Работа с аудиторией. Принципы и правила публичных выступлений. Закономерности внимания и техники управления вниманием при общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: приобрести в процессе обучения навыки эффективных публичных выступлений.
Данная цель решается с помощью следующих основных задач:
- ознакомиться с основными принципами и правилами публичных выступлений.
- изучить закономерности внимания и техники управления вниманием при общении.

Содержание работы

Введение: стр.2
Глава 1. Подготовка, поэтапное планирование и принципы выступления. стр.3
Глава 2. Управление вниманием аудитории при общении. стр.6
Заключение: стр.11

Файлы: 1 файл

работа с аудиторией.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Культуры  Российской  Федерации

ФГОУ «Пермский  Государственный  Институт Искусства  и Культуры»

Факультет  Культурологии

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

« Работа с аудиторией. Принципы и правила публичных выступлений. Закономерности внимания и техники управления вниманием при общении»

 

по дисциплине  «Основы коммуникативной культуры»

 

 

 

 

 

 

                       Выполнил: студентка гр.ЗМК-31

                                                                                Гроо Надежда  Александровна

                                         Проверил:     

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012г.

Содержание:

 

Введение:                                                                                                              стр.2

 

        Глава 1. Подготовка, поэтапное планирование и принципы выступления. стр.3

Глава 2.  Управление  вниманием аудитории при общении.                          стр.6

 

Заключение:                                                                                                       стр.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Профессиональная  деятельность специалиста культурно-досуговой  сферы весьма разнообразна. По роду своей профессии нам приходиться общаться с людьми разного возраста (от дошкольников до пенсионеров и ветеранов),  разного социального положения (от социально незащищённых слоёв населения до госслужащих и глав администраций и поселений) и работать с аудиторией в рамках различных культурно-досуговых программ (от ведущего развлекательных танцевальных вечеров до модератора деловой встречи).               

Для человека, чья  профессиональная деятельность связана с постоянным общением, непосредственной  работой  со зрителем, публичная речь — главнейшее оружие: «Эффективный оратор может передать информацию людям так, чтобы это стимулировало их интерес и помогало людям понимать и запоминать её. Хороший оратор так же может передать информацию такими способами, которые влияют на установки людей и их поведение.»1 Следовательно,  ведущему программы необходимо уметь профессионально общаться с аудиторией, доносить нужную информацию не только до одного-двух человек, но и до целых групп, что просто немыслимо без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства и овладения техникой управления вниманием публики. И важно делать это не только наиболее эффективно и красиво, но и получать от этого удовольствие.

Актуальность избранной  мной  темы обусловлена ее практической значимостью: повысить свое мастерство  ведущего и качество общения с  аудиторией.

 Цель  работы: приобрести в процессе обучения навыки эффективных публичных выступлений. 

Данная цель решается с помощью  следующих основных задач:

- ознакомиться с основными  принципами и правилами публичных выступлений.

- изучить закономерности  внимания и техники управления вниманием при общении.

                 «Красноречие – это искусство о всякой

данной материи  красно говорить и тем 

преклонять других   к   своему   об   оном   мнению »

М.В. Ломоносов   «Краткое руководство к красноречию»2

 

Глава 1.   Подготовка, поэтапное планирование и принципы выступления.

   Навыки эффективных  публичных выступлений приобретаются  в процессе обучения. Чтобы говорить  убедительно в любой ситуации, необходимо выработать план или  стратегию. Эффективный план речи  – это результат следования определённым шагам.3

Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к  нему должен длиться примерно в два  раза больше, чем само выступление. И первое, что необходимо сделать  выступающему, сценаристу, режиссёру – это определить конкретную цель речи, подходящую для данной аудитории и ситуации. Задайте себе вопрос: «Что я стремлюсь сообщить зрителю?» Цель выступления станет критерием, по которому и будет проверяться все, что может быть включено в содержание. И только после этого необходимо решить, что это будет по форме и по содержанию.

Планируя выступление, необходимо ясно представлять, перед какой аудиторией предстоит выступать, и что, как вам кажется, они хотят услышать. Специалист организует мероприятие, выступление с определенной целью, но  аудитория также имеет свои цели, интересы, мнения и т.д.  Чтобы эффективно донести материал, необходимо понять слушателей, поэтому важно выяснить цели, ожидания и ценности предполагаемой аудитории. Особенно важен этот шаг для заказных мероприятий. Как пример несоответствия целей организатора и аудитории приведу случай из собственной практики: ко дню жертв политических репрессий, специалистами МУК «Культурно-Деловой Центр» г. Кудымкара был проведен митинг-концерт - яркое, хорошее мероприятие на сцене для большого количества зрителей, но, как оказалось,  сами «жертвы репрессий» остались недовольны, т.к. ожидали общения в формате «От всей души». В итоге удовлетворения от мероприятия и от общения не было с обоих сторон.

  Так же необходимо определить, сколько человек будет присутствовать на мероприятии. Обычно выделяют три типа аудитории, различаемых по размеру:

  • малая аудитория (группа до 12-15 человек);
  • средняя аудитория (группа до 50-100 человек);
  • большая аудитория (больше ста человек).

Реакция каждого типа аудитории на выступающего различна, поэтому преподнесение материала также должно отличаться. Основная закономерность состоит в том, что по мере увеличения размеров аудитории она становится все более однородной. Специфика восприятия заключается в том, что сидящий отдельно человек хорошо концентрирует внимание на одном объекте, а человек, сидящий в компании других людей, находится в иной ситуации: его внимание фокусируется не только на ведущем, ораторе, но и на словах и жестикуляции соседа, смеха в ответ на слова и т.д.

Второй нюанс: чем больше слушателей присутствует в зале, тем  меньше они реагируют на информацию и больше — на человека, который  эту информацию им презентует.

Необходимо проанализировать условия выступления, ознакомиться с условиями помещения. Даже если речь произносится с  эстрады и уж тем более, если нет специально отведенного места для ведущего, необходимо тщательно  выбрать место, с какого  говорить, куда уходить в перерыв или во время концертного номера.  При организации пространства выступления психологи рекомендуют избегать слишком просторных комнат. Если в зале на 100 человек присутствует всего 20, у аудитории создается ощущение оторванности друг от друга и от оратора. Если же, как часто бывает, кто-то сядет в задних рядах, то будет сложно поддерживать с ним контакт.

  Грамотность,  логичность  и эмоциональная окраска речи  являются  обязательными условиями  любого делового общения. Деловые  люди должны владеть техникой  непосредственного контакта  как  на индивидуальном, так и на  массовом уровне и уметь обращаться со словом.4

    Существует  простая структура, которую можно использовать в любых выступлениях. Согласно принципу структурированности, предлагаемая зрителю информация должна иметь ясную и продуманную внутреннюю структуру. Таких частей должно быть как минимум три: введение или пролог, основная часть, заключение или эпилог. В свою очередь, основная часть может состоять из тематических  блоков.

   При работе с текстом следует учитывать несколько особенностей устной речи. Независимо от темы выступления, необходимо помнить, что разговорный и письменный языки значительно отличаются. То, что легко усваивается при чтении, при восприятии на слух может вызвать существенные затруднения, все, что отдает напыщенной прозой, будет мешать.

   Согласно принципу краткости фразы, слова и предложения должны быть короткими. Существует риск, что длинная фраза останется непонятой, поэтому желательно излагать материал короткими, не более 9 слов предложениями.

    Чтобы слушатели живо  воспринимали сказанное, лучше   использовать первое и второе лицо ( я, мы ), реже — третье и неопределенную форму глагола.  Так же стоит  избегать специальных терминов, которые могут быть незнакомы аудитории. Это  придает личностную окраску тексту,  а любому  ведущему в первую очередь необходимо установить личностный контакт со зрителем.

     Готовя материал, не  следует записывать его в виде  развернутых предложений, стоит  избегать сценариев в стихах. А наилучший вариант для корпоративных  и неформальных встреч, вечеров,  — записать выступление тезисно и заглядывать в сценарий только по мере необходимости. Можно зафиксировать план на небольших четко пронумерованных карточках, в которых необходимо хорошо ориентироваться. Важные моменты следует выделить ярким карандашом или маркером, чтобы без дополнительных усилий и траты времени сделать акцент в нужном месте. Ну и конечно,  никогда не помешает  несколько раз прочитать текст вслух, а если ведущих несколько или предполагается театрализация, то  репетиции просто необходимы.   

    Согласно принципам визуализации и наглядности,  визуальные средства используются для дополнения того, что сообщает оратор. Основные визуальные средства — это слайды, видеозаписи, диаграммы. Не стоит использовать визуальные средства без веских причин и перегружать выступление техническими приемами. Все, что включено в аудиовизуальный материал, должно быть хорошо видно и слышно каждому, и не должно дублировать текст выступления.

    Итак, всё готово, но речь  не будет иметь успеха, если  у вас нет главного - желания  встретиться  со зрителем, чувства радости от общения («встречного тока», как говорил К. Станиславский) и уверенности в том, что это получиться!

 

Глава 2.  Управление  вниманием аудитории при общении.

 

Хорошая подготовка к выступлению  в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его! Всё зависит от того,  сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, завоевать их внимание,  вызвать живой интерес, эмоциональный отклик. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда есть контакт с аудиторией.

В том случае, когда внимание возникает  независимо от воли, сознания, говорят  о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

- человек сталкивается с чем-то  необычным, неожиданным для него,

- в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям,

- действует сильный, меняющий  свою интенсивность или контрастный  раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает  «само» и не

требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.5

Как пример  возникновения  непроизвольного внимания у детской  аудитории – это сообщение  ведущим какой-либо информации «по  секрету», любой ребёнок непременно прислушается.  На взрослую аудиторию хорошо работают манки, предложенные шоуменом Олегом Тимофеевым, например, после монолога, стихов, немного будничным голосом спросить « Ой, извините, а вы не подскажете, который час?» и обязательно часть аудитории ответит, а другая часть непроизвольно посмотрит на часы, вступив тем самым в дальнейший диалог с ведущим.

Сосредотачиваясь на каком-либо  предмете или процессе сознательно или усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но не всегда интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.6 Яркий пример проявления этого вида внимания – проведение различных познавательных программ для детей: необходимо внимательно, осознанно слушать вопрос, чтобы быстро ответить на него, заработать призовые баллы, занять первое место… Но если  программа затянута,  вопросы сложны для выбранной возрастной группы, если ведущий не поддерживает внимание игроков с помощью рассмотренных ранее приёмов, то темп игры падает, количество правильных ответов уменьшается и нет удовлетворения от проведённого мероприятия ни у организаторов, ни у детей.

 Данная проблема легко решается не только введением в познавательную программу небольших разминок, музыкальных пауз, но и ярким образом ведущего, или  сменой его образа ( например, «Великий Гудвин»),  так же можно привлечь внимание необычной фразой, сменой настроения, неожиданной, неправильной реакцией ( ведущий в образе короля  - «Ишь ты, какой умный! Палач, отрубить ему голову».)

Если внимание возникло,  как сознательное, волевое,   но   затем

поддерживается без  всяких  усилий со стороны слушателей т.к. они захвачены выступлением, это – проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго.

     Психологи  определили закономерности изменения  внимания слушателей. Уровень внимания  аудитории  существенно  изменяется  в  течение  сороками -нутного периода: сначала он высокий, затем, в первые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня, затем уровень внимания повышается и в последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Но внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что выступление близко к завершению. Зная эти закономерности внимания, специалисты выстраивают концертные программы, ток-шоу, акции так, чтобы поддерживать  внимание зрителя: сначала наиболее информационно наполненная часть, завязка сюжета, информация к размышлению, или обязательное, но не интересное выступление официальных лиц, затем основная часть с нарастающим  темпоритмом, кульминация сюжета, и яркий финал, подведение итогов, некий вывод.

Информация о работе Работа с аудиторией. Принципы и правила публичных выступлений. Закономерности внимания и техники управления вниманием при общении