переходит в идеологическую надстройку". Связь между экономической базисной структурой и надстройкой реализуется частично при помощи социального характера.

Рыночный характер - в описании Фромма выглядит как психологическая модель современного рынка, в которой человек сводится к товару. Рыночный характер определяется тем, что человек воспринимает себя как товар. Этот характер соотносится с таким современным явлением, как рынок личностей. Принцип оценивания -один и тот же и для рынка личностей, и для рынка товаров: на одном на продажу выставляются личности, а на другом - товары. Ценностью в обоих случаях является меновая стоимость, для которой цена использования - необходимое, но не достаточное условие. Успех во многом зависит от того, насколько хорошо человек оценивает себя, насколько хорошо он подает свою личность, насколько хороша его "упаковка", весел ли он, крепок, настойчив, надежен, честолюбив, кроме того, каково его происхождение, знает ли он нужных людей... Человек должен быть моден на рынке личностей, как дамская сумочка, а чтобы быть модным, нужно знать, личности какого типа более всего нужны... [11] Поскольку современный человек чувствует себя одновременно и продавцом, и товаром, который нужно продать на рынке, его самоуважение зависит от неподконтрольных ему условий. Если он "успешен", он ценен, а если нет - бесполезен. Поскольку человека побуждают беспрестанно стремиться к успеху, а любая неудача - это серьезнейший удар по самоуважению, в результате возникают чувства безнадежности, тревоги, неполноценности. Если превратности рынка - судьи человеческой ценности, чувство собственного достоинства и гордости разрушается". Человек рыночного типа, кроме прочего, целеустремленный, ориентированный в будущее, придерживается широких взглядов, остроумный, общительный, квалифицированный, любознательный, умный, щедрый, склонен к экспериментированию.

Таковы взгляды Фромма на человеческую личность. Они высоко оцениваются социологами-теоретиками, а также некоторыми философскими течениями. С психологической точки зрения, они откровенно слабы, построены исключительно на интуиции и сформулированы настолько глобально, что недоступны эмпирической проверке.

3. Соотнесите основные  положения психоаналитических концепций  и их авторов: 

а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных  отношениях;

б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

в) концепция «рыночного социального  характера», определяющего влияния  социокультурных факторов на жизнедеятельность  людей.

1) А. Адлер; 

2) К.Г.Юнг;

3) Э.Фромм.

Ответы:

а-1 ; б-2; в-3.

А. Адлер акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая  социальную направленность влечений –  основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его  «жизненного стиля». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и бессознательном стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях.

По Юнгу, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное – информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статических паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

По Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развитого капитализма», рождает и «человека нового типа» обладающего рыночным характером.

Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Э. Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».

3аключение 

В основе всех построений аналитической  психологии лежит утверждение, что  целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального  сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный  аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания  в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному  ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти  процессы и переживания.

Ведущим мотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое  здоровье есть проявление личностного  единства.

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное больного.

Вывод

Зигмунд Фрейд дал мощный толчок к изучению этой темы. Сейчас уже никто не сомневается в  достоверности того факта, что именно бессознательное выражается в наших  сновидениях, оговорках и т. д. Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и  К. Юнг, А. Адлер и др. представители  психоанализа прошли сквозь глухую стену  непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения.

Список используемой литературы:

1. 1.Психология и этика  делового общения: учебник для  студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

4. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

5. Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич. – М.: Центр,2000. – 397 с.

6. Юнг К.Г. Проблемы души  нашего времени: Пер. с нем. М.: Прогресс/Универс, 1994.

7. Юнг К.Г. Собрание сочинений.  Психология бессознательного/Пер. снем. – М.: Канон, 1994

8. Фрейд З. Введение  в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. –456с. 

9. Фрейд З. Психология  бессознательного: сборник произведений /Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

10. Фрейд «Я и Оно». Хрестоматия  по истории психологии, М., 1980.


Информация о работе Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности