Религия как социокультурный компонент общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 09:17, доклад

Описание работы

В культурологической теории определение религия не имеет однозначного толкования.
Вот некоторые из популярных определений:
1. Одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
2. Вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья.

Файлы: 1 файл

статья Шевченко .docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

Православие исторически традиционно  распространено на Балканах - среди  греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев. В восточной Европе - среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов. В Российской Федерации распространенно среди: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы и некоторых других.

В современном мире к странам  с большинством православного населения  можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Эстонии, Латвии, Литвы, Киргизии, Албании, Чехии, Польши и Японии.

С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия  становятся Африка южнее Сахары, а  также Юго-Восточная Азия и Южная  Корея.

Приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225-300 миллионов человек, что делает православие второй по численности христианской конфессией после католицизма.

Протестантизм - одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Учение протестантизма возникает  в Эпоху Реформации, которая собственно и свое название получила из-за попытки  реформировать католическую церковь. Недовольные политикой католической церкви открыто выступили с протестом  и поэтому получили название протестантов.

Большинство протестантов выступали  за нравственное и религиозное очищение католической церкви и призывали  вернуться к евангельским идеалам.

Начало движение протестантизма связано  с такими именами как Джон Виклиф (1320-1384 гг.) в Англии, Ян Гус (1369-1415 гг.) в Чехии, Мартин Лютер в Германии и др.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его  триединстве, о бессмертии души, рае  и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты  считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи  всех людей и в Его воскресение  из мёртвых).

В настоящее время протестантизм  является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм  является одним из двух преобладающих  вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Протестантизм - одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20 % населения  Бразилии, 15-20 % населения Чили, около 20 % населения Южной Кореи приняли  протестантизм [3].

1.3. Ислам

Монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как  «покорность», «подчинение» (законам  Аллаха).

В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.

С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который  был указан им Аллахом, a священные  тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к  истинной вере (имеется в виду - исламу) Аллах отправлял к разным народам  своих пророков-посланников, в том  числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним  пророком-посланником в среде  пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции  верующих мусульман виде.

Главная священная книга ислама - Коран. Язык богослужения - классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

Ислам - сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских ученых он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.

Аллах - Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие - невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого  разума. Валерия Порохова в комментариях к каноническому Корану характеризует Аллаха «отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своем безусловном совершенстве не обладает сущностью…». Аллах дал все сущее из ничего и наделил это мерой. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах - творец всех форм жизни.

Коран (Qur'an) - священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.

Мухаммед (ок. 570 год - 8 июня 632 года) - пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Мусульмане верят в то, что через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию - ислам - в завершённом виде, а также Коран - последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммед - последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Мухаммед происходил из мекканского племени курайш. Его родословная восходила к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.

Мечеть (masjid)- сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети - это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное  общество. Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда  человек. Только 18 % мусульман живёт  в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 20 % - в Пакистане и  Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности  мусульман принадлежит Индонезии [3].

Религиозная ситуация в  современном мире

Положение религии в современном  обществе достаточно противоречиво, и  оценить ее роль, возможности и  перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно  сказать, что характерным и закономерным для современности процессом  является развитие секуляризации в  социологии процесс снижения роли религии  в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого  преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного  устройства на основе рациональных (нерелигиозных) норм, политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования) общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии, под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

По данным Encyclopedia Britannica [4] на начало третьего тысячелетия количество верующих христиан составляло 2 млрд. человек, из них католиков - 968 млн., протестантов - 466 млн., православных - 218 млн., других христианских конфессий - 275 млн.; исповедующих ислам - 1 млрд. человек, индуизм - 780 млн., буддизм - 324 млн. Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них “религиозный рынок” предлагает сегодня сотни культов и религий.

Если судить о состоянии религиозности  сегодня по количеству верующих в  Бога людей, то картина получается впечатляющая. Однако число верующих - хотя и важный, но не единственный и, пожалуй, не главный  показатель действительного уровня религиозности. Проведенные в 80-х  годах прошлого столетия в США  опросы показали, что только 6% отрицают существование Бога, а более 80% верят  в Бога, “как они его понимают”. Но при этом оказалось, что большая часть из них представляют себе Бога не так, как учит церковь - не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум, Вселенную и т. д. Те, кто верит в такое абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными. Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г., примерно на одну треть [3].

В заключение хотелось бы отметить, что в перспективе наиболее вероятным кажется интеграция религии в светские стороны жизни, исполнение религией роли некоего третейского судьи, при так часто возникающих в современном мире конфликтных ситуациях между государствами, маловероятно становление религии некоей серьезной политической силой, хотя возможны различные негативные использования религии различными политическими организациями в личных целях, этот факт говорит уже о том что роль религии не только не падает, а достаточно укрепляется, ибо человеку необходима в трудные времена моральная поддержка, которую и оказывает религия и будет оказывать в перспективе. Поэтому прогнозы видных ученых об изжитии религии, не только не оправдались, а видимо и не оправдаются в дальнейшем.

В ряде регионов приверженность определенных слоев населения традиционным формам религии (христианства, ислама) знаменует собой вызов, сопротивление духу времени, обновлению жизни, критической научной мысли и ее гуманитарной направленности. Религия в таком ее облике символизирует приверженность своих последователей политическим или культурным моделям прошлого. В подобных случаях она часто получает поддержку и со стороны людей, лишенных, в сущности, религиозного сознания, но заинтересованных в защите старого порядка вещей. Совершенно очевиден идеологический компонент такой формы религии, пользующейся, как правило, поддержкой со стороны консервативных или прямо реакционных политических сил. В религиозности этого типа запечатлен опыт минувшего, она привязана к пройденным обществом этапам развития.

Сегодня в религиозном сознании представлена, и довольно широко, противоположная  тенденция, тип религиозности, которую  можно характеризовать как “открытую”, - открытую контактам с другими  религиями (межрелигиозному диалогу, экуменизму) и даже с таким феноменом, как гуманизм. Эта тенденция представлена в русской религиозной мысли  начала века, выдвинувшей программу  религиозного возрождения и обновления, в современной католической и  протестантской мысли, обнаружившей религиозный  смысл в гуманистическом устремлении  помочь, человеку быть человеком, обрести  чувство солидарности с другими  людьми и разделить ответственность  за их судьбу. Эта тенденция - религиозное  открытие гуманизма - глубоко созвучна духу времени рождения “планетарного  сознания”, этики общечеловеческой солидарности, преодолевающей те традиции, которые разъединяют и противопоставляют  людей.

Обновление религии в современном  мире возможно лишь на пути обретения  нового религиозного опыта, опыта человеческого  в человеке. Такой религиозный  опыт имеет сегодня серьезную  социальную основу, ту основу, которая, согласно Э. Дюркгейму, питает религию  и позволяет увидеть в ней  постоянную величину, некое “вечное” содержание, скрытое за преходящими  формами ее выражения.

Этой социальной основой является становление человеческого сообщества в глобальном масштабе. Жизнь всех людей на Земле сегодня связана  в единое целое общей технической  базой, новыми средствами коммуникации и транспорта, межконтинентальной сетью  научных и информационных связей, торговлей и промышленностью, общими угрозами, ставящими под сомнение само дальнейшее существование человечества, общностью судьбы.

Сегодня у людей, живущих на нашей  планете, общие проблемы, и они  одинаково ищут способы их решения. Многие из этих проблем они могут  решить только сообща, только найдя  возможность объединиться. Но это  нелегкая проблема. Взрыв этнического  самосознания в наши дни свидетельствует  о живущем страхе нивелирующих тенденций, опасении утратить самобытность, национальные традиции. Это - один из факторов, противодействующих становлению мирового сообщества и  в то же время - показатель того, насколько  необходим сегодня дух солидарности и сотрудничества.

Если наиболее важным, от чего зависит  судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком.

 

Информация о работе Религия как социокультурный компонент общества