Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:40, реферат
Объектом рассмотрения в данной работе являются ранние формы верований и их особенности. Подобная формулировка темы относит нас к такой области этнографической и исторической науки, как история религии. Изучение первобытных религиозных верований и первопричин их появления предполагает попытку выявить то общее и частное, что позволит нам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности, или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества.
Введение…………………………………………………………………2
Фетишизм…………………………………………………………….4
Анимизм………………………………………………………………5
Тотеизм……………………………………………………………….5
Магия………………………………………………………………….7
Шаманизм…………………………………………………………….8
Ворожба……………………………………………………………….9
Знахарство……………………………………………………………9
Мифология…………………………………………………………..10
Жертвоприношения………………………………………………..11
Культ предков…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………...15
Список используемой литературы и интернет источников……..17
Элементы шаманизма
На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.
Заклинания и магические
действия, которые рассказывают будущее
человека, знают о прошлом человека.
Возникло в обществе первобытного человека,
наравне с другими ранними
формами религиозно-
На Руси обычай ворожить
или отправляться за советом к
ворожее имеет весьма давние корни,
настолько давние, что они теряются
в дебрях языческих веков. Прежде
того как на Русь пришли Перун и
Велес, среди славянских племен проживали
люди, известные как ведуны, вещуны,
волхвы и доки. Все это суть одно
и то же — люди, владеющие приемами
и навыками ворожбы. Их нельзя причислить
к категории друидов или
Способы либо их совокупность лечения болезней. К древнейшей эпохе восходят, несомненно, корни лечебной магии, которая у славян, как и у всех других народов, была связана с народной медициной. В церковных поучениях упоминаются, хотя и весьма неясно, лечебно-магические обряды, говорится и о связанных с ними анимистических образах: «...немощь волшбами лечат, и ноузы (амулетами - С. Т.), и чарами, бесом требы приносят и беса, глаголемого трясовицу, творят, отгоняще...». Как известно, применение знахарских средств лечения сохранилось у славянских (как и у других) народов до новейшего времени. Различные симптомы болезни олицетворялись в виде особых злых существ, упоминаемых в лечебных заговорах: «трясця», «огнея», «желтея», «ламея» и др.
8. Мифология
Повествования о богах, героях, духах, демонах, их совокупность. Отражал представления людей о мире, природе, человеческом бытие.
В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное — желание постичь сущность вселенной.
О попытках понять всю сложность
мира свидетельствуют мифы древних
народов, некогда живших в Месопотамии,
очаге цивилизации, а также в
Палестине, Древнем Иране, Египте, Индии,
Китае и Японии. Природные стихии
постоянно грозили гибелью
Мифы сплетают сложные узоры обстоятельств, не зависящих от смертных или богов. Так судьба и предназначение в европейской мифологии почти не поддаются изменению. Например, Один ничего не может поделать с неизбежностью гибели богов в день Рагнарек; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина от гибели. Даже Зевс, верховный бог греков, обязан лишь следить за ходом событий.
Интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян-язычников, которые не выделяли себя из окружающей среды и наивно очеловечивали всю природу. Правда, христианизация прервала эту многообещающую традицию, и сведения о пантеоне их высших богов весьма скудны. Однако известно, что славянские боги обитали на небесах; духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках. Это домовые, полевики, лешие, водяные, русалки, а особым почетом у славян пользовались духи предков; во время своеобразного обряда им подносилась первая ложка и первый кубок.
9. Жертвоприношения.
Обряды, предназначенные для сверхъестественных сил. Осуществлялось принесение жертвы, в числе которых и принесение в жертвы живых существ.
Жертвоприношение — очень
сложное явление, и корни его
разнообразны. Одни связывают его
возникновение с обычаем
В различные эпохи служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви.
В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения — от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире.
Древнейшие формы
Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в России).
В Древнем Риме при жертвоприношениях прислуживали мальчики и девочки — камиллы.
Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения — символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др.
Христианство, в отличие от иудаизма, превратило жертвоприношение в центральный элемент не только культа, но и догмы: добровольное самопожертвование Иисуса выступает в качестве искупительной жертвы за грехи мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения плоти и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, основой всего церковного культа.
10. Культ предков.
Религиозное почитание умерших родителей, близких. Это не что иное, как семейный культ, который генетически связан с анимистическими верованиями и представлениями о предках.
Культ предков – обоготворение мертвых, одна из самых древних и распространенных форм религии. Это не только форма поклонения мертвым, но и первая форма доминирования старшего поколения, уважения и благоговения перед отцами. Почитание предков, семейных и родовых святынь выражает единство человеческого коллектива, сохраняющееся сквозь века. Культ предков был связан как с одной семьей, так и с целой родственной группой.
Обряды в честь предков и родовых покровителей могли совершаться в самом жилище, в специальных постройках, в особых святилищах, находившихся вне селения, в лесу, у священных деревьев, в западных рощах.
Языческие представления о смерти были совершенно отличны от наших. В их понимании смерти нет, есть переход в другой мир. Именно поэтому были примеры специального убийства древнего старца или могущественного властителя, во время бедствий, для того что бы он попав иной мир потребовал у верховного божества прекратить испытания и беды его народа. Таким образом, люди шли на смерть ради жизни. Ритуальные обряды самопожертвования являлись примером благородства души. И до сих пор принести себя в жертву идее, вере, идти на смерть ради Родины является подвигом.
Из-за изменения отношения к смерти появилось и понятие траура и связанный с ним черный цвет. Белый и черный родились из идеи чистого и не чистого, мертвым начали приписывать вредоносную силу, возникла потребность помечать определенным цветом предметы, людей и места, которые, как боялся человек, носили следы постоянных прикосновений покойного. Отсюда изменение одежд и убранства, которое совершается в период траура. Чтобы вернуться к обычной жизни, первобытный человек должен был также подвергнуться определенным очистительным обрядам.
На базе культа предков в человеческой культуре возник феномен исторического сознания. Люди стали отождествлять время с тем или иным предком (как правило, социальным лидером). Подчас даже календарь строился на периодах правления царей.
Заключение
Ныне ученые пришли к выводу, что постановка вопроса о первоначальной форме верований неплодотворна. Фетишизм, культ предков, тотемизм, магия, преанимизм и т. п. находились в устойчивой связи, были частями единого целого и не исчезли навсегда, войдя в более поздние, развитые религии.
Поклоняться богам - значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно, что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсутствие морали в половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половое влечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире. Человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью - животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Они передаются из поколения в поколения.
Сначала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизнью самого. В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого от природы, т.е. существование независимых физически, но покровительствующих природе духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния не изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются представления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти и т.д.
Религия сопровождала историю
всех народов с истоков цивилизации
и пронизывала едва ли не все сферы
человеческого бытия, проникая в
глубины сознания и даже подсознания
людей. Религия - особая сторона духовного
мира, главный признак которой - вера
в сверхъестественные силы и существа.
Религиозная вера неизменно связана
с поклонением святыням, божествам,
служением им при помощи особых,
верованиями установленных
Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества. Различные вероисповедания аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств.
Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.
Список используемой литературы и интернет источников
1. Коростовцев М. Религия древнего египта
2. Крадин Н.Н.; «Политическая антропология» М.,2004
3. Мирча Элиаде; Шаманизм: архаические техники экстаза.
4. Тайлор Э. Б.; Первобытная культура, М., 1989
5. Токарев С. А.; Ранние формы религий М., 1980
6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
7. Энциклопедия «Аванта+», Религии Мира, т.1, М., 1997
8. Яблоков И. Н.; История Религии М., 2002
9. Яблоков И.Н.; Основы религиоведения М., 2002
http://www.samfact.com/Vera_