Религия, искусство и наука в пространстве культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
рассмотреть развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством;
выявить взаимосвязь культуры с этими направлениями;
определить место религии, науки и искусства в культуре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………стр. 3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ И МЕСТО КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………..стр. 4
РЕЛИГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 9
ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 11
НАУКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 12
МИФ – ОСОБАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...стр. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………стр. 16

Файлы: 1 файл

культурология готово.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

 

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

 

Факультет: «Экономики и  управления»

Специальность: «Туризм»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Культурология

Тема: «Религия, искусство и наука в пространстве культуры».

 

 

                                                     

 

 

                                                                             Выполнил: Студентка 1курса                                                                                                                                                                                                                                                                        5-8730(1)/1-1 группы

                            Лобода А. В.                                                                                        

                                                                             Проверил: Митасова С. В.

 

 

 

 

 

г. Красноярск, 2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

           ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………стр. 3

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ И МЕСТО КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………..стр. 4
  2. РЕЛИГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 9
  3. ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 11
  4. НАУКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 12
  5. МИФ – ОСОБАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...стр. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура – очень важный аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение  социальных событий, позволяющее индивидам  жить в особом жизненном мире, который  они могли бы понимать и совершать  в нем поступки. На протяжении всего  существования человеческой цивилизации  культура тесно переплетается с  религией, искусством и наукой. Эти  три направления являются главными составляющими культуры.

Цель данной контрольной  работы – рассмотреть роль и место религии, науки и искусства в пространстве культуры.

Объект исследования - взаимодействие культуры с этими институтами.

Предмет настоящей работы - выявление относительной самостоятельности  религии, науки и искусства.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят  в том, чтобы:

  • рассмотреть развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством;
  • выявить взаимосвязь культуры с этими направлениями;

определить  место религии, науки и искусства в культуре.

 

      1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ И МЕСТО КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Культура не существует вне  человека. Человек - творит культуру. Артефакт - то, что искусственно создано человеком. Культура - совокупность артефактов. Культура начинается там, где человек существует не только как биологическое существо. Человек тоже артефакт, т.к. он становится человеком путем социализации. Культура усваивается личностью в процессе социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также индивидуально значимые действия.

Культурология наука о  культуре, о смыслах. От истории культурологию  отличает то, что история пытается установить время того или иного  факта, для историка важен сам  факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.

Функции культуры: коммуникативная  функция культуры. Коммуникация –  это процесс обмена информацией  между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Защитная функция  культуры является следствием необходимости  поддержания определенного сбалансированного  отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной  потребностью человека. Нормативная  функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок  в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями  и интересами действия различных  социальных групп и индивидов, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Познавательная функция культуры. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. В светском понимании духовная культура - картины, музыка. В религиозном понимании - высшее.

Мир культуры человека –  это традиции и ритуалы, это нормы  и ценности, это творения и вещи – все то, что можно назвать  бытием культуры.

Материальная культура - совокупность нематериальных элементов, культура труда и материального  производства, культура быта, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу и физическая культуры. Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Элитная культура ориентирована  на избранную публику. А массовая культура ориентирует свои духовные и материальные ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей. Массовая культура убирает все непохожее, личностное, устанавливает единые для всех ценности. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. В массовой культуре доминирует чувственная экспрессия, получение удовольствия. Еще в средние века, когда общество было разделено на 2 слоя - знатных и плебеев - существовало благородное искусство. Которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. Всякий кич разрушает искусство. Но массовая культура доставляет чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

Высокая культура - изящное  искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур  были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко  нарушалась. С появлением средств  массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая  не связана с религиозными или  классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.

Культура становиться  “массовой”, когда ее продукты стандартизируют  и распространяют среди широкой  публики.

Типология культуры – метод  научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных  систем и объектов и их группировка  с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культур по признакам: исторический, религиозный (основа - религия: исламская, христианская культуры), географический, формационный (рабовладельческая, феодальная), экономический (развитая или развивающаяся культура). Может существовать комбинация признаков.

Язык культуры выполняет  смысл передающую функцию. Язык - понятый сторонами способ передачи смыслов. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. В отличие от речи язык культуры не ограничивается словами. Основными компонентами языка культуры (пример: язык одежды, тату) являются ценности и нормы. Существует некоторая классификация языков: естественные (русский), искусственные (языки науки, где значение фиксировано, и существуют строгие рамки использования), вторичные (коммуникационные структуры, настраивающиеся над естественно-языковым уровнем, пример: миф, религия, искусство). Норма - предписание, образец поведения или слова, мера оценки поступка, действия. Нормы отвечают на вопросы: что существует и что должно существовать, поэтому они шире законов. Нормы: экономические, нравственные, юридические. Моральные нормы и правовые в США неразрывны, не расчленены (также было в Европе до Нового времени). Норма может быть обусловлена контекстом: историческим, профессиональным, этническим, возрастным, бытовым. Норма формируется в соответствии с ценностями. Нормальный - соответствует норме. Нормативный - создает норму.

 

2. РЕЛИГИЯ  В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ.

Религия - то, что в наибольшей степени выделяет человека из животного  мира. У животных существуют понятия, преднаука и предискусство на примитивном уровне, но нет ничего святого. Любой человек религиозен, не обязательно веровать (вера в себя, в материальные вещи). Человек может обходиться без веры (имеется в виду религии). Все попытки создать единую религию ни к чему не привели (разная сущность религий). Но есть что-то, объединяющее все религии, хотя нет общего в сути.

Общее религий: религия всегда лежит в основании культуры, вопросы, которыми задается религия. «Религия - способ самореализации человека в вечности» (Лосев). Проблемы религиозного познания: проблема смерти (основная движущая сила смысла жизни); проблема смысла жизни (религия  объясняет смысл жизни); проблема страдания (все люди страдают); проблема соотношения религии и морали (религия не есть мораль). Религия объясняет мораль, служит ее основанием. Религия не исчерпывается моралью. Целью религиозных учений является спасенный человек (без бога можно быть хорошим человеком, но без бога нельзя спастись). Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, обожествляется не природа, а сверх природные силы человека (дух с его свободой и творчеством). И проблема истины (в философии существует 2 трактовки истины: антология - учение о бытии, истинным или ложным может быть само бытие (религиозная); гносеология (современная) - учение о познании, соответствие чьих-то представлений о реальности и реальностью).

Языком религиозной культуры является символ. Символ означает то, чем  является на самом деле. Символ раскрывается через сопоставление предметного  образа и глубинного смысла. Культ - внешнее выражение внутреннего  содержания религии.

Религия есть органическая часть культуры. Культура сама происходит из религии. Религия уходит за пределы  культуры. Человечество не знает до религиозных стадий развития общества. Любая религия есть мировоззренческая  система, основанная на таинстве жизни  после смерти. Религия характеризуется верой в сверхъестественное, во что-то нереальное. Весь религиозный опыт человечество получает через обрядные переживания. Основное для религии - внутренний образ. Природа религии - тайна (традиция в религии имеет совершенную власть именно потому, что ее происхождение окружено тайной и мраком). Язык религиозной культуры - символ (христианский крест). Религия решает проблему страданий: она объясняет страдания и помогает от них избавиться. В основе религиозной веры лежат эмоции и предчувствия. Религия обращена к субъективной части человеческого существования, познает мир через культы. Но религия не стремится изучить мир в научном понимании, она объясняет и осваивает его с помощью верований. Объяснение мира также исходит из различных религиозных трактатов, написанных значительными церковными лицами. Человек верующий не должен их осуждать или сомневаться в них. Мировоззрения верующего человека сопровождены мистическими чувствами и заставляют человека искать Бога в самом себе. Религия возвышает веру над разумом.

Информация о работе Религия, искусство и наука в пространстве культуры