Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:18, реферат
Всегда во всех человеческих обществах, в известные периоды их жизни, наступало время, когда религия сначала отклонялась от своего основного значения, потом, все более и более отклоняясь, теряла свое основное значение и, наконец, замирала в раз установленных формах, и тогда действие ее на жизнь людей становилось все меньше и меньше.
В такие периоды образованное меньшинство, не веря в существующее религиозное учение, делает только вид, что верит в него, находя это нужным для удержания народных масс в установленном строе жизни; народные же массы, хотя и держатся по инерции раз установленных форм религии, в жизни своей не руководятся уже требованиями религии, а только народными обычаями и государственными законами.
Введение
Корни религии
Социально-психологические функции религии
Психология веры
Религиозный культ: психология религиозных действий
Психология суеверий
Мотивы обращения к религии
Вывод
Список используемой литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)
Кафедра социально-исторических наук
Реферат
по культурологии
Психология религиозного сознания
Выполнила:
Студентка факультета
Клинической психологии
1 курса 3 группы
Шухтуева Д. О.
Проверил:
преподаватель
Новиков А. В.
Новосибирск 2012
Содержание
Введение
Корни религии
Социально-психологические
Психология веры
Религиозный культ: психология религиозных действий
Психология суеверий
Мотивы обращения к религии
Вывод
Список используемой литературы
Введение
Всегда во всех человеческих обществах, в известные периоды их жизни, наступало время, когда религия сначала отклонялась от своего основного значения, потом, все более и более отклоняясь, теряла свое основное значение и, наконец, замирала в раз установленных формах, и тогда действие ее на жизнь людей становилось все меньше и меньше.
В такие периоды образованное меньшинство,
не веря в существующее религиозное
учение, делает только вид, что верит
в него, находя это нужным для удержания народных масс в установленном
строе жизни; народные же массы, хотя и
держатся по инерции раз установленных
форм религии, в жизни своей не руководятся
уже требованиями религии, а только народными
обычаями и государственными законами.
Так это было много раз в различных человеческих
обществах. Но никогда не было того, что
происходит теперь в нашем христианском
обществе. Никогда не было того, чтобы
богатое, властвующее и более образованное
меньшинство, имеющее наибольшее влияние
на массы, не только не верило в существующую
религию, но было бы уверено в том, что
в наше время религии уже никакой не нужно,
и внушало бы людям, сомневающимся в истинности
исповедуемой религии, не какое-либо более
разумное и ясное религиозное учение,
чем то, которое существует, а то, что религия
вообще отжила свое время и стала теперь
не только бесполезным, но и вредным органом
жизни обществ, вроде того, как слепая
кишка в организме человека. Религия изучается
этого рода людьми не как нечто известное
нам по внутреннему опыту, а как внешнее
явление, как бы болезнь, которою бывают
одержимы некоторые люди и которую мы
можем исследовать только по внешним симптомам.
Религия, по мнению одних из этих людей,
произошла от одухотворения всех явлений
природы (анимизм), по мнению других, - из
представления о возможности отношений
с умершими предками, по мнению третьих,
- из страха перед силами природы.
А так как, рассуждают далее ученые люди нашего времени, наука доказала, что деревья и камни не могут быть одушевлены, и умершие предки уже не чувствуют того, что делают живые, и явления природы объясняемы естественными причинами, то и уничтожилась и необходимость в религии, и во всех тех стеснениях, которые, вследствие религиозных верований, налагали на себя люди. По мнению ученых, был период невежественный - религиозный. Этот период уже давно пережит человечеством, остались редкие, атавистические признаки его. Потом был период метафизический, и этот пережит. Теперь же мы, просвещенные люди, живем в периоде научном, в периоде позитивной науки, которая заменяет религию и ведет человечество на такую высокую степень развития, до которой оно никогда не могло бы достигнуть, подчиняясь суеверным религиозным учениям.
В начале нынешнего 1901 года французский знаменитый ученый Вerthelot произнес речь, в которой он сообщил своим слушателям мысль о том, что время религии прошло и что религия теперь должна быть заменена наукой. Я цитирую эту речь потому, что она первая попалась мне под руку и произнесена была в столице образованного мира всеми признанным ученым, но та же мысль выражается беспрестанно и везде, начиная от философских трактатов до газетных фельетонов. Г-н Бертело говорят в этой речи, что были прежде два начала, двигавшие человечество: сила и религия. Теперь же двигатели эти стали излишни, потому что на место их стала наука. Под наукой же г-н Бертело, очевидно, разумеет, как и все люди, верующие в науку, такую науку, которая обнимает всю область человеческих знаний, гармонически связанных и, по степени их важности, распределенных между собою, и обладает такими методами, что все добытые ею данные составляют несомненную истину. Но так как такой науки в действительности не существует, а то, что называется наукой, составляет сбор случайных, ничем не связанных между собой знаний, часто совсем ненужных и не только не представляющих несомненной истины, но сплошь да рядом самые грубые заблуждения, нынче выставляемые как истины, а завтра опровергаемые, то очевидно, что не существует того самого предмета, который должен, по мнению г-на Бертело, заменить и религию. А потому и утверждение г-на Бертело и людей, согласных с ним, о том, что наука заменит религию, совершенно произвольно и основано на ничем не оправдываемой вере в непогрешимую науку, совершенно подобную вере в непогрешимую церковь. А между тем люди, называющиеся и считающиеся учеными, совершенно уверены в том, что уже существует такая наука, которая должна и может заменить религию и даже теперь упразднила ее.
"Религия отжила, верить во что-нибудь, кроме науки, есть невежество. Наука устроит все, что надо, и руководствоваться в жизни надо только одной наукой", думают и говорят как сами ученые, так и те люди толпы, которые, хотя и очень далеки от науки, верят ученым и вместе с ними утверждают,что религия есть пережитое суеверие и в жизни нужно руководиться только наукой, т.е. собственно ничем, потому что наука по самой цели своей - исследования всего существующего - не может дать никакого руководства в жизни людей.
Ученые люди нашего времени решили,
что религия не нужна, что наука
заменит или уже заменила ее, а между тем, как прежде, так и теперь,
без религии никогда не жило и не может
жить ни одно человеческое общество, ни
один разумный человек (я говорю разумный
человек потому, что неразумный человек,
так же как и животное, может жить и без
религия). А не может жить без религии разумный
человек потому, что только религия дает
разумному человеку необходимое ему руководство
в том, что ему надо делать и что надо делать
прежде и что после. Разумный человек не
может жить без религии именно потому,
что разум составляет свойство его природы.
Всякое животное руководится в своих поступках,
- кроме тех, к которым его влечет прямая
потребность удовлетворения своих желаний,
- соображением о ближайших последствиях
своего поступка. Сообразив эти последствия
посредством тех средств познавания, которыми
оно владеет, животное согласует с этими
последствиями свои псь ступки и всегда
без колебаний поступает одним и тем же
образом, соответственно этим соображениям.
Так, например, пчела летит за медом и приносит
его в улей, потому что зимой ей понадобится
собранный ею корм для себя и детей, и дальше
этих соображений ничего не знает и не
может знать; так же поступает и птица,
свивающая гнездо или перелетающая с севера
на юг и обратно. Так же поступает и всякое
животное, совершающее поступок, не вытекающий
из прямой, сейчасной потребности, но обусловленный
соображениями об ожидаемых последствиях.
Но не то с человеком. Разница между человеком
и животным - в том, что познавательные
способности животного ограничиваются
тем, что мы называем инстинктом, тогда
как основная познавательная способность
человека есть разум. Пчела, собирающая
корм, не может иметь никаких сомнений
о том, хорошо или дурно собирать его. Но
человек, собирая жатву или плоды, не может
не думать о том - не уничтожает ли он на
будущее время произрастания хлеба или
плодов? и о том - не отнимает ли он этим
собиранием пищу у ближних? Не может не
думать и о том, что будет из тех детей,
которых он кормит? и многое другое. Самые
важные вопросы поведения в жизни не могут
разумным человеком быть решены окончательно
именно по обилию последствий, которых
он не может не видеть. Всякий разумный
человек, если не знает, то чувствует, что
в самых важных вопросах жизни ему нельзя
руководствоваться ни личными побуждениями
чувств, ни соображениями о ближайших
последствиях его деятельности, потому
что последствий этих он видит слишком
много различных и часто противоречивых,
т.е. таких, которые так же вероятно могут
быть благодетельны или зловредны как
для него, так-и для других людей. Есть
легенда о том, как ангел, сошедши на землю
в богобоязненную семью, убил ребенка,
который был в колыбели, и когда его спросили:
зачем он сделал это? - объяснил, что ребенок
был бы величайшим злодеем и сделал бы
несчастие семьи. Но не только в вопросе
о том, какая жизнь человеческая полезна,
бесполезна или вредна, - все самые важные
вопросы жизни не могут быть решены разумным
человеком по соображению с их ближайшими
отношениями и последствиями. Разумный
человек не может удовлетвориться теми
соображениями, которые руководят поступками
животных. Человек может рассматривать
себя как животное среди животных, живущих
сегодняшним днем, он может рассматривать
себя как члена семьи и как члена общества,
народа, живущего веками, может и даже
непременно должен (потому что к этому
неудержимо влечет его разум) рассматривать
себя как часть всего бесконечного мира,
живущего бесконечное время. И потому
разумный человек должен был сделать и
всегда делал по отношению бесконечно
малых жизненных явлений, могущих влиять
на его поступки, то, что в математике называется
интегрированием, т.е. устанавливая, кроме
отношения к ближайшим явлениям жизни,
свое отношение ко всему бесконечному
по времени и пространству миру, понимая
его как одно целое. И такое установление
отношения человека к тому целому, которого
он чувствует себя частью и из которого
он выводит руководство в своих поступках,
и есть то, что называлось и называется
религией. И потому религия всегда была
и не может перестать быть необходимостью
и неустранимым условием жизни разумного
человека и разумного человечества.
Мало кто теперь возражает
против понимания религии как
одной из форм общественного сознания.
С психологической точки
Социальные корни религии. Воинствующие
атеисты-социалисты, разумеется, несколько
упрощали дело, когда писали: «Бессилие
эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами
так же неизбежно порождает веру в лучшую
загробную жизнь, как бессилие дикаря
в борьбе с природой порождает веру в богов,
чертей, в чудеса и т. п.» (Ленин, 1967-1984).
Однако социальные функции религии были
признаны и западным светским научным
сообществом. А. Рэдклифф-Браун, например,
считал, что социальная функция религии
состоит в том, чтобы заставлять членов
группы поддерживать общие страхи и надежды
и тем самым укреплять социальные связи.
Так, он писал: «Мы исходим из гипотезы,
что социальные функции религии не зависят
от ее истинности или ложности, что религии,
которые мы считаем ошибочными или даже
абсурдными... могут быть частями социального
механизма и что без этих «ложных» религий
социальная эволюция и развитие современной
цивилизации невозможны» (Radcliffe-Braun, 1959).
Ф. Энгельс писал: «...Всякая религия является
не чем иным, как фантастическим отражением
в головах людей тех внешних сил, которые
господствуют над ними в их повседневной
жизни, — отражением, в котором земные
силы принимают форму неземных». И продолжал:
«Фантастические образы, в которых первоначально
отражались только таинственные силы
природы, приобретают теперь также и общественные
атрибуты и становятся представителями
исторических сил» (Маркс, Энгельс, 1951-1984).
Именно в этом смысле религия есть опиум
для народа.
Нужно признать, что на определенных
этапах истории религия действительно
выступает в качестве своего рода «обезболивающего
средства» от многих социальных невзгод
и неурядиц. В значительной мере эта функция
сохраняется до сих пор, однако теперь
ее уже следует рассматривать как социально-психологическую
функцию.
Гносеологические корни религии. Первые религиозные первобытные верования человека зародились много тысячелетий назад и являлись фантастическим отражением в сознании людей их зависимости от природы, чувства страха перед ее таинственными силами и поисков средств воздействия на них. Первобытный человек, не обладая необходимыми знаниями об окружающем внешнем мире, находясь на низком уровне развития производительных сил, практически полностью зависел от природы. Соответственно, он нуждался в объяснении того, что происходит с ним и вокруг него. Так рождались мифологические образы и целые «картины» мира — пра-основа религиозных картин сотворения мира.
Общеметодологическую
Таким образом, ни социальные, ни гносеологические
корни религии сами явно оказываются не
в состоянии самостоятельно объяснить
данный феномен. Даже самые воинствующие
материалисты, сталкиваясь с этими трудностями,
были вынуждены со временем обращаться
к субъективным факторам. Трудно возражать
против справедливой и ныне мысли: «Религии
создаются людьми, которые сами ощущают
потребность в ней и понимают религиозные
потребности масс» (Маркс, Энгельс, 1951-1984).
Психологические корни религии. Очевидно,
что, со светской точки зрения, религия
— это одна из форм мифологического, первобытного
сознания. Она является отражением определенного
этапа развития этого сознания, связанного
с праисторией развития человечества.
В определенном смысле история религии
совпадает с историей развития психологии
масс.
При рассмотрении психологических корней
религии выделяют четырех группы факторов.
Во-первых, это способность человеческого
сознания к формированию достаточно абстрактных
понятий. Во-вторых, это неосознанные компоненты
мышления и деятельности. В-третьих, это
человеческие эмоции. Наконец, в-четвертых,
это психологическая дихотомия «мы»—«они»,
лежащая в основе формирования всех человеческих
общностей.
С первой группой факторов все достаточно
понятно. Ограничимся цитатой: «Процесс
познания человеком окружающей действительности
основан на способности человеческого
сознания к формированию абстрактных
понятий, к выделению общих, наиболее существенных
сторон этой действительности и составляющих
ее явлений.
Без этой способности
невозможно представить себе развитие
научного познания и все достижения науки. В то же время в ней
заложена возможность дальнейшего развития
элементарных абстракций, превращения
в самостоятельные фантастические представления,
не только полностью оторванные от своей
объективной основы, но и обладающие способностью
влиять на человеческую деятельность»
(Евгеньева, 1988). С этой точки зрения, «образ
бога есть не что иное, как оторванное
от своей материальной основы представление
об идеальном человеке» (Евгеньева, 1988).
Давно известна и роль второй группы факторов.
Еще до 3. Фрейда — классика исследований
бессознательного — Л. Фейербах писал:
«Человек со своим Я или сознанием стоит
на краю бездонной пропасти, являющейся,
однако, не чем иным, как его собственным
бессознательным существом, представляющимся
ему чужим» (Фейербах, 1955). Соответственно,
у людей неизбежно возникала неосознанная
потребность в том, чтобы вытеснить это
«бессознательное существо», опредметить
его, отделить от себя и даже в чем-то противопоставить
себе. К. К. Платонов писал: «Не только первобытному,
но и современному человеку, не понимающему
связи своего удачного действия с автоматизированным
навыком, так же как не понимающему причин
своего ошибочного действия, причин непроизвольного
воспоминания, ассоциации, найденного
решения и т. д., часто кажется, что ему
кто-то помогает или мешает» (Платонов,
1975). Вот она, «потусторонняя сила».