Псковская школа иконописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Особенности этой школы и характер работ псковских мастеров - основная цель написания реферата.
Задачами данной работы являются:
1) Рассмотреть краткую историю иконописи.
2) Рассмотреть Псковскую школу иконописи.
3) Выделить периоды иконописи Пскова.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. История иконописи...................... ............................................................4
2. Псковская школа иконописи....................................................................6
3. Периоды иконописи Пскова....................................................................8
4.Своеобразные черты и характер псковских икон ................................10
5.Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области.........................14
Заключение................................... ..............................................................18
Список используемой литературы.............................................................19

Файлы: 1 файл

Иконопись.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

– «Рождество Христово» Праздничный чин. Икона первой половины XVI века.

Икона «Сошествие во Ад» рубежа XIV-XV веков захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен - красных, темно-зеленых и темно-коричневых. Христос одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики. В верхней части иконы изображен Деисус. Христос, представленный в резком порывистом движении, выводит из ада за руки Адама и Еву.

– «Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская» - икона второй половины XVI века. Над фигурами предстоящих есть надписи: «Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей». В иконографии Богоматери тип Оранты - самый древний. Орант - персонаж, представленный в молитвенной позе с воздетыми руками. Оранта олицетворяла христианскую молитву, церковь.

Традиции псковской  школы иконописи не пропали. В  наши дни работают иконописные мастерские в Псково-Печорском монастыре. Имя  отца Зинона стало символом совершенной  иконописи, безусловной приметой возрождения  всего православного искусства.

Псковские мастера всегда владели этим искусством, византийская икона для них - образец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области

 

Мировая известность архитектурного наследия средневекового Пскова заслонила, видимо, интерес исследователей к  памятникам псковской земли поздних  времен — XVII-XIX вв. Однако и этот период богат архитектурными памятниками различных стилевых направлений. Трудно переоценить их художественные достоинства; многие из них сохранили иконостасы — памятники монументально-прикладного искусства, о которых в современной литературе, в том числе и краеведческой, почти ничего не сказано. Из описаний, хранящихся в архивах, видно, что первоначальная живопись иконостасов претерпела изменения.

Самый ранний из дошедших до нашего времени  и самый выдающийся памятник декоративно-прикладного  искусства XVII-XIX вв. — иконостас Псковского кафедрального Троицкого собора, построенного на месте каменного собора в 1682-1699 гг. Немецко-фашистские захватчики, отступая из Пскова в 1944 г., заминировали собор. От взрыва одной из мин пострадали верхние ярусы иконостаса собора.

При реставрационных работах в 1960-1963 гг. утраченные фрагменты резьбы были восстановлены, и в настоящее время деревянный золоченый семиярусный иконостас Троицкого собора является редким образцом так называемой «флемской резьбы», распространенной в России во второй половине XVII — начале XVIII вв. Иконостас сохранился с незначительными переделками. На цоколе не сохранилась древняя резьба — существующая сделана недавно.

Исключительным мастерством и  искусством отличается в иконостасе резьба по дереву, выполненная высоким  рельефом с золочением по левкасу. Разнообразные  растительные формы (виноградная лоза листья и ветки аканта, орехи в  чашечках, другие цветы и растения) переплетаются, образуя игру света  и тени.

Основная масса резьбы сосредоточена  на нижних ярусах, а самые верхние  ярусы (6-й и 7-й), похожие на ряд  икон-картин, вставленных в рамы ажурной резьбы. Иконостас Троицкого собора пока не исследован. Однако интересные находки здесь весьма вероятны.

В Псковском районе на правом берегу реки Великой у поселка Писковичи  мощные обнаженные плиты известняковых  пород образуют отвесный берег. Здесь  на погосте Неготь стоит Матфеевская церковь конца XVII — начала XVIII вв. — «восьмерик на четверике» с двумя приделами и колокольней, построенной взамен звонницы в 1874 г. В церкви сохранился без значительных переделок деревянный иконостас, украшенный резьбой барочного характера. На постаменте его изображены сцены из жития пророка Ионы.

Иконостас имеет пять ярусов — местный, праздничный чин, деисусный чин, пророческий ряд, изображения страстей Христовых. Стройность и четкость построения иконостаса подчеркивают вертикальные членения: на постаменте и втором ярусе — кронштейны, орнаментированные резьбой, на остальных ярусах — витые колонны с коринфскими капителями. Кроме того, все пять ярусов разделяются антаблементами, которые раскрепованы над кронштейнами второго яруса и колоннами трех верхних ярусов.

Золоченая резьба, обильно декорирующая нижние ярусы, придает иконостасу богатый  и нарядный вид. Высоким рельефом выполнена сквозная резьба царских  дверей. Основной ее мотив — стебель  и лист аканта, переплетающиеся местами  с крупной виноградной лозой  и завитками, украшенными рядами крупных перлов. Витые резные колонны (мотив стебля с плодами), соединенные  аркой, обрамляют царские двери.

Самым выразительным в иконостасе является второй ярус — праздничный  чин. Он состоит из шести икон в  богатых резных рамах сложной  конфигурации (наподобие восьмерки). Четыре железных кованых ажурных  подсвечника, воспроизводящих форму  ветки с цветами, красиво дополняют  этот декор. По составу иконостас  весьма развит, что характерно для того времени. Состояние икон в настоящее время не позволяет судить о их художественной значимости. Можно только предположить первоначальный органичный синтез двух искусств (живописи и резьбы), тесно связанных с архитектурными формами церкви. Имена резчиков и иконописцев неизвестны: ясно только, что это были мастера высокой профессиональной культуры.

В Опочецком уезде около старой дороги Опочка — Новоржев расположена деревня Теребени. На ее окраине, на несколько возвышенном, но плоском берегу реки Теребенки, на погосте, обнесенном валуновой оградой, стоит деревянная Воскресенская церковь типа «восьмерик на четверике», построенная в 1757 г.

Из внутреннего убранства церкви наиболее сохранился искусно выполненный  иконостас, большой и высокий, по форме пирамидально сужающийся кверху, хорошо увязанный с интерьером. В  нем ясно выражены горизонтальные и  вертикальные членения, обильная профилировка и карнизы с большим выносом. По вертикали его стройность и  устремленность вверх подчеркивают пилястры с ионическими капителями. Затейливые абрисы боковых обрамлений и золоченая резьба придают иконостасу нарядный вид.

Резьба сосредоточена, главным  образом, на рамах икон сложной формы, пилястрах, капителях, царских дверях, обрамлениях иконостаса.

Особенно парадно и празднично декорирована центральная часть  иконостаса с царскими дверями. Традиционная сцена «Благовещения» обрамлена  рамами из роскошной кудрявой золоченой  резьбы. «Сень» решена в виде резного  балдахина, который поддерживают весьма выразительные резные фигуры ангелов  с черными волосами.

В ажурных резных рамах сложной  формы размещены иконы праздничного ряда. Мастерство исполнения чувствуется  не только в резьбе иконостаса, но и  в живописи икон. К сожалению, фамилии  создателей церкви и иконостаса пока не известны.

В Новоржевском районе известны две церкви XVIII века с сохранившимися иконостасами — церковь Покровав деревне Боруты и церковь Преображения в деревне Вехно. Обе церкви — типа «восьмерик на четверике». Церковь Покрова расположена на окраине села рядом с сосновым лесом и березовой рощей. Церковь имеет квадратный в плане четверик. К его восточной стене примыкает иконостас в виде сплошной стены, состоящей из пяти основных ярусов. Пятый наиболее узкий ярус и скромное завершение иконостаса размещены на грани восьмерика. Ярусы разделяются антаблементами, раскрепованными над колоннами. Кроме того, иконостас членится витыми колоннами, за исключением второго яруса, где сделаны массивные кронштейны. Однако, два узких ряда с иконами разной длины создают некоторую дробность в композиции иконостаса.

Хорошее профессиональное исполнение характерно для высокорельефной  резьбы с левкасом и позолотой. К  сожалению, иконы, особенно в верхних  ярусах, сохранились плохо из-за многочисленных осыпей красочного слоя и выпада левкаса в условиях сырого неотапливаемого помещения. Они  могут быть безвозвратно утеряны.

Один из интереснейших памятников архитектуры церковь Преображения, расположенная на погосте, на возвышенном  берегу озера Вехно. Доминирующей частью композиции является мощный четверик. В его просторном и светлом  интерьере сохранился иконостас XVIII века, к сожалению, утративший четкость и ясность построения: нижние ярусы  — сплошная стена, завершенная антаблементом, разорванным в центре, верхнее  завершение — отдельные большие  иконы в сложном обрамлении. Резьбой  насыщены рамы икон, царские двери, колонны и пилястры, отдельные  детали иконостаса.

Таким образом, можно сделать вывод, что Псковская земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Сохранившиеся  иконостасы требуют к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие  памятники русской культуры.

Заключение

Псковская иконопись развивается вместе с историей своей земли. На протяжении веков в псковской иконе прослеживаются собственные традиции передачи православных сюжетов. Она имеет определенное сходство и различие с изображением икон новгородской и московской школ иконописи.

Псковская икона уже  давно признана самобытным художественным явлением. Любовь псковских мастеров к подробностям и деталям делает псковскую иконопись уникальным явлением живописи Руси.

Динамика, пластика, эмоциональность, трехцветие - своеобразная манера письма псковских иконописцев.

Псковская земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Великолепие сохранившихся иконостасов требует к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.

Все сохранившиеся иконы  свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М., 1984.

2. Барламова Е. Н. Русская икона. – М: «Изобразительное искусство», 1994.

3. Гаврюшин Н. К. Философия русского религиозного искусства XVI – XX вв. М.: изд. группа «Прогресс», «Культура», 1993.

4. Гусева Э.К.  «А.Рублев. Из собрания гос. третьяковской галереи».- М., 1990.

5. Трубецкой Е. «Три очерка о русской иконе»,- Новосибирск 1991.

 

 


Информация о работе Псковская школа иконописи