Развития средневековых университетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.

Содержание работы

1.Предыстория средневековых университетов 3
2.Развитие и обучение средневековых школ 4
. 6
3.Развития средневековых университетов. 6
4.Университет и его смягчающие эффекты. 7
5.Чему обучались в средневековых университетах 8
6.Роль церкви в образовании 11
7. Образование Средневекового востока - Индия 12
8. Китай 14
Заключение 16
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

 

 

6.Роль церкви в образовании

В V-IX века все школы в странах  Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь  сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследовавшие от античности: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Средневековая университетская наука  называлась схоластикой. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Женщина в средние века, как правило, за очень редкими  исключениями, образования не получала. Некоторые знатных дамы могли  себе позволить быть образованными, но обычно женщину держали на втором плане, и если даже знатные мужчины  не получали образования, поскольку  их увлекало военное дело, а не книжное, то на женщин и подавно в этом смысле много сил и средств  не расходовалось.

Для Византии периода раннего средневековья  присуще было усиление позиций христианской церкви в области образовании, что  выразилось в гонениях на античную философию. Античную философию сменило  богословие. Видным представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий, составитель “Мариобиблиона” – сборник отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, авторов богословских сочинений.

 7. Образование Средневекового востока - Индия

 

Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в  средневековом индийском обществе определенную эволюцию.

Средневековые элементы культуры и образованности зародились в Индии  после падения империи Гупта (V в). При этом сохранялась кастовая система построения общества, что ограничивало доступ к образованию определенных групп населения. Больше того, даже среди трех высших каст нарастало неравенство при получении образования. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр. Вайшья также мог знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых операциях и пр. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у родителей.

Более демократический характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.

Постепенно происходило  сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная  система.

Эта система пришла в  упадок в XI - XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под  властью вторгшихся мусульман. Огню были преданы многие хранилища рукописей. Мусульманские владыки чинили препятствия  развитию культуры и образования  индусов. Лишь много позже появились  властители, которые стали благосклонно относиться к обучению немусульманского населения.

Воспитание и образование  в средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений - брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в Индию ислам.

Мусульманская педагогическая концепция имела заметно интеллектуалистский смысл. Считалось, что вершины воспитанности достиг человек, активно использующий знания (истинные идеи). Предполагалось, что усвоению "истинных идей" мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. При воспитании и обучении предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания "истинных идей". Среди наук, необходимых для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI - XVII вв. в ряде школ обучали персидскому  языку, который использовался государственными чиновниками и учеными.

Система мусульманского образования  в средневековой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с  тем у нее были свои особенности.

Образование можно было получить с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировало обучение у частных учителей и  в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых  покровителей. В конце обучения преподаватели  могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка  рукописей, за которые получали немалые  деньги.

Существовали четыре типа мусульманских школ начального и  повышенного начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского  языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции) [11]

8. Китай

При династии Цинь (II в. до н.э.) была упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуан Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ).

В период династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.) появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. В эту эпоху приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования - начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались для состоятельных людей. В таких школах обучалось до 300 студентов.

В эпоху Хань официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты становятся главным предметом изучения в школах. Полный учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет. По окончании курса можно было сдать экзамены на ученую степень, что позволяло занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет переживали культура и образование средневекового Китая в течение III - X вв. Расширялась  сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные  заведения университетского типа. Произошли  важные перемены в государственных  экзаменах. К ним стали допускать  практически любого человека, независимо от социального происхождения. Вместо устных экзаменов были введены письменные. Высшие учебные заведения присуждали ученую степень специалиста по пяти классическим конфуцианским трактатам: "Книга, t перемен", "Книга этикета", "Весна и осень", "Книга поэзии", "Книга истории".

На исходе "золотого века" китайского средневековья все сильнее  проявлялся отрыв системы образования  от практических нужд. Некоторые ученые пытались исправить положение. К  их числу относился Ван Анеши (1019 - 1086). Начатая им реформа, однако, не принесла успеха.

Возможность преодолеть застой в образовании многие мыслители  усматривали в корректировке  конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. Они  утверждали, что конфуцианство превратилось в догму и схоластику. В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), который трактовал жизнь как победу человеческого разума и правил любви. В конечном счете, обосновывались идеи безусловного подчинения младших старшим, детей - родителям, подчиненных - начальнику, что вполне укладывалось в требования, которые предъявляло средневековое китайское общество подраставшему поколению.

Новые краски в палитре  образования и воспитания появились  при монгольской династии Юань (1279-1368). Наряду с традиционными иероглифическим  письмом и типами учебных заведений  распространяются монгольские школы, и письменность. В стране действовала обширная сеть учебных заведений (около 25 тыс. в 1289 г). Многие школы покрывали свои расходы за счет находившихся в их владении земельных участков. Развитие естественных и точных наук привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ.

Важный этап в истории  средневекового образования в Китае - правление династии Мин (1368-1644). В  это время возникли предпосылки  организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных  заведений элементарного образования. В Пекине и Нанкине были созданы  специализированные высшие учебные  заведения для подготовки кадров высшей администрации. Продолжались реформы  государственных экзаменов. Они  были еще более усложнены и  регламентированы. Экзаменующимся, например, вменялось писать в установленном  стиле, от которого нельзя было отступать. Экзаменационное сочинение должно было состоять из восьми разделов со строго ограниченным числом иероглифов (не менее 300 и не более 700). Предметом сочинения  могли быть лишь события, имевшие  место после 220 г. и т.д.

Китайская школа в последний  отрезок средневековой истории - при маньчжурской династии Цин (1644-1911) не претерпела никаких серьезных перемен.

Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и  получал иное - школьное имя. Понятие  учебного года отсутствовало, так как  прием в школу происходил в  любое время года. Учились весь год, за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 часов утра до 18 часов  вечера с перерывом на двухчасовой  обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость красовалась на видном месте  и то и дело пускалась в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным способом было мнемоническое  обучение. Отвечая урок, ученик поворачивался  спиной к тексту и старался воспроизвести  его по памяти. Отсюда, кстати, название китайского иероглифа, который одновременно означает "повернуться спиной" и "учить наизусть". В итоге  первоначального обучения нужно  было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов. Программа  предусматривала последовательное заучивание текстов трех классических книг - "Троесловие" (начала философии, литературы и истории), "Фамилии всех родов" (типология китайских имен), "Тысячесловник" (содержание сходно с "Троесловием").

Сдав экзамен в начальной  школе, учащиеся могли продолжить образование  на следующей ступени. Обучение здесь  длилось пять-шесть лет. В программу  входили философия, литература, история, стилистика. В качестве учебных пособий  использовались два конфуцианских  компендиума: "Четверокнижие" и "Пятикнижие". Программа естественнонаучного образования фактически отсутствовала. Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

По сути, государственные  экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией  многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории  Китая немало примеров, когда известные  ученые так и не сумели преодолеть бастионы восьмичленных экзаменационных  сочинений. Для успешной сдачи экзамена не требовались вовсе творческие способности. Как говорили в Китае, "чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда".

Заключение

 

Образование первых университетов  Европы, начиная с 12 века, было вызвано  упрочением тенденций развития феодального  общества. Если в раннее средневековье  в образованных людях общество не особенно нуждалось, и вообще само общество формировалось на основе остатков античной цивилизации и традициях варварских королевств, то в период развитого  средневековья, в связи с ростом городов, усложнением общественных связей, люди почувствовали необходимость  знаний, интеллектуальных умений. Церковные  и монастырские школы не могли  удовлетворить потребности светского  общества, мирян, обществу понадобился  новый вид школ – городские  школы и университеты. 
Алгоритм развития средневековых образовательных потребностей можно определить так: от элементарных начатков знаний, через изучение традиционных античных наук, к овладению востребованных наук в средневековом обществе и, по желанию, поиск и изучение научных и духовных истин. различные рабочие места, где требовались из знания и умения.  
Права университету изначально давали патроны: короли, герцоги, епископы, городская администрация, словом, власти тех земель, на которых организовывался университет. Но выиграл в этой череде – сам Папа, Святейший Престол. Знания были связаны с понятием о божьем слове, прежде знания сосредоточивались при церквях и монастырях, поэтому церковь постаралась поставить внутреннюю жизнь университета под свой контроль. Это касалось и наук (теология прежде всего), и бенефиций, и даже внешности и правил жизни на учебе и в быту. Но пестрая студенческая среда внесло свои коррективы, в дела университетов вмешивались короли и их администрация, и мало помалу университеты добились разнообразных привилегий, превратившись в особую корпорацию со своими законами, правилами. Регламентация университетской жизни соответствовала цеховым правилам средневековья. Но интеллектуальную жизнь невозможно было загнать в рамки цеховых ограничений. Так сложилась пестрая среда и нравы университетов. Здесь имели вес и преподаватели из нищенствующих монашеских орденов, и прославленные профессора. Студентами становились лица самых разных сословий, в том числе бродячие школяры. Университетская корпорация состояла из множеств федераций: факультетов, наций, колледжей, общежитий, пансионов, торговцев и т.д. Заправлял жизнью университета выборное лицо – ректор. Университет вмешивался в интеллектуальные и политические коллизии и конфликты эпохи. Университеты стали значимой частью городской жизни и интеллектуальной жизни Европы. 
Так развивался средневековый университет: от городских школ к цеховой организации, выросшей в мощную корпорацию, а затем в государство в государстве. 
Направленность университетского образования была выше чем потребность в элементарном счете, чтении, письме. Средневековое общество испытывало потребность в более глубоком изучении права, богословия, медицины. Первой ступенькой к постижению данных наук оставалось изучение семи свободных искусств, традиции которых были заложены еще в античности: изучались грамматика, потом риторика, диалектика (под которой подразумевалась логика); лишь после этого - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Дипломированные специалисты в большинстве своем становились преподавателями-профессионалами, многие другие занимали в обществе различные рабочие места, где требовались из знания и умения.  
Рассматривая студентов, следует отделять студенческую элиту, которая уже преподавала, основную массу студентов, и недоучившихся студентов. 
Все студенты в области организации получения образования подчинялись регламентации, согласно правилам университета: где сидеть, что учить, как учить, по каким книгам, сколько часов. Регламентация распространялась и на внешний вид, и личную жизнь тех, кто жил в пансионах. Вырвавшись за стены университетской территории, студенты буянили, как и студенты, проживающие в латинском квартале. 
Материально, часть неимущих студентов была обеспечена бенефициями, дарованными рентами, подработками, или содержалась за счет университета. Но это было скудное обеспечение, поэтому образ средневекового студента – это образ нищего босяка с книгой и лютней. Как только студент проходил первую ступень обучения – артистическую – он мог начать подрабатывать – преподаванием и частным образом: в услугах грамотных нуждались многие, в услугах начинающих юристов тем более. В области медицины и богословия правила были строже. 
Дипломированную элиту университетов и практикующих специалистов волновали многие интеллектуальные вопросы. Для получения диплома требовалось учиться много лет, перечитать много книг, овладеть искусством красноречия, а юристам и медикам еще и практическими знаниями. Неудивительно потому, что из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы, специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники. Эта же среда дала базовую основу знаний гуманистам. В целом, значимыми для интеллектуалов того времени были вопросы совместимости постижения божественного знания с необходимостью брать деньги за свой труд, вопросы поиска истинного благородства (по крови или по знаниям), вопросы реформирования науки (от схоластики), поиск тайных, необщепринятых, знаний, вопросы о совместимости знаний и искусства. 
Но основную массу студенчества и также преподавателей волновали поиски заработка. Эта масса вливалась непосредственно в жизнь городов и сел (организация школ) и внесла свой вклад в становлении профессии практикующих медиков, нотариусов, секретарей, прокуроров, учителей школ. Возле университетской среды кормились писцы, книгопродавцы и прочие поставщики необходимых рабочих принадлежностей для письма и наук, городской житель мог выбирать в различных жизненных ситуациях между действием на свой страх и риск (в правовых казусах, в лечении, и даже в составлении прошений) и опытом специалиста. 
Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями и знаниями, как университеты и их обитатели - не видала античность ни на западе, ни на востоке.

Информация о работе Развития средневековых университетов