Содержание
Введение.........................................................................................................3
1. История иконописи......................
............................................................4
2. Псковская школа иконописи....................................................................6
3. Периоды иконописи
Пскова....................................................................8
4.Своеобразные черты и характер
псковских икон ................................10
5.Иконостасы XVIII века в церквях
Псковской области.........................14
Заключение...................................
..............................................................18
Список используемой литературы.............................................................19
Введение
Древнерусская живопись - одна
из самых высоких вершин мировой культуры.
Интерес к ней огромен, как огромны и трудности
ее восприятия для нас.
В древней Руси живопись была
доступна всем верующим в Бога, она воплощала
слово божье, образ христианской веры.
Искусство православного
мира выработало своеобразные приемы
живописи. Эта художественная система
позволила полно и ясно воплотить христианское
слово в живописный образ. «Образ» по-гречески
- икона. Икона - это живописное, реже рельефное
изображение Иисуса Христа, Богоматери,
ангелов и святых. Ее нельзя считать
картиной, в ней воспроизводится не то,
что художник имеет перед глазами, а некий
прототип, которому он должен следовать.
В широком смысле иконой
является все созданное этой живописью:
мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры.
На огромных просторах
Российского государства сложилось
несколько школ иконописи, одна из них
- псковская.
Особенности этой школы и
характер работ псковских мастеров
- основная цель написания реферата.
Задачами данной работы являются:
1) Рассмотреть краткую
историю иконописи.
2) Рассмотреть Псковскую
школу иконописи.
3) Выделить периоды иконописи
Пскова.
4) Рассмотреть своеобразные
черты и характер псковских икон.
5) Рассмотреть иконостасы XVIII
века в церквях Псковской области.
1. История иконописи
Из первых столетий христианской
церкви, гонимой и преследуемой в
это время, много дошло до нас
условных или символических изображений,
однако ясных и прямых напротив -
очень мало.
Это произошло потому, что
христиане боялись выдать себя этими
изображениями язычникам ( во времена
зарождения идеи христианства на проповедников
этой религии и на ее атрибутику
были жестокие гонения со стороны
язычников) , а так же потому, что
многие христиане сами были против
прямых изображений Бога, ангелов
и святых.
Больше всего дошло
до нас древних символических
изображений Иисуса Христа, как доброго
пастыря. Рисунки делались на стенах подземных
пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах,
лампах, кольцах и других предметах; они
встречаются во всех странах христианского
мира.
Самые древние изображения
доброго пастыря найдены в
катакомбах Рима. В этих подземных
пещерах христиане спасались
от язычников, там они совершали
богослужения.
В подземном кладбище Ермия
найдены первые картины, с которых,
вероятно, начиналась иконопись. Там
находятся изображения доброго
пастыря исцеляющего «бесноватого
отрока». В катакомбе Марцеллина и
Петра находится изображение поклонения
волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой
Девой.
Кроме изображения Спасителя
под видом доброго пастыря
так же распространено было его
под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа,
потому что в греческом наименовании ее,
состоящем из пяти букв. заключаются первые
буквы пяти греческих слов, на русском
языке означающих: Иисус Христос Божий
Сын Спаситель. Она служила символом Христа,
крещающего водой и дающего плоть свою
в снеде, то есть, была символом таинств
крещения и причащения. Одно из таких изображений
находится в подземной римской усыпальнице
Люцины в Риме и относится к концу первого
или ко второму веку.
Нет сомнения в том, что
эта иконопись выражает собой
глубочайшее, что есть в древне -
русской культуре; более того, мы имеем
в ней одно из величайших, мировых сокровищ
религиозного искусства.
2. Псковская школа иконописи
Среди сокровищ отечественной
культуры, хранящихся в музеях страны, русской иконе принадлежит одно из первых
мест.
С древних досок смотрит
на нас своеобразный мир, созданный
безымянными мастерами.
Большинство памятников древней
живописи не дошли до наших дней,
но северные русские земли стали
в этом смысле исключением. Они не
подверглись в XIII веке такому разрушению, как
остальные. Псков и Новгород сохранили основы
своей культуры, но количество икон, дошедших
до наших дней, весьма ограничено.
В XVI веке Псков вошел в состав Московского
государства. С этого времени в псковской
живописи сочетаются московские и местные
традиции. Правда, это не привело к утрате
своеобразия псковской живописи.
Псковский искусствовед И.
Родникова пишет: «... жизнестойкость собственных
традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки
и в лучших образцах не обнаруживает признаков
упадка, оставаясь значительным художественным
явлением».
Основа собрания икон была
заложена в 1876 году.
Самые значительные поступления
памятников иконописи приходятся 1919 - 1930 годы, период массового
закрытия церквей. В 1926 - 1928 годах многие
самые выдающиеся псковские иконы навсегда
покинули Псков - они были вывезены на
реставрацию в Москву, где и остались.
Во время Великой Отечественной войны
1941-1945 годов большая часть собрания икон
Псковского Музея Заповедника пострадала.
Некоторые ценные иконы волей случая при
возвращении оказались в Музеях Москвы
и Новгорода.
В 1960 году произошло последнее пополнение
музейного фонда в результате экспедиций
по заброшенным и разрушенным храмам Псковской
области.
Сегодня Псковский музей
заповедник - один из крупных музеев
страны, владеющий ценнейшими памятниками
- наиболее полной коллекцией псковской
иконописи.
Псковская икона уже
давно признана самобытным художественным
явлением. Специфические черты, характеризующие
псковскую живопись, во многом связаны
с историей псковской земли.
3. Периоды иконописи Пскова
Древний Псков счастливо избежал татарского
ига и вместе с Новгородом сохранил основы
своей культуры. Город подвергался частым
набегам западных соседей и сокрушительным
пожарам.
Середина XIV века - время обретения политической
самостоятельности Пскова, время зарождения
самостоятельной культуры, местных особенностей
иконописи. Главный признак: драматизм,
эмоционально-насыщенное состояние персонажей,
аскетически напряженный мир которых
был сродни мироощущениям жителей Псковской
земли, лишенных благодушия и душевной
гармонии. Покаяние и молитвы были насущной
потребностью каждого, уповающего на спасение
души. Об этом свидетельствуют псковские
иконы. Им присущи высокое умозрительное
начало, которое сказывается в особой
одухотворенности строгих ликов святых,
как бы опаленных неукротимым внутренним
огнем веры, самобытные иконографические
изводы, живописный темперамент, проявляющийся
в энергичных переливах глубоких и сильных
колеров, в смелой лепке форм, в загадочном
свечении бликов, в золотом сиянии ассиста.
Разрабатывая свои излюбленные сочетания
ясной киновари с голубоватой празеленью,
желтыми и красно-коричневыми охрами,
псковские мастера наделяют их чрезвычайной
интенсивностью. Колорит псковских икон
связан с использованием преимущественно
красок местного происхождения - охр разных
оттенков. Палитра их поистине уникальна.
Эти черты Древней Руси объясняют ее жизнестойкость
и авторитет вплоть до конца XVI века. Экспозицию
древнерусской живописи открывает небольшая
краснофонная икона середины XIV века «Спас Воздержитель" или
«Спас Елиазаровский».
Концом XIV - концом XV века датируется икона «Святая Ульяна». Часть лика утрачена. Величественная
фигура, крупная, с широкими плечами. Лик
притягивает внутренним горением, как
будто бы иссушившим строгие черты. Пластика
лица разработана в типичной псковской
традиции: узкий овал, подчеркнутый белильными
движками, тонкий удлиненный нос с характерным
расширением к низу, темные треугольные
глазницы.
По мнению искусствоведа
М. Алпатова, иконопись Пскова можно
условно разделить на следующие
периоды:
1. Древнейшая иконопись, которая
датируется концом XIII - первой половиной XIV века: «Богоматерь Одигитрия» начало XIV века, «Илья пророк
в пустыне с житием и Деисусом» вторая половина XIII века;
2. Конец XIV - XV века: «Спас Елеазаровский» середина XIV века;
3. XV - середина XVI века: «Избранные святые Параскева Пятница,
Варвара и Ульяна», «Собор Богоматери» начало XV века;
4. Середина XVI - конец XVI века: «Рождество Христово» XVI век.
Все сохранившиеся иконы
свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились
писать по-своему.
4. Своеобразные черты и характер псковских
икон
Псковская школа иконописи является открытием последних десятилетий.
Именно в это время начали систематически
расчищать псковские иконы. Хотя термином «псковские письма» охотно пользовались собиратели икон,
термин этот еще лишен был конкретного
содержания. Впервые о Псковской школе
настойчиво заговорил художник А.В. Грищенко, но в его распоряжении
не было достаточного количества фактов,
в силу чего все его рассуждения несли
несколько отвлеченный характер.
Более определенно вопрос
о Псковской школе поставил И.Э. Грабарь, уже опиравшийся
на новый материал - иконы, вывезенные
из Пскова. Правда, таких икон было еще
мало, однако это не помешало И.Э. Грабарю
написать слова, в значительной мере ставшие
пророческими:
«Уже теперь Псков ясен не меньше, а скорее
больше, чем Суздаль, недалеко время, когда
псковская школа предстанет перед нами,
быть может, такими же легко определимыми
оттенками, какими мы сейчас уже наделяем
школу новгородскую».
Действительно, после новых
реставрационных работ специфические
черты псковской иконописи выступили
настолько четко, что есть все
основания говорить о псковской
живописи как особой школе. Псков
был древним городом, центром
земли северных кривичей. Как и
Новгороду, ему удалось избегнуть
татарского ига, что способствовало
сохранению древнерусской культуры
и ее расцвету в XIII-XV веках. До 1348 года
Псков входит в число новгородских
пригородов. На основании Болотовского
договора он получил полную самостоятельность,
превратившись в равноправный с
Великим Новгородом политический центр.
Роль князя была в Пскове еще более
номинальной, нежели в Новгороде.
Для псковских икон характерен драматизм, утяжеленность фигур, любовь
к декоративной отделке, преобладание
красно-коричневого цвета и особого оттенка
темно-зеленого, сочность письма, повышенная эмоциональность персонажей, лица с несколько «пронзительным» выражением. Свежестью художественного
восприятия отличается икона «Собор Богоматери», посвященная новой для древнерусского
искусства теме, насыщенная сложной символикой.
Псковская иконопись:
1) Имеет ярко выраженное художественное
лицо:
а) композиция очень часто
ассиметрична и малоустойчива
б) рисунок неточный, но
по-своему всегда очень выразительный
(экспрессивный)
в) колорит очень густой,
скорее сумрачный, с преобладанием
изумрудного и темно-зеленых цветов.
Если есть красный, то он с характерным
оранжевым или розовым оттенком.
Фон чаще всего желтый, реже - зеленый;
г) разделка одежды тончайшими
золотыми линиями, которые придают
поверхности мерцающий характер.
Колорит икон очень контрастный
и драматичный. Драматизм усиливается
тем, что применяется особая трактовка
коричневой карнации с резкими высветлениями
и резкими бликами.
Карнация - написание лика и рук
2) Манера письма широкая, энергичная,
с неравномерным распределением красочных
пигментов.
3) Иконопись в Пскове
развивается в более замедленном
темпе, чем Новгородская. Здесь
более устойчивы архаические течения.
Таким образом, псковскую
иконопись отличает: особый способ
обработки доски для иконы; особый
драматический образный строй икон;
использование активных цветовых пятен,
особенно красных и зеленых, реже
синего; применение красок только из местных
материалов; «включенность» персонажей в события, изображенные
на иконе; интерес к психологии человека,
человеческое лицо и человеческие переживания.
Именно эти особенности и черты передавали
псковские мастера с исключительной проникновенностью
и свободой письма.
В XV столетии в псковской иконописи живописность
уступает место графичности, суховатой
правильности форм.
Одними из выдающихся псковских
икон считают:
– «Богоматерь Одигитрия» - икона конца XIII - начала XIV века. Иконография иконы традиционная;
восходит к распространенному византийскому
образу. Стилистические краснофонные
иконы связаны с живописью византийской
провинции. Памятник отличается упращенной
манерой, отвечающей вкусам широких низовых
кругов.