Развитие информационных и коммуникационных технологий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:23, реферат
Описание работы
Актуальность темы. Уникальным феноменом современности выступает всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет, к основным функциям которой относятся познавательная, развлекательная и коммуникативная. Следует отметить, что широкое вхождение Интернета в жизнь и быт человека произошло гораздо быстрее массового освоения таких средств. В данной работе наша цель – рассмотреть роль и место новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе.
Содержание работы
Введение ........................................................................................................3 1. Развитие информационных и коммуникационных технологий............4 2. Новейшие технологии...............................................................................5 3. Теле- и информационные технологии в учебной работе, и их необходимость..............................................................................................6 Заключение Список источников
В настоящее время, ИТ — это
средства, обмена информации, получение
последних новостей в современном мире,
так же потоки информации и их техническое
истощение, которые используются для работы
и учебы, развлечения.
Основными средствами
информационных технологий на сегодняшний
день являются интернет, телевидение,
радиовещание и мобильная связь.
Актуальность темы. Уникальным
феноменом современности выступает всемирная
глобальная компьютерная сеть Интернет,
к основным функциям которой относятся
познавательная, развлекательная и коммуникативная.
Следует отметить, что широкое вхождение
Интернета в жизнь и быт человека произошло
гораздо быстрее массового освоения таких
средств.
В данной работе наша цель – рассмотреть роль и место новых
информационных и телекоммуникационных
технологий в учебной работе.
Для этого решим следующие задачи:
- изучим роль информационных
и телекоммуникационных технологий в
учебной работе в совокупности
-рассмотрим необходимость
новых информационных и телекоммуникационных
технологий в учебной работе
- сделаем выводы о
нужности данных новшеств в
учебной работе
3
1.Развитие информационных
и коммуникационных технологий
Наиболее высокое качество
усвоения должно достигаться при непосредственном
сочетании слова учителя и предъявляемого
ученикам изображения в процессе обучения.
Потенциал компьютера как основного средства
реализации ИТ позволяет более полно использовать
возможности зрительных и слуховых анализаторов.
Это, в свою очередь, оказывает влияние
прежде всего на начальный этап процесса
усвоения знаний - ощущения и восприятия.
Сигналы, воспринимаемые органами чувств,
далее подвергаются логической обработке
и попадают в сферу абстрактного мышления.
В итоге чувственные образы включаются
в суждения и умозаключения. Вследствие
этого создается основа для успешного
протекания следующего этапа процесса
познания - осмысления.
На этапе осмысления
использование выразительных средств
ИТ способствует формированию
и усвоению понятий, доказательности
и обоснованности суждений и
умозаключений, установлению причинно-следственных
связей.
По мнению психологов
и дидактов, аудиовизуальные возможности
современных компьютеров влияют на создание
условий, необходимых для процесса мышления,
лежащего в основе осмысливания; играют
большую роль в запоминании как логическом
завершении процесса обучения, так как,
создавая яркие опорные сигналы, помогают
выявить логическую нить материала, способствуют
закреплению полученных знаний и их систематизации.
Эмоциональное воздействие
от применения в процессе обучения ИТ
способствует концентрации внимания учащихся
на содержании предлагаемого материала,
вызывает интерес и положительный эмоциональный
настрой на восприятие. [федянинова с.10]
Психологи отмечают, что
использование компьютера способствует
также усилению непроизвольного
внимания у обучаемых. Смена видеоинформации
на дисплее требует пристального
внимания, так как
4
несанкционированное нажатие
клавиш вызывает мгновенную ответную
реакцию системы компьютера в виде всплывающих
меню или интерактивного диалога.
Таким образом, можно сделать
вывод, что грамотное использование ИТ
вызывает положительный эффект на любой
стадии педагогического процесса:
- на этапе предъявления учебной
информации обучаемым;
- на этапе усвоения учебного
материала в процессе интерактивного
взаимодействия;
-на этапе повторения и закрепления
усвоенных знаний (навыков, умений);
-на этапе промежуточного и
итогового контроля и самоконтроля достигнутых
результатов обучения; на этапе коррекции
и самого процесса обучения, и его результатов
путем совершенствования дозировки учебного
материала, его классификации, систематизации.
Но в то же время необходимо учитывать,
что использование ИТ в обучении может
вызвать и ряд негативных эффектов, связанных
с длительностью пребывания учащихся
за экраном дисплея. Отсюда вытекает необходимость
строго соблюдения эргономических норм
эксплуатации компьютеров в процессе
обучения.[федянин. с.11-12]
Развитие информационных и
коммуникационных технологий порождает
среду, для которой характерны стремительные
и непрерывные изменения. В условиях таких
изменений необходимо разработать принципиально
новый подход к процессу образования.
Человек сегодня нуждается не только в
новых практических навыках и теоретических
знаниях, но и в способности постоянно
совершенствовать эти знания и навыки.
Иными словами, человечеству необходимо
принять и всячески развивать культуру
непрерывного обучения, обучения в течение
всей жизни. Новые технологии разрушают
рамки традиционного образовательного
процесса.
Обучение больше не может считаться
просто устойчивой традицией, соблюдение
которой нужно человеку лишь на раннем
этапе жизни.
5
Использование ИКТ ведет к разрушению
возрастных, временных пространственных
барьеров и дает каждому возможность учиться
всю жизнь. Теперь повсюду, в самых разных
условиях, люди всех возрастов и профессий
постоянно учатся, формируя обучающееся
общество XXI века.
Применение ИКТ в процессе преподавания
и обучения открывает уникальные возможности
и перспективы, подтверждая тем самым,
что человечество находится на пороге
образовательной революции, результатом
которой станут значительные изменения
во всех сферах человеческой деятельности.
Новый уровень грамотности
требует создания принципиально новой
технологии приобретения научных знаний,
иных педагогических подходов к преподаванию
и усвоению знаний, модернизации программ
обучения и методик преподавания. Они
должны способствовать активизации интеллектуального
потенциала учащихся, развитию творческих
и умственных способностей личности, формированию
целостного взгляда на мир, позволяющего
личности занять достойное место в информационном
обществе.
Однако ошибочно было бы думать,
что применение ИКТ само по себе повысит
качество образования. Для эффективного
использования возможностей ИКТ педагогам
и методистам необходимо развивать и исследовать
такие области современной науки, как
компьютерная психология, компьютерная
дидактика и компьютерная этика, а также
активно применять новые знания на практике.
Важно помнить, что, несмотря на все многообразие
источников информации и образовательных
методик, преобразующих информацию в знания,
существует только один путь превращения
знаний в образование. Эта трансформация
совершается в сознании человека. [Юнеско
с.9]
6
2. Новейшие технологии
Современный мир немыслим без
новейших цифровых технологий и Интернета,
который проник во все сферы нашей жизни,
включая образование. Всемирная паутина
дает большие возможности для развития
образования: дистанционное обучение,
доступ к большому количеству информации.
Интернет не мог не проникнуть
и в образование, ведь сегодня он повсюду.
Вряд ли найдется человек, не слышавший
хоть раз в жизни о всемирной паутине.
Благодаря Интернету мы имеем возможность
получать новостную информацию, смотреть
различные аудио и видео ресурсы, общаться
в социальных сетях. Доступ в сеть дает
возможность виртуального контакта с
миром из любой точки земного шара
Интернет дает огромные возможности
для образования:
- обучающиеся, живущие в районах
мира, где образование на должном для современного
общества уровне отсутствует, получили
возможность иметь доступ к информационным
ресурсам и знаниям, о которых раньше можно
было только мечтать;
- можно создавать новые возможности
для интеллектуального сотрудничества
и когнитивного обучения;
- дети из разных регионов мира
получили возможность общаться с детьми
других национальностей, что позволяет
выходить на новый уровень культурного
развития общества;
-появились новые возможности
для образования инвалидов, которым теперь
доступно обучение в том же объеме и качестве,
что и их здоровым сверстникам, посещающим
обычные;
-взрослые люди могут благодаря
Интернету обучаться или проходить переподготовку
прямо на рабочем месте, без отрыва от
своих обязанностей; к тому же появляются
и дополнительные возможности для профессионального
развития;
7
- Интернет служит уникальным
и действенным средством распространения
сложных идей и абстрактных концепций.[6]
Благодаря Интернету учащиеся
сегодня не ограничены пространственными
и временными рамками.
Современная система среднего
образования нацелена на формирование
у школьников умений работать с информацией,
что становится основным направлением
профессиональной подготовки выпускников
учебных заведений в условиях современного
информационного общества. ИТ имеют первостепенное
значение не только в системе среднего
образования, а играют основополагающую
роль практически во всех сферах жизни
общества.
При всем многообразии информационных
и телекоммуникационных технологий всемирная
информационная компьютерная сеть Интернет
занимает центральное место. Сеть Интернет
предоставляет возможность коллективного
доступа к учебным материалам, которые
могут быть представлены как в виде простейших
учебников (электронных текстов), так и
в виде сложных интерактивных систем,
компьютерных моделей, виртуальных учебных
сред.[7]
Наиболее распространенной
коммуникационной технологией и соответствующим
сервисом в компьютерных сетях стала электронная
почта (E-mail) - система для хранения и пересылки
сообщений между людьми, имеющими доступ
к компьютерной сети. [1]
8
3. Теле- и информационные
технологии в учебной работе, и их необходимость
Развитие компьютерной техники
и телекоммуникационных систем привело
к бурному росту информационных технологий,
способствовало процессу дальнейшей глобализации
политических, экономических, научно-технических
и культурных отношений между странами
и народами. С полным правом можно утверждать,
что информационные технологии являются
лишь началом изменений в идеологии, в
осознании значения и возможностей информации,
техники и технологии средств связи. Изменения
ждут нас в ближайшем будущем и уже описаны
одним из выдающихся руководителей конца
ХХ века, основателем всемирно известной
корпорации MICROSOFT Б. Гейтсом. Понятия информационной
магистрали, дистанционного образования,
управления предприятиями на больших
расстояниях, новое понимание бизнеса
с использованием информации раскрывают
только некоторые перспективы постиндустриального
общества.[8]
Использование преимуществ
информационного уклада способствует
появлению новых понятий, одним из которых
стало и понятие информационной культуры,
еще не получившее общепринятого толкования.
О.О. Хмельницкий определяет информационную
культуру специалиста как “совокупность
общеобразовательных и узкоспециальных
знаний, умений и навыков работы с информацией,
необходимых ему для качественного выполнения
своих профессиональных обязанностей”.
В структуру информационной культуры,
по его мнению, “кроме общих знаний, умений
и навыков обработки информации, входят
знания, умения и навыки работы с информацией
определенной тематической направленности.
Ведь, как свидетельствует практика, специалист,
который обрабатывает научно-техническую
информацию, едва ли будет способен так
же качественно обрабатывать информацию
общественно-политического содержания,
и наоборот” [3].
9
Мы считаем, что автор несколько
упрощенно рассматривает совокупность
функций, связанных с применением информационных
технологий, владение которыми и является
признаком информационной культуры инженера.
Сегодня дать определение информационной
культуры практически невозможно еще
и вследствие его развития. Предложенное
ниже определение также не претендует
на полноту и исчерпывающее содержание
этого понятия.
Информационная культура, на
наш взгляд, представляет собой определенный
объем и уровень знаний, умений и навыков,
необходимых для осознанной работы с информационными
потоками, для использования средств сбора,
хранения, обработки, приема/передачи,
представления и анализа информации.
Каждая сфера человеческой
деятельности предъявляет особые требования
к информационной культуре специалиста.
Рассмотрим эти требования применительно
к современному руководителю. Для этого
определим характер и состав информационных
потоков, используемых им в управленческой
деятельности, и разделим их на внутренние
и внешние. К внутренней отнесем следующую
информацию:
1) оперативные данные
о текущей производственно-хозяйственной
деятельности;
2) финансовые документы;
3) приказы и распоряжения;
4) результаты анализа
деятельности предприятия;
5) информационную поддержку
подготовки и принятия управленческих
решений;
6) материалы перспективного
характера, связанные с разработкой
планов стратегического развития предприятия.[5]
К внешней информации отнесем:
1) результаты маркетинговых
исследований;
10
2) информацию об изменениях
финансовой политики государства
(уровень инфляции, режим валютного
курса, изменения налогового и
таможенного законодательства, учетной
ставки и т.п.);