Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:17, контрольная работа
В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.
1.Предыстория средневековых университетов 3
2.Развитие и обучение средневековых школ 4
. 6
3.Развития средневековых университетов. 6
4.Университет и его смягчающие эффекты. 7
5.Чему обучались в средневековых университетах 8
6.Роль церкви в образовании 11
7. Образование Средневекового востока - Индия 12
8. Китай 14
Заключение 16
Список использованной литературы 19
В V-IX века все школы в странах Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследовавшие от античности: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Женщина в средние века, как правило, за очень редкими исключениями, образования не получала. Некоторые знатных дамы могли себе позволить быть образованными, но обычно женщину держали на втором плане, и если даже знатные мужчины не получали образования, поскольку их увлекало военное дело, а не книжное, то на женщин и подавно в этом смысле много сил и средств не расходовалось.
Для Византии периода раннего средневековья присуще было усиление позиций христианской церкви в области образовании, что выразилось в гонениях на античную философию. Античную философию сменило богословие. Видным представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий, составитель “Мариобиблиона” – сборник отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, авторов богословских сочинений.
Индуистская и буддийская
педагогические традиции претерпели в
средневековом индийском
Средневековые элементы культуры и образованности зародились в Индии после падения империи Гупта (V в). При этом сохранялась кастовая система построения общества, что ограничивало доступ к образованию определенных групп населения. Больше того, даже среди трех высших каст нарастало неравенство при получении образования. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр. Вайшья также мог знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых операциях и пр. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у родителей.
Более демократический характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.
Постепенно происходило
сближение брахманской и
Эта система пришла в упадок в XI - XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгшихся мусульман. Огню были преданы многие хранилища рукописей. Мусульманские владыки чинили препятствия развитию культуры и образования индусов. Лишь много позже появились властители, которые стали благосклонно относиться к обучению немусульманского населения.
Воспитание и образование в средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений - брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в Индию ислам.
Мусульманская педагогическая
концепция имела заметно
Непременным условием обучения
и воспитания мусульманина было изучение
Корана на арабском языке. Кроме того,
в XVI - XVII вв. в ряде школ обучали персидскому
языку, который использовался
Система мусульманского образования в средневековой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с тем у нее были свои особенности.
Образование можно было получить с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировало обучение у частных учителей и в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка рукописей, за которые получали немалые деньги.
Существовали четыре типа мусульманских школ начального и повышенного начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции) [11]
При династии Цинь (II в. до н.э.) была упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуан Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ).
В период династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.) появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. В эту эпоху приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования - начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались для состоятельных людей. В таких школах обучалось до 300 студентов.
В эпоху Хань официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты становятся главным предметом изучения в школах. Полный учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет. По окончании курса можно было сдать экзамены на ученую степень, что позволяло занять место в государственном аппарате.
Особый расцвет переживали культура и образование средневекового Китая в течение III - X вв. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. Вместо устных экзаменов были введены письменные. Высшие учебные заведения присуждали ученую степень специалиста по пяти классическим конфуцианским трактатам: "Книга, t перемен", "Книга этикета", "Весна и осень", "Книга поэзии", "Книга истории".
На исходе "золотого века" китайского средневековья все сильнее проявлялся отрыв системы образования от практических нужд. Некоторые ученые пытались исправить положение. К их числу относился Ван Анеши (1019 - 1086). Начатая им реформа, однако, не принесла успеха.
Возможность преодолеть застой
в образовании многие мыслители
усматривали в корректировке
конфуцианства как идейной
Новые краски в палитре
образования и воспитания появились
при монгольской династии Юань (1279-1368).
Наряду с традиционными
Важный этап в истории
средневекового образования в Китае
- правление династии Мин (1368-1644). В
это время возникли предпосылки
организации всеобщего
Китайская школа в последний отрезок средневековой истории - при маньчжурской династии Цин (1644-1911) не претерпела никаких серьезных перемен.
Придя впервые в школу,
мальчик кланялся изображению Конфуция,
припадал к ногам учителя и
получал иное - школьное имя. Понятие
учебного года отсутствовало, так как
прием в школу происходил в
любое время года. Учились весь
год, за вычетом праздников и новогодних
каникул, с 7 часов утра до 18 часов
вечера с перерывом на двухчасовой
обед. Символ власти учителя - бамбуковая
трость красовалась на видном месте
и то и дело пускалась в ход.
Каждый учился в собственном ритме.
Главным способом было мнемоническое
обучение. Отвечая урок, ученик поворачивался
спиной к тексту и старался воспроизвести
его по памяти. Отсюда, кстати, название
китайского иероглифа, который одновременно
означает "повернуться спиной"
и "учить наизусть". В итоге
первоначального обучения нужно
было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов. Программа
предусматривала
Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось пять-шесть лет. В программу входили философия, литература, история, стилистика. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских компендиума: "Четверокнижие" и "Пятикнижие". Программа естественнонаучного образования фактически отсутствовала. Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.
По сути, государственные экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории Китая немало примеров, когда известные ученые так и не сумели преодолеть бастионы восьмичленных экзаменационных сочинений. Для успешной сдачи экзамена не требовались вовсе творческие способности. Как говорили в Китае, "чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда".
Образование первых университетов
Европы, начиная с 12 века, было вызвано
упрочением тенденций развития феодального
общества. Если в раннее средневековье
в образованных людях общество не
особенно нуждалось, и вообще само общество
формировалось на основе остатков античной
цивилизации и традициях
Алгоритм развития средневековых образовательных
потребностей можно определить так: от
элементарных начатков знаний, через изучение
традиционных античных наук, к овладению
востребованных наук в средневековом
обществе и, по желанию, поиск и изучение
научных и духовных истин. различные рабочие
места, где требовались из знания и умения.
Права университету изначально давали
патроны: короли, герцоги, епископы, городская
администрация, словом, власти тех земель,
на которых организовывался университет.
Но выиграл в этой череде – сам Папа, Святейший
Престол. Знания были связаны с понятием
о божьем слове, прежде знания сосредоточивались
при церквях и монастырях, поэтому церковь
постаралась поставить внутреннюю жизнь
университета под свой контроль. Это касалось
и наук (теология прежде всего), и бенефиций,
и даже внешности и правил жизни на учебе
и в быту. Но пестрая студенческая среда
внесло свои коррективы, в дела университетов
вмешивались короли и их администрация,
и мало помалу университеты добились разнообразных
привилегий, превратившись в особую корпорацию
со своими законами, правилами. Регламентация
университетской жизни соответствовала
цеховым правилам средневековья. Но интеллектуальную
жизнь невозможно было загнать в рамки
цеховых ограничений. Так сложилась пестрая
среда и нравы университетов. Здесь имели
вес и преподаватели из нищенствующих
монашеских орденов, и прославленные профессора.
Студентами становились лица самых разных
сословий, в том числе бродячие школяры.
Университетская корпорация состояла
из множеств федераций: факультетов, наций,
колледжей, общежитий, пансионов, торговцев
и т.д. Заправлял жизнью университета выборное
лицо – ректор. Университет вмешивался
в интеллектуальные и политические коллизии
и конфликты эпохи. Университеты стали
значимой частью городской жизни и интеллектуальной
жизни Европы.
Так развивался средневековый университет:
от городских школ к цеховой организации,
выросшей в мощную корпорацию, а затем
в государство в государстве.
Направленность университетского образования
была выше чем потребность в элементарном
счете, чтении, письме. Средневековое общество
испытывало потребность в более глубоком
изучении права, богословия, медицины.
Первой ступенькой к постижению данных
наук оставалось изучение семи свободных
искусств, традиции которых были заложены
еще в античности: изучались грамматика,
потом риторика, диалектика (под которой
подразумевалась логика); лишь после этого
- арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
Дипломированные специалисты в большинстве
своем становились преподавателями-
Рассматривая студентов, следует отделять
студенческую элиту, которая уже преподавала,
основную массу студентов, и недоучившихся
студентов.
Все студенты в области организации получения
образования подчинялись регламентации,
согласно правилам университета: где сидеть,
что учить, как учить, по каким книгам,
сколько часов. Регламентация распространялась
и на внешний вид, и личную жизнь тех, кто
жил в пансионах. Вырвавшись за стены университетской
территории, студенты буянили, как и студенты,
проживающие в латинском квартале.
Материально, часть неимущих студентов
была обеспечена бенефициями, дарованными
рентами, подработками, или содержалась
за счет университета. Но это было скудное
обеспечение, поэтому образ средневекового
студента – это образ нищего босяка с
книгой и лютней. Как только студент проходил
первую ступень обучения – артистическую
– он мог начать подрабатывать – преподаванием
и частным образом: в услугах грамотных
нуждались многие, в услугах начинающих
юристов тем более. В области медицины
и богословия правила были строже.
Дипломированную элиту университетов
и практикующих специалистов волновали
многие интеллектуальные вопросы. Для
получения диплома требовалось учиться
много лет, перечитать много книг, овладеть
искусством красноречия, а юристам и медикам
еще и практическими знаниями. Неудивительно
потому, что из университетской среды
выходили папы, кардиналы, знаменитые
поэты и писатели, ловкие администраторы,
специалисты-правоведы, известные хирурги,
ученые и алхимики-чернокнижники. Эта
же среда дала базовую основу знаний гуманистам.
В целом, значимыми для интеллектуалов
того времени были вопросы совместимости
постижения божественного знания с необходимостью
брать деньги за свой труд, вопросы поиска
истинного благородства (по крови или
по знаниям), вопросы реформирования науки
(от схоластики), поиск тайных, необщепринятых,
знаний, вопросы о совместимости знаний
и искусства.
Но основную массу студенчества и также
преподавателей волновали поиски заработка.
Эта масса вливалась непосредственно
в жизнь городов и сел (организация школ)
и внесла свой вклад в становлении профессии
практикующих медиков, нотариусов, секретарей,
прокуроров, учителей школ. Возле университетской
среды кормились писцы, книгопродавцы
и прочие поставщики необходимых рабочих
принадлежностей для письма и наук, городской
житель мог выбирать в различных жизненных
ситуациях между действием на свой страх
и риск (в правовых казусах, в лечении,
и даже в составлении прошений) и опытом
специалиста.
Такого рода корпоративных формаций и
свободных ассоциаций учеников и наставников
с их привилегиями, установленными программами,
дипломами, званиями и знаниями, как университеты
и их обитатели - не видала античность
ни на западе, ни на востоке.