Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:59, реферат
Данная работа имеет целью актуализировать эту проблему. Главная задача – показать те отклонения от правильной реализации тех или иных единиц, которые возникают в речи людей под воздействием СМИ. Кроме того, мы решили отследить динамику нарушений СМИ культуры русской, а также попытаться проанализировать ситуацию и выяснить объективные причины возникновения ошибок в речи. Анализ производился путём отбора газетно-журнального материала с последующим подробным его изучением, сопоставлением и классификацией.
Введение…………………………………………………………….…..3
I. Культура речи………………………………………………………...4
II. Речевые ошибки в печатных СМИ………………………………....5
Грамматические …………………………………….…………...5
Синтаксические……………………………………………….....6
Лексические …………………………………………….….........7
Нарушение чистоты речи……………………………………......8
Ошибки словоупотребления…………………………………….9
III. Пути решения проблемы……………………………….……....….10
Заключение……………………………………………….………….....12
Список литературы…………………………………….…….…..13
«Эта традиция ВНОВЬ стала ВОЗРОЖДАТЬСЯ».
«ВЫ ЗНАЕТЕ, я даже НЕ ЗНАЮ, как объявить следующего исполнителя».
«Основываясь на этом, невозможно предотвратить ВСЕМИРНУЮ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ».
«Обнаружены и уничтожены НЕЗАКОННЫЕ БАНФОРМИРОВАНИЯ» (А бывают законные бандформирования?)
«В результате землетрясения город был почти ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ». (Стерт с лица земли = полностью уничтожен)
4. Нарушение чистоты речи.
Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов - «сорняков», слов - «паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и т.д.
Несомненно, разговорные элементы,
просторечные вкрапления (именно
вкрапления) имеют право на жизнь
в публицистике. Однако чувство
меры в использовании средств
разговорного стиля у
Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею. Свидетельство тому – откровенно грубая лексика: хавать, халява, козлы, облажаться, лезть в штаны и др.
Цитата из СМИ: Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину…
Источник: КП, «Заголовок» 02.10.10г.
Цитата из СМИ: Да мне пофиг…
Источник: Cosmo, «Интервью. Стас Пьеха» №12,2010.
Цитата из СМИ: Странные ребята: торгуют наркотой, пьют, шарахаются по улицам…
Источник: КП, «Картина дня» 11.11.10г.
Цитата из СМИ: «Пусть каждый ваш рабочий день скрашивает карнавал ваших любимых людей дома!» -пожелал наш звездун.
Источник: КП, «Брюзга недели» 12.11.10г.
Цитата из СМИ: В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики…
5.Ошибки словоупотребления
Следует избегать типичных ошибок словоупотребления.
А) Неразличение паронимов.
Паронимы - это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Правильно употребляйте паронимы!
Абонемент - документ, представляющий право на пользование чем -либо, на какое - либо обслуживание, а также само это право.
Абонент - тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб.
Выплата - выдача платы за что - либо; уплаты долга частями или полностью.
Оплата - выдача, внесение денег за что - либо, в возмещение чего - либо; уплачиваемые за что - либо деньги.
Плата - расчет за что - либо, уплата; вознаграждение за труд по найму; денежное возмещение за пользование чем - либо, за услуги; вознаграждение (переносное).
Б) Неуместное употребление
Цитата из СМИ: Все дистрибьюторы супермаркета одеты в униформу.
Источник: "Газета Юга" от 27. 03. 03г. , стр. 2.
Цитата из СМИ: Достаточно сложной дилеммой было разместить всех участников слета.
Источник: "Терек" от 27. 05. 05г. , стр. 3, "В преддверии лета".
Приведем толкование ряда распространенных заимствований (из «Толкового словаря иноязычных слов» Л. П. Крысина (М. , 1998).
Автаркия - экономическое
обособление страны, направленное
на создание замкнутого
Брокер - посредник
при заключении сделок на
Депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные учреждения.
Дебитор - должник.
Дилер - лицо или
учреждение - торговый представитель
предприятия, фирмы; биржевой
посредник, занимающийся
Дилемма - положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.
Дистрибьютор - лицо
или учреждение, занятое размещением
на рынке сбыта товаров,
Инсинуация - клеветническое измышление.
Истеблишмент - правящие
и привилегированные группы
Мониторинг - систематическое
наблюдение за каким-нибудь
Нувориш - богач - выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях.
Реноме - установившееся (обычно благоприятное) мнение о чем - либо.
Паблисити - известность
в обществе, популярность, слова;
реклама, рекламирование кого-
Сервер - обслуживающее устройство в системах автоматической обработки информации.
Фиаско - неуспех, полная неудача.
III. Пути решения проблемы
Л. В. Щерба писал: "Все хотят говорить правильным хорошим русским языком, а где найти его нормы не знают. Ответ, собственно, конечно, крайне прост – читайте произведения … непререкаемых классиков нашей литературы – Горького, Чехова, Короленко, Тургенева, Гончарова и др. , и вы найдете у них искомую норму".
На наш взгляд, ответ Л. В. Щербы очень актуален, но посредством данного совета выправить ситуацию будет довольно сложно, так как произведения мировой классики читаются лишь немногими. Поэтому мы предлагаем:
1. Ввести в школе предмет риторика.
2. Организовать в школах клубы любителей русской речи.
3. Рекомендовать факультетам журналистики уделять больше внимания культуре речи путём увеличения количества часов, отведённых на формирование данной культуры у будущих работников СМИ.
4. Учредить премию СМИ, выступающим за чистоту и правильность русской речи.
5. Популяризировать словари,
активно создавая их качественные интернет-версии.
Данный шаг, на наш взгляд, обеспечивает
доступность словарной информации.
Заключение
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.
Проделав работу можно сделать
выводы, что:
1) удельный вес речевой продукции
СМИ в речевой практике общества повысился,
повысилась и значимость текстов СМИ в
общественном сознании, увеличилась сила
воздействия СМИ на культуру речи людей.
2) влияние языка СМИ на культуру
речи общества негативно, что является
предметом тревоги за экологию русского
языка, культуру речи современного общества.
Список литературы
1. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.
2. Губогло М.Н., Кожин А.А. Роль языка средств массовой информации в системе этно-государственных отношений // Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения. М., 2001.
3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М. , 1998г.
4. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.
5. Средства массовой информации постсоветской России. М.,2002.
6. Скворцов Л.И. Язык, общение
и культура // Русский язык в школе. № 1
– 1994г.
7. Материалы СМИ.
8. Воротников Ю. Л. О некоторых особенностях языка средств массовой информации // http://www.portal@gramota.ru