Разнообразие статусов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Файлы: 1 файл

культура делового общенияяяяяя.docx

— 101.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее общение может осуществляться с помощью вербальных (словесных) и невербальны (несловесных) средств передачи коммуникации.

Вербальная (от лат. verbalis ‘устный, словесный’) коммуникация – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет референт (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию)

Невербальная коммуникация – это совокупность действий, поступков, несущих в совокупности с речевым сообщением определенную смысловую и эмоциональную информацию.

Невербальные средства коммуникации чрезвычайно важны в коммуникативном процессе, поскольку им принадлежит, по мнению учёных, от 55% до 65% передаваемой информации. Столь важное значение невербалики обусловлено ролью зрения как основного канала поступления информации (до 80% информации человека получает с его помощью); ведь несловесные средства коммуникации ориентированы именно на зрительное восприятие.

Невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Именно  поэтому внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.

Невербальные средства общения делятся на несколько группы:

1)    кинесические;

2)    просодические;

3)    экстралингвистические;

4)    такесические.

1 Кинесические (от греч. kinetis ‘движение’) средства составляют  наиболее обширную группу невербальных средств коммуникации. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К ним относятся мимика, взгляд, поза, жесты, походка, направление движения.

Мимика (от греч. mimikos ‘подражающий’) – это динамическое выражение лица в момент общения, обусловленное движением лицевых мышц в зависимости от эмоционального состояния коммуниканта. Особое сочетание частей и элементов лица (положение рта, губ, бровей, лба, форма и выражение глаз), передающее одно из эмоциональных состояний, названо мимическим кодом. Выделяется шесть основных мимических кодов: гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх.

Исключительно важное значение в общении имеет взгляд, который представлен комплексом соматических состояний, включающим состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба. Немалую роль в передаче информации имеет длительность и направленность взгляда. Различаются три разновидности направления взгляда в зависимости от характера коммуникации:

1)      деловой взгляд концентрируется в воображаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу.

2)      социальный взгляд направлен на треугольник на уровне глаз и подбородка, его не следует использовать при решении деловых вопросов.

3)      интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику. 

Поза (фр. pose ‘положение тела’) также является важным источником информации о состоянии и намерениях партнёра по общению. Учёные считают, что главное смысловое содержание позы как средства общения состоит в выражении открытости, готовности к общению или закрытости, неготовности к нему. К «закрытым» позам, указывающим на нежелание общаться, относятся скрещенные руки и ноги, прикрытые руками грудь и другие части тела, расположение вполоборота к собеседнику и т.д. «Открытые» позы, свидетельствующие о настроенности на контакт, – это руки,  раскрытые ладонями вверх, вытянутые ноги, расположение собеседника лицом к свому партнёру и т.д.

Жесты – социально отработанные движения, передающее психическое состояние человека. Жестикуляция призвана оживить речь и облегчить ее восприятие, то есть жесты должны соответствовать общему характеру выступления и сообщаемой в данный момент информации. Различаются несколько типов жестов в зависимости от выполняемой функции и характера передаваемой при помощи их информации:

–     ритмические (напр., резкие или плавные движения ладони в ритм речи, отбивание такта носком обуви),

–     эмоциональные (напр., пожимание плечами, разведение рук, поднятая вверх рука и т.п.),

–     символические (напр., резкий взмах кистью сверху вниз (категоричность), движение ладоней вперед (отказ), движение ладоней в разные стороны (расподобление), движение ладоней навстречу друг другу (сближение, связь), движение ладоней вверх-вниз в противофазе друг другу (равновесие, балансирование и т.п.),

–     изобразительные («спираль», «переворот», «препятствие, столкновение» и т.п.).

Кинесическим средством общения является и стиль передвижения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влияет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффективность общения.

2 К просодическим средствам речи (от греч. prosoidia ‘ударение, припев’) относятся интонация, ритмика речи, высота тона, громкость голоса, тембр голоса, сила ударения. Наибольший объем информации из этих средств несет интонация, которая служит, прежде всего, для указания на конец фразы, ее законченность или незаконченность,  на вид предложения по цели высказывания или интонационному оформлению, а также указания на место знака препинания и на возможность паузы.

3 Экстралингвистические (лат. extra ‘вне, сверх’, лат. lingua ‘язык’) средства речи – это включенные в речь психофизиологические проявления, к которым относятся паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч.

С помощью просодических и экстралингвистических средств речи выражаются эмоциональные состояние, экономятся языковые средства,  регулируют поток речи и дополняют вербальную информацию.

4 Такесические (лат. taktus ‘прикосновение, ощущение’) средства коммуникации представлены в виде динамических прикосновений в ходе общения – рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом.

Важное значение в общении имеет его пространственная организация. Расположение коммуникантов в пространстве относительно друг друга определяется многими факторами, среди них: пол, возраст, этническое происхождение, уровень культуры, социальное положение, проживание в сельской или городской среде и т.д. Учёные определили оптимальное расстояние между участниками общения, характерное для определенного  вида коммуникации:

-       интимное расстояние (общение родных и близких): до 45 см,

-       персональное (общение со знакомыми людьми): от 45 до 120 см,

-       социальное (официальное общение и общение с чужими людьми): от 120 до 400 см

-       публичное (общение с аудиторией): от 4 до 7,5 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Невербальные средства коммуникации

Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную (речевую) и невербальную (без слов). Данные ученых говорят о большой значимости невербальной информации. В исследованиях было обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный – для передачи чувств, межличностных отношений. Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.). Невербальное поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково. Основы изучения невербального поведения заложены в работах выдающегося русского ученого И.М. Сеченова. Важный вклад в исследование проблемы языка телодвижений внесла книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году.

Невербальная коммуникация понимается как обмен сообщениями с использованием неязыковых средств, включающих в себя движения тела (жесты), мимику, зрительный контакт, положение в окружающей обстановке, звуковое и тактильное общение. 
 
Основными системами отражения невербального поведения являются: 
 
· акустическая (слуховое восприятие); 
· оптическая (зрительное восприятие); 
· тактильно-кинестезическая (прикосновения); 
· ольфакторная (восприятие запахов). 
 
На слух мы можем воспринимать такие характеристики речи как тембр, темп, высота и громкость, а также отмечать особенности интонации, паузы, кашля, смеха, плача. 
 
Зрительно мы можем замечать выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, контакт глаз) и физиогномические характеристики (особенности строения тела и лица). 
 
Тактильная система отражения предоставляет человеку информацию об особенностях рукопожатия, прикосновения, поцелуя. Восприятие запахов тела и используемой человеком парфюмерии и косметики дополняют невербальную информацию о нем. 
 
Интерпретировать невербальное поведение сложно, потому что приходится учитывать множество различных факторов, таких как общая ситуация общения, особенности поведения данного конкретного человека, пол, возраст, степень значимости партнеров друг для друга, культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности. Интерпретация невербального поведения требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям. 
 
Остановимся подробнее на некоторых составляющих невербальной коммуникации. 
 
1. Кинесика. Понятие кинесика часто используется в специальной литературе при описании языка телодвижений. 
 
«Язык» тела занимает важное место в создании впечатления о человеке. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, мимике, жесте, взгляде, походке. 
 
Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что- то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека. В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражения лица. Для того, чтобы как то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FАSТ (введена Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении. Но эта проблема еще окончательно не решена. 
 
С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий, больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передать заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело – главным источником информации для партнера. 
 
Жесты. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке. 
 
В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Алфавит жестов можно разбить на 5 групп: 
 
· Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«отмашки»; идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе: 
 
· Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. 
 
· Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания». 
 
· Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, партнера; в) перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.). 
 
· Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. 
 
Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. 
 
Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по 
 
отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы. При беседе поза может означать заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Важную информацию предоставляет изменение позы в процессе общения: это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию. Часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. 
 
Открытые позы (сидя, не скрещивая рук и ног) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. 
 
Закрытые позы (перекрещенные руки, ноги, отклонение спины назад) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Большинству людей нравится уверенная, прямая, с развернутыми плечами и поднятой головой поза. 
 
Есть позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его в сторону, если не заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад. При рассмотрении позы следует уделить внимание анализу осанки человека. Не зря считается, что чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад). Прямая осанка называется открытой: она показывает не только открытость человека по отношению к окружающему, но и внутреннюю гибкую позицию, когда человек действует так, как того требуют обстоятельства. 
 
Походка – это манера передвижения, по которой довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. Двух одинаковых походок не бывает, так же как не бывает двух абсолютно похожих людей. Походка может рассказать о постоянных чертах характера и личности, а также о сиюминутном состоянии человека, его настроении и намерениях. с большой точностью можно узнать по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Направление взгляда идущего человека очень многое говорит о нем самом. Если экстраверт (обращенный вовне человек) смотрит вперед и вокруг себя, то интроверт (обращенный внутрь себя человек) смотрит больше «в себя»: он опускает голову и идет, не замечая ни дороги, ни препятствий вокруг, ни окружающих людей. 
 
2. Проксемика. Человеческое общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл, который и ввел термин «проксемика» (что означает «близость»). К проксемическим характеристикам относятся взаимное расположение партнеров в момент общения и дистанция между ними. Проксемика изучает также влияние на общение пространств с фиксированными отношениями (архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстановка мебели). При этом обращается внимание на то, что проксемические характеристики общения во многом обусловлены культурными и национальными факторами. 
 
Дистанция общения. Каждый человек имеет свою собственную территорию, включающее и определенное воздушное пространство вокруг тела. По Э. Холлу, существует несколько зон общения: интимная, личная, социальная и общественная. 
 
1. Интимная (от 0 до 45 см) – это индивидуальное психологическое пространство. Общение самых близких людей. 
 
2. Персональная ( от 45 см. до 1.20 см) – на этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди которые хорошо знакомы и доверяют друг другу. 
 
3. Социальная ( от 1.20 см. до 3.60 см.) – при общении с чужими людьми и при официальном общении. 
 
4. Публичное ( 3.60 см и более) – при выступлении перед различной аудиторией. 
 
Обычно люди интуитивно чувствуют оптимальную дистанцию. Любое нарушение интимной зоны человека вызывает бурную реакцию в его организме, состояние напряжения. Напряженность и раздражение людей в переполненном автобусе больше всего вызваны необходимостью терпеть присутствие абсолютно незнакомых людей в своей «интимной зоне». Когда на работе появляется новый человек, то другие держат его в своих зонах социального общения до тех пор, пока не узнают его лучше. Изменение расстояния между собеседниками ведет к изменению уровня взаимоотношений. Уменьшая дистанцию, человек предполагает более близкие отношения с партнером, увеличивая расстояние – задает менее доверительный стиль отношений. Выяснено, что персональные зоны и соответствующие им социальные дистанции колеблются в зависимости от таких факторов как рост, пол, личностные особенности людей, социокультура, плотность населения местности, в которой вырос и проживает человек, и других. Близкое расстояние при беседе предпочитают арабы, японцы, жители Южной Америки, французы, греки, негры и испанцы, проживающие в Северной Америке, итальянцы, испанцы; среднее – англичане, шведы, жители Швейцарии, немцы, австрийцы; большое – белое население Северной Америки, австралийцы, новозеландцы. Люди, которые выросли в редконаселенных районах, в сельской местности, требуют для себя большего личного пространства по сравнению с теми, которые выросли в крупных городах. Люди, привыкшие к одиночеству, больше ориентированы на самих себя и имеют обычно более протяженную личностную дистанцию, чем направленные на других и любящие общаться. Величина дистанции зависит также от нервно-психологического здоровья человека, его статуса, намерений по отношению к другому человеку. Выяснено, что дистанцирование происходит на бессознательном уровне. 
 
Взаимное расположение людей. Положение человека по отношению к другим людям – показатель психологических особенностей человека, его самооценки. Само расположение партнера по общению говорит уже о многом. Если общение соперничающее, то люди располагаются напротив друг друга, если «сотрудничающее», то садятся рядом. При случайной беседе люди, как правило, садятся наискосок, через угол стола. Беседа, характеризующаяся каким-то действием, оформляется посадкой на противоположных сторонах стола, но не напротив, а по диагонали. Самым хорошим вариантом для беседы считается расположение под углом от 45 до 90 градусов – это одновременно позволяет сидеть очень близко и не давить на собеседника, в то же время всегда можно встретиться взглядом и при необходимости прикоснуться к собеседнику. То, под каким углом стоят люди по отношению друг к другу, тоже дает информацию об их отношениях и взаимоотношениях. При отношениях собственности или интимности угол между общающимися уменьшается до нуля градусов. Расстояние между двумя людьми, стоящими в закрытой позиции, обычно меньше, чем при открытой позиции. Эта позиция может также применяться для выражения невербального вызова враждебно настроенных людей. Имеются и национальные особенности расположения людей. Так, люди большинства англоязычных стран стоят во время беседы под углом 90 градусов Наблюдая положение тела, выражение лица, использование пространства между двумя беседующими, можно построить вполне точное представление о том, насколько эти люди совместимы и кто из них сильнее. 
 
3. Паралингвистика и экстралингвистика. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Голос человека позволяет окружающим довольно точно понять его эмоциональное состояние, его переживания, отношение к информации, темперамент, характер человека. При изучении невербального поведения человека рассматриваются следующие характеристики голоса: 
 
· качество голоса; диапазон; тональность; ритм; темп; тембр; высота речи; фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. 
 
Кроме того, анализируются такие характеристики речи как интонации, включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха и т.д. Многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. 
 
Характерные особенности речи свидетельствуют об индивидуально-психологических особенностях личности. 
 
Скорость речи соответствует темпераменту и темпу жизни человека. Ее можно изменить только на короткое время. 
 
Громкость речи является показателем жизненной энергии и уверенности. 
 
Отчетливость речи показывает внутреннюю дисциплину, а также отношение к собеседнику. 
 
Высота голоса отражает внутренне состояние человека. 
 
Важным элементом невербального поведения является интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Интонация выполняет такие функции, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, регулирование речевого потока, акцентирование внимания на ту или иную часть вербального сообщения, а также функцию экономии речевого высказывания. Интонации также часто позволяют судить о том, что говорится, более верно, чем сами слова. Основными элементами интонации являются ритм, интенсивность, темп, тембр речи, а также фразовое и логическое ударение. Пауза, как выразительное средство интонации, группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз может варьироваться, когда человеку нужно что-то усилить или выразить. Ударение – это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. 
 
Изменения в речи человека свидетельствуют об изменении его эмоционального состояния. Изменение тона, голосового тембра, жестикуляция, манеры говорить происходит в состоянии тревоги или нервного напряжения. Повышение тона голоса и более громкая, быстрая речь характерны для страха, гнева, волнения. Понижение тона голоса, замедление речи, заметное снижение после каждой фразы интонации происходят при переживании печали, чувства вины, при расстройстве человека, усталости. Косвенная речь, паузы, речевые ошибки свидетельствуют о том, что говорящий очень осторожен в высказываниях, не подготовил свою линию поведения заранее. Нехарактерно высокий для человека голос скажет о том, что он испытывает к собеседнику недоверие или же просто очень рад. Существуют и другие информативные невербальные средства речи: свист, смех, покашливания, неожиданные спазмы голоса. Истинная натура человека распознается по его смеху. 
 
4. Такесика. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Такой физический контакт является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром: с помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека, а прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Такесические средства общения в большей степени, чем другие невербальные средства, показывают статусно-ролевые отношения, степень близости общающихся. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется такими факторами, как статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Похлопывание по спине и плечу возможно при близких отношениях и при равенстве социального положения общающихся. Рукопожатие чаще используется для приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. Объятия являются проявлением славянского обычая и демонстрируют равенство и братство. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Внешний вид человека может сказать о нем еще больше, чем временные характеристики. Если человек имеет сильную мотивацию, хочет занять определенное рабочее место, очень хочет работать, то он заранее готовится к этой встрече и одевается соответственно. Опять-таки, большинство людей одевается по своему внутреннему разумению.

 

 

Если одежда человека отличается от общепринятых норм своей оригинальностью и даже вычурностью, нестандартной композицией, броскостью, то мы можем говорить о художественном типе личности, об артистической натуре. Людям артистического склада, творческим людям присуща также другая крайность — пренебрежение к «внешней стороне», к одежде. Это так называемые люди «не от мира сего». Очень легко узнать по дальнейшей беседе, пренебрегает человек одеждой вследствие творческого отношения к жизни или это признак неряшливости, неуважения или слабой мотивации при трудоустройстве.

 

 

В то же время нельзя сказать, что если человек одет с иголочки, то это всегда хорошо. Если одежда сидит на нем как на картинке или кажется, что человек только что сошел с подиума, можно сказать, что такие люди хотят утвердить себя с помощью одежды, — это может быть знак неуверенности, внутренней беспомощности и желания смягчить эти качества.

 

 

Внешность человека должна гармонировать с его одеждой. Одежда не должна быть сама по себе, а человек сам по себе. Людям шизоидного склада присуща именно такая манера одеваться, их одежда выделяется на общем фоне.

 

 

Цвет, соответствие одежды сезону, вид одежды могут дополнить портрет личности. Красные и яркие цвета предпочитают эмоциональные, чувствительные и любвеобильные женщины, полутона — люди со спокойным, уравновешенным характером. Если в разгар весны человек пришел в зимней одежде, можно сказать, что он обладает ригидным характером. Такие люди редко меняют свое мнение, им легче планировать, чем делать, они любят устоявшийся образ жизни, им трудно ориентироваться в любой новой ситуации, адаптироваться на новом месте. В любой ситуации они последовательно, шаг за шагом, миллиметр за миллиметром подвигаются к изменению, будь то обстоятельства, мнение или идея, одежда или интерьер. Им все это надо пропустить через себя, вжиться в новый образ, сделать его частичкой своего «я».

 

 

При отборе творческих личностей на одежду внимания можно не обращать. При отборе же руководителей, менеджеров одежда несет важную информацию о характере человека, говорит об успешности в деятельности. Важную роль играет одежда у людей так называемых общественных профессий — журналистов, рекламных агентов, продавцов, секретарей и т.д. В зависимости от того, как человек одет, возникают симпатии и антипатии, интерес или безразличие к этой личности.

Информация о работе Разнообразие статусов