Религия, искусство и наука в пространстве культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
рассмотреть развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством;
выявить взаимосвязь культуры с этими направлениями;
определить место религии, науки и искусства в культуре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………стр. 3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ И МЕСТО КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………..стр. 4
РЕЛИГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 9
ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 11
НАУКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 12
МИФ – ОСОБАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...стр. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………стр. 16

Файлы: 1 файл

культурология готово.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

 

3. ИСКУССТВО  В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ.

Искусство - специфический  вид духовного отражения и  освоения действительности; один из элементов  культуры; форма чувственного познания мира; проявляются творческие способности  человека; процесс освоения человеком  художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие.

Искусство создает новую, вторичную, параллельную реальность (основанную на чувственном восприятии мира). В  центре искусства – фигура личности, мастера. Язык художественной культуры: уникально восприятие автора и зрителей, нет точного значения, понимание  в культуре уникально, в искусстве  существует разность восприятия, моральность  и нравственность необязательны. Аллегория (метафора) – язык искусства (иносказание, перенос качественного значения). Вымысел – непросто придуманный мир, а соотношение внешнего мира с внутренним. Красота функциональна, но есть и такая, которая не функциональна. Красота – явление относительное, не существует эталона красоты. Существует некий замысел красоты (говоря не об искусстве, о а природе). В окружающем мире существует некий теореологизм, т.е. красота заложена.

О явном прогрессе в  искусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке. Прогресс искусства – эволюция творчества. В искусстве существуют традиции (школы, направления).

Религиозное искусство организует человека (каноны). Человек, занимающийся религиозным поиском, уходит из искусства. Картину человек смотрит вливаясь в нее, входя в ее мир (точки находятся за плоскостью). А икона не втягивает человека. Там нет точности факта, зато есть духовная реальность. Икона – мировоззрение в цвете. Она выталкивает изображение. Читая библию, мир читающего не исчезает, а библия выходит на читателя.

Все три способа познания не противостоят, а сочетаются, и  точка их пересечения находится  в человеке. Но религиозный – доминант в человеческой личности.

 

4. НАУКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ.

Наука и религия. Лжепредставления (сложились на бытовом уровне):

- отождествление веры  и религии, разность веры и  знания. Но некоторые элементы  науки берутся на веру. Наука  всегда существует в общем  контексте культуры.

- научное мировоззрение  противостоит религиозному; мировоззрение  – то, что определяет поведение  человека в жизни; наука отвечает  на вопрос «как» и не отвечает  на вопрос «почему» ; на вопросы  «почему» и «зачем» отвечает  религия; мировоззрение не может  быть научным, может быть (без)религиозным, но может быть научное представление

- наука борется с религией; но этого не происходит (бывают  столкновения старой науки и науки новой)

 Суентизм (от scince) – вера во всесилие науки. Наука может все, антиклерикальная направленность (клирик – священник). Наука и религия пересекается только в самом человеке.

Наука имеет своей целью  рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана  с философией, которая выступает  в качестве всеобщей методологии  научного познания, а также позволяет  осмыслить место и роль науки  в культуре и человеческой жизни.

 Наука - один из новых  институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро  растет, а современная культура  воспитывает глубокие изменения  под влиянием науки. Духовная  эволюция через миф, религию  и философию привела человечество  к науке, где достоверность  и истинность получаемых знаний  проверяется специально разработанными  средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы.

 

5. МИФ –  ОСОБАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ.

Миф - способ человеческого  бытия и мироощущения, основанный на породнении человека с миром. Человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает явления природы как одушевленные вещества. 3 способа понимания мифа: миф - древнее предание, обычно вымышленное (не история); миф - происхождение космоса (космогенез), вселенной (ближе к культурологическому пониманию); миф - особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Характеристики мифа: заинтересован в вечном, не заинтересован в истории. Мифология пронизывает жизнь и культуру. Критерии, по которым определяется мифологичность: если есть глубокое восприятие человека, социальная значимость. Миф является исторически первой формой культуры, он вечен (мифологическое измерение присутствует в каждой культуре). Тотемизм - племя отождествляет своих священных предков с некоторыми животными. Характерное для мифа верование в племени - фетишизм (обожествление предмета и наделение его демоническими силами).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

 

Таким образом, рассмотрение религиозной подсистемы культуры показывает, что религия по-прежнему - занимает важное место в современном обществе. Сегодня ее анализ ведется в основном с помощью религиоведческого подхода, хотя перспективными выглядят и междисциплинарные методы исследования. Особенности современной религиозности (как на Западе, так и в России) позволяют утверждать наличие процесса динамического переопределения статуса религии в полистилистической культуре.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно  и деструктивно, оно может воспитывать  в духе возвышенных идеалов и  наоборот. В целом же искусство, благодаря  субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

 Наука и техника занимают важное место в культуре. Благодаря развитию науки и техники стала возможна информатизация и глобализация, но именно развитие этих процессов и привело науку к современному кризису. Сложно сказать, каким будет статус науки в полистилистической культуре будущего, но можно предположить, что она станет менее узконаправленной и прагматичной и более целостной и гуманистичной.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

        1. Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 246-261.
        2. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003. С. 44
        3. Осокин Ю.В. Ментальность и искусство. Т. 1. М., 1999. С. 20-21.
        4. Соколов К.Б. Теория социокультурной стратификации // Нам 25! Книга о 25 годах исследований социального функционирования искусства Институтом искусствознания. М., 2002. С. 74.
        5. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2000. С. 60-63.

Информация о работе Религия, искусство и наука в пространстве культуры