Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
рассмотреть развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством;
выявить взаимосвязь культуры с этими направлениями;
определить место религии, науки и искусства в культуре.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………стр. 3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ И МЕСТО КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………..стр. 4
РЕЛИГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 9
ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 11
НАУКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 12
МИФ – ОСОБАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...стр. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………стр. 16
3. ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ.
Искусство - специфический вид духовного отражения и освоения действительности; один из элементов культуры; форма чувственного познания мира; проявляются творческие способности человека; процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие.
Искусство создает новую, вторичную, параллельную реальность (основанную на чувственном восприятии мира). В центре искусства – фигура личности, мастера. Язык художественной культуры: уникально восприятие автора и зрителей, нет точного значения, понимание в культуре уникально, в искусстве существует разность восприятия, моральность и нравственность необязательны. Аллегория (метафора) – язык искусства (иносказание, перенос качественного значения). Вымысел – непросто придуманный мир, а соотношение внешнего мира с внутренним. Красота функциональна, но есть и такая, которая не функциональна. Красота – явление относительное, не существует эталона красоты. Существует некий замысел красоты (говоря не об искусстве, о а природе). В окружающем мире существует некий теореологизм, т.е. красота заложена.
О явном прогрессе в искусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке. Прогресс искусства – эволюция творчества. В искусстве существуют традиции (школы, направления).
Религиозное искусство организует человека (каноны). Человек, занимающийся религиозным поиском, уходит из искусства. Картину человек смотрит вливаясь в нее, входя в ее мир (точки находятся за плоскостью). А икона не втягивает человека. Там нет точности факта, зато есть духовная реальность. Икона – мировоззрение в цвете. Она выталкивает изображение. Читая библию, мир читающего не исчезает, а библия выходит на читателя.
Все три способа познания не противостоят, а сочетаются, и точка их пересечения находится в человеке. Но религиозный – доминант в человеческой личности.
4. НАУКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ.
Наука и религия. Лжепредставления (сложились на бытовом уровне):
- отождествление веры и религии, разность веры и знания. Но некоторые элементы науки берутся на веру. Наука всегда существует в общем контексте культуры.
- научное мировоззрение
противостоит религиозному; мировоззрение
– то, что определяет поведение
человека в жизни; наука
- наука борется с религией; но этого не происходит (бывают столкновения старой науки и науки новой)
Суентизм (от scince) – вера во всесилие науки. Наука может все, антиклерикальная направленность (клирик – священник). Наука и религия пересекается только в самом человеке.
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Наука - один из новых
институтов в структуре
5. МИФ – ОСОБАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Миф - способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на породнении человека с миром. Человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает явления природы как одушевленные вещества. 3 способа понимания мифа: миф - древнее предание, обычно вымышленное (не история); миф - происхождение космоса (космогенез), вселенной (ближе к культурологическому пониманию); миф - особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Характеристики мифа: заинтересован в вечном, не заинтересован в истории. Мифология пронизывает жизнь и культуру. Критерии, по которым определяется мифологичность: если есть глубокое восприятие человека, социальная значимость. Миф является исторически первой формой культуры, он вечен (мифологическое измерение присутствует в каждой культуре). Тотемизм - племя отождествляет своих священных предков с некоторыми животными. Характерное для мифа верование в племени - фетишизм (обожествление предмета и наделение его демоническими силами).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
Таким образом, рассмотрение религиозной подсистемы культуры показывает, что религия по-прежнему - занимает важное место в современном обществе. Сегодня ее анализ ведется в основном с помощью религиоведческого подхода, хотя перспективными выглядят и междисциплинарные методы исследования. Особенности современной религиозности (как на Западе, так и в России) позволяют утверждать наличие процесса динамического переопределения статуса религии в полистилистической культуре.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
Наука и техника занимают важное место в культуре. Благодаря развитию науки и техники стала возможна информатизация и глобализация, но именно развитие этих процессов и привело науку к современному кризису. Сложно сказать, каким будет статус науки в полистилистической культуре будущего, но можно предположить, что она станет менее узконаправленной и прагматичной и более целостной и гуманистичной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 246-261.
- Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003. С. 44
- Осокин Ю.В. Ментальность и искусство. Т. 1. М., 1999. С. 20-21.
- Соколов К.Б. Теория социокультурной стратификации // Нам 25! Книга о 25 годах исследований социального функционирования искусства Институтом искусствознания. М., 2002. С. 74.
- Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2000. С. 60-63.
Информация о работе Религия, искусство и наука в пространстве культуры