Ранние формы религиозных верований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Объектом рассмотрения в данной работе являются ранние формы верований и их особенности. Подобная формулировка темы относит нас к такой области этнографической и исторической науки, как история религии. Изучение первобытных религиозных верований и первопричин их появления предполагает попытку выявить то общее и частное, что позволит нам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности, или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Фетишизм…………………………………………………………….4
Анимизм………………………………………………………………5
Тотеизм……………………………………………………………….5
Магия………………………………………………………………….7
Шаманизм…………………………………………………………….8
Ворожба……………………………………………………………….9
Знахарство……………………………………………………………9
Мифология…………………………………………………………..10
Жертвоприношения………………………………………………..11
Культ предков…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………...15
Список используемой литературы и интернет источников……..17

Файлы: 1 файл

Ранние формы религиозных верований.docx

— 48.87 Кб (Скачать файл)

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

Ранние формы  религиозных верований

Реферат по культурологии

 

 

 

                                                                                    Выполнила

                                                             Студентка гр. ЗЮР-102п

                                                                                 Бойцова Ю.В.

                                                                                     Проверила

                                                                                     Крайко Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

  1. Фетишизм…………………………………………………………….4
  2. Анимизм………………………………………………………………5
  3. Тотеизм……………………………………………………………….5
  4. Магия………………………………………………………………….7
  5. Шаманизм…………………………………………………………….8
  6. Ворожба……………………………………………………………….9
  7. Знахарство……………………………………………………………9
  8. Мифология…………………………………………………………..10
  9. Жертвоприношения………………………………………………..11
  10. Культ предков…………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………...15

Список используемой литературы и  интернет источников……..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Объектом рассмотрения в данной работе являются ранние формы верований и их особенности. Подобная формулировка темы относит нас к такой области этнографической и исторической науки, как история религии. Изучение первобытных религиозных верований и первопричин их появления предполагает попытку выявить то общее и частное, что позволит нам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности, или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества.

Основной проблемой нам  представилась необходимость выделить из обилия этнографического материала  то главное, что наиболее наглядно и  емко формировало бы представление  не только о чертах, присущих непосредственно  какому-либо типу верований, но и организации  общества и общественных отношений  в целом, которые и обусловили появление данной формы религий.

Руководствуясь темой  доклада, мы остановим наше внимание на таких формах ранних верований, как  анимизм, тотемизм и шаманизм, внеся  в подобный ряд определённые коррективы относительно того, что, действительно, можно называть отдельной ранней формой верований. Добавим, что тема доклада ставит перед нами несколько  вопросов, связанных не только с  мировоззренческими, но и с неоднозначно трактуемыми вопросами наиболее тонких сфер культуры человеческого  общества, к которым относится  религия. Это требует от нас исключительно  объективного исторического подхода, исключающего какие-либо религиозные  подоплеки.

Простейшие формы религиозных  верований существовали уже 40 тыс. лет  назад. Именно к этому времени  относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных  верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует  практика захоронения первобытных  людей. Археологами установлено, что  их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях  наскальной и пещерной живописи, которые  были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной  Франции и Северной Италии. Большинство  древних наскальных рисунков — это  сцены охоты, изображения людей  и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный  человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело  широкое распространение почитание  различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

 

 

  1. Фетишизм.

Фетишизм, одна из самых ранних форм религии, наблюдался у всех народов  в той или иной форме.

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных  предметов, которые должны были приносить  удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных верований получила название «фетишизм».

Фетишем мог стать любой  предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое  или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и  т. п.).

Чаще всего предмет, который  становился фетишем, выбирался методом  проб и ошибок. Если после этого  выбора человеку удавалось достичь  успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог  фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался  или заменялся другим. Такое обращение  с фетишами говорит о том, что  первобытные люди не всегда с должным  уважением относились к выбранному ими предмету.

Поклонение и вера древнего человека какому-либо предмету, к примеру, природным объектам, таким как дерево, камень, либо что-то сделанное самим человеком, например статуэтки. Человек в то время осмыслял неживую природу, когда образы в виде некого фантастического предмета еще не окончательно отделились от материальных предметов и им приписывали некие сверхъестественные возможности, к которым можно отнести охрана собственной жизни, защита от болезней и т.д. Фетишизм также начальная форма искусства, с которым связано появление скульптурных изображений людей и животных.

Фетишизм в Египте "передавался  из поколения в поколение с  древнейших времен и затем, уже во времена теологических спекуляций, подвергался стилизации и видоизменениям, но никогда не предавался забвению".

 

  1. Анимизм.

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме.

Вера в сверхъестественных существ, духов либо душ, которые  обладают качествами, которые присущи  человеку, и действуют во всей живой и неживой природе, вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных  болезней, природных катаклизмов, наделяя  природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными  силами и поклоняясь им, олицетворяя  их как духов этих объектов. Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли  быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в  пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически  всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

 

  1. Тотемизм.

Ранней формой религиозных  воззрений следует считать тотемизм.

Вера древних людей  в общее происхождение и родственные  связи человека с неким животным, предметом, явлением, растением. Тотем  представлялся не чем иным, как  изображением, животным, предметом, который считался родоначальником всей группы людей, защитником людей-потомков.

Тотемизм — вера в существование  родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания  единства человеческое коллектива и  его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим  образом связана с определенными  видами животных, на которых охотились  его члены.

От тотема зависела жизнь  всего рода и каждого его члена  в отдельности. Люди верили и в  то, что тотем непостижимым образом  воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система  запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытного коллектива.

 

 

 

 

4. Магия.

К ранним формам религии  относится магия.

Использовалась людьми того времени с целью воздействовать на окружающее волшебным образом. Применялась  при подготовке к охоте, при начале земледельческих работ.

Магия представляет собой  возникшую у первобытных людей  веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления  путем определенных символических  действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления  и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты  классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Виды магии по методам воздействия:

  • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
  • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
  • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

  • вредоносная (нанесение порчи);
  • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
  • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
  • лечебная;
  • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
  • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной  наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

 

  1. Шаманизм 

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей  большое значение для данного  рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время  которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы  получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения  больных.

Информация о работе Ранние формы религиозных верований