Ранние формы религиозных верований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Объектом рассмотрения в данной работе являются ранние формы верований и их особенности. Подобная формулировка темы относит нас к такой области этнографической и исторической науки, как история религии. Изучение первобытных религиозных верований и первопричин их появления предполагает попытку выявить то общее и частное, что позволит нам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности, или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Фетишизм…………………………………………………………….4
Анимизм………………………………………………………………5
Тотеизм……………………………………………………………….5
Магия………………………………………………………………….7
Шаманизм…………………………………………………………….8
Ворожба……………………………………………………………….9
Знахарство……………………………………………………………9
Мифология…………………………………………………………..10
Жертвоприношения………………………………………………..11
Культ предков…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………...15
Список используемой литературы и интернет источников……..17

Файлы: 1 файл

Ранние формы религиозных верований.docx

— 48.87 Кб (Скачать файл)

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к  Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных  верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом  переплетались друг с другом. Поэтому  ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

 

 

  1. Ворожба.

Заклинания и магические действия, которые рассказывают будущее  человека, знают о прошлом человека. Возникло в обществе первобытного человека, наравне с другими ранними  формами религиозно-идеологических представлений.

На Руси обычай ворожить или отправляться за советом к  ворожее имеет весьма давние корни, настолько давние, что они теряются в дебрях языческих веков. Прежде того как на Русь пришли Перун и  Велес, среди славянских племен проживали  люди, известные как ведуны, вещуны, волхвы и доки. Все это суть одно и то же — люди, владеющие приемами и навыками ворожбы. Их нельзя причислить к категории друидов или жрецов, магов или чернокнижников, поскольку  они не поклонялись тем или  иным богам, не творили магических деяний и не имели никаких книг. Их можно  сравнить разве что с позднейшими  монахами-отшельниками, которые уходили  от мира и пытались познать мир  в себе. Они не владели письменностью и знания свои передавали по наследству изустно. Между тем известно, что первые языческие храмы (капища) появились по инициативе князя Владимира лишь незадолго до крещения Руси.

 

  1. Знахарство.

Способы либо их совокупность лечения болезней. К древнейшей эпохе восходят, несомненно, корни лечебной магии, которая у славян, как и у всех других народов, была связана с народной медициной. В церковных поучениях упоминаются, хотя и весьма неясно, лечебно-магические обряды, говорится и о связанных с ними анимистических образах: «...немощь волшбами лечат, и ноузы (амулетами - С. Т.), и чарами, бесом требы приносят и беса, глаголемого трясовицу, творят, отгоняще...». Как известно, применение знахарских средств лечения сохранилось у славянских (как и у других) народов до новейшего времени. Различные симптомы болезни олицетворялись в виде особых злых существ, упоминаемых в лечебных заговорах: «трясця», «огнея», «желтея», «ламея» и др.

 

 

8. Мифология

Повествования о богах, героях, духах, демонах, их совокупность. Отражал  представления людей о мире, природе, человеческом бытие.

В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая  любовь и ревность; конфликт старого  и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть  болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение  и переселение душ, а также  жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям  или смертельные схватки с  чудовищами; горечь предательства; внезапность  несчастья, удачи и всего, что  связано с судьбой; отношения  между земным и небесным, между  людьми и богами; мифы о мировом  потопе; гипотезы сотворения мира и  происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное — желание постичь сущность вселенной.

О попытках понять всю сложность  мира свидетельствуют мифы древних  народов, некогда живших в Месопотамии, очаге цивилизации, а также в  Палестине, Древнем Иране, Египте, Индии, Китае и Японии. Природные стихии постоянно грозили гибелью населению  этих стран, поэтому их мифы рисуют жизнь как непрерывную борьбу человека с силами хаоса и его  победу.

Мифы сплетают сложные  узоры обстоятельств, не зависящих  от смертных или богов. Так судьба и предназначение в европейской  мифологии почти не поддаются  изменению. Например, Один ничего не может  поделать с неизбежностью гибели богов в день Рагнарек; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина от гибели. Даже Зевс, верховный бог греков, обязан лишь следить за ходом событий.

Интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян-язычников, которые не выделяли себя из окружающей среды и наивно очеловечивали всю природу. Правда, христианизация прервала эту многообещающую традицию, и сведения о пантеоне их высших богов весьма скудны. Однако известно, что славянские боги обитали на небесах; духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках. Это домовые, полевики, лешие, водяные, русалки, а особым почетом у славян пользовались духи предков; во время своеобразного обряда им подносилась первая ложка и первый кубок.

 

9. Жертвоприношения.

Обряды, предназначенные  для сверхъестественных сил. Осуществлялось принесение жертвы, в числе которых  и принесение в жертвы живых существ.

Жертвоприношение — очень  сложное явление, и корни его  разнообразны. Одни связывают его  возникновение с обычаем кормления  умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и пр. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

В различные эпохи служители  культов требовали от верующих всё  более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви.

В истории всех религий  известны самые разнообразные формы  жертвоприношения — от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире.

Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление  фетишей, умилостивительное и искупительное  жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое  снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).

Особо жестокими формами  жертвоприношения были принесение в  жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в России).

В Древнем Риме при жертвоприношениях  прислуживали мальчики и девочки  — камиллы.

Формами жертвоприношения можно  считать посвящение духам живых  животных (Сибирь), монашество, религиозный  аскетизм, посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения — символические  жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились  и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др.

Христианство, в отличие  от иудаизма, превратило жертвоприношение в центральный элемент не только культа, но и догмы: добровольное самопожертвование  Иисуса выступает в качестве искупительной  жертвы за грехи мира. В преобразованной  форме евхаристии (вкушения плоти  и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, основой всего церковного культа.

 

10. Культ предков.

Религиозное почитание умерших  родителей, близких. Это не что иное, как семейный культ, который генетически связан с анимистическими верованиями и представлениями о предках.

Культ предков – обоготворение  мертвых, одна из самых древних и  распространенных форм религии. Это  не только форма поклонения мертвым, но и первая форма доминирования  старшего поколения, уважения и благоговения перед отцами. Почитание предков, семейных и родовых святынь выражает единство человеческого коллектива, сохраняющееся сквозь века. Культ  предков был связан как с одной  семьей, так и с целой родственной  группой.

Обряды в честь предков  и родовых покровителей могли  совершаться в самом жилище, в  специальных постройках, в особых святилищах, находившихся вне селения, в лесу, у священных деревьев, в западных рощах.

Языческие представления  о смерти были совершенно отличны  от наших. В их понимании смерти нет, есть переход в другой мир. Именно поэтому были примеры специального убийства древнего старца или могущественного властителя, во время бедствий, для того что бы он попав иной мир потребовал у верховного божества прекратить испытания и беды его народа. Таким образом, люди шли на смерть ради жизни. Ритуальные обряды самопожертвования являлись примером благородства души. И до сих пор принести себя в жертву идее, вере, идти на смерть ради Родины является подвигом.

Из-за изменения отношения  к смерти появилось и понятие  траура и связанный с ним черный цвет. Белый и черный родились из идеи чистого и не чистого, мертвым  начали приписывать вредоносную  силу, возникла потребность помечать определенным цветом предметы, людей  и места, которые, как боялся человек, носили следы постоянных прикосновений  покойного. Отсюда изменение одежд  и убранства, которое совершается  в период траура. Чтобы вернуться  к обычной жизни, первобытный  человек должен был также подвергнуться  определенным очистительным обрядам.

На базе культа предков  в человеческой культуре возник феномен  исторического сознания. Люди стали  отождествлять время с тем  или иным предком (как правило, социальным лидером). Подчас даже календарь строился на периодах правления царей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ныне ученые пришли к выводу, что постановка вопроса о первоначальной форме верований неплодотворна. Фетишизм, культ предков, тотемизм, магия, преанимизм и т. п. находились в устойчивой связи, были частями единого целого и не исчезли навсегда, войдя в более поздние, развитые религии.

Поклоняться богам - значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно, что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсутствие морали в половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половое влечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире. Человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью - животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Они передаются из поколения в поколения.

Сначала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизнью самого. В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого от природы, т.е. существование независимых физически, но покровительствующих природе духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния не изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются представления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти и т.д.

Религия сопровождала историю  всех народов с истоков цивилизации  и пронизывала едва ли не все сферы  человеческого бытия, проникая в  глубины сознания и даже подсознания  людей. Религия - особая сторона духовного  мира, главный признак которой - вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана  с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может  быть религии. Верования, специфические  для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них - осуществление  этого духовного, идеального начала.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества. Различные  вероисповедания аккумулировали в  себе достижения мировой культуры и  в значительной мере являются хранителями  культурного наследия народов и  государств.

Рассмотренные формы религиозных  верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более  разнообразными и требуют более  пристального изучения.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и интернет источников

1. Коростовцев М. Религия древнего египта

2. Крадин Н.Н.; «Политическая антропология» М.,2004

3. Мирча Элиаде; Шаманизм: архаические техники экстаза.

4. Тайлор Э. Б.; Первобытная культура, М., 1989

5. Токарев С. А.; Ранние формы религий М., 1980

6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

7. Энциклопедия «Аванта+», Религии Мира, т.1, М., 1997

8. Яблоков И. Н.; История Религии М., 2002

9. Яблоков И.Н.; Основы религиоведения М., 2002

http://www.samfact.com/Vera_Drevnih

Информация о работе Ранние формы религиозных верований