Религия, культура и быт славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 17:29, реферат

Описание работы

К сожалению, о культуре древних славян известно очень мало, однако это не умаляет значение этого периода. Славяне не имели своей письменности, об их жизни, обычаях, нравах исследователи судят на основе вторичных источников: письменных памятников (летописей, поучений); сообщений греко-римских писателей, историков, восточных путешественников; важным источником является фольклор (былины, обрядовые песни, заговоры); археологические и этнографические материалы.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 40.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религия, культура и быт славян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

славянин язычество культ

Чтобы глубже понять историю своей страны, традиции, обычаи и верования русского народа, его характер, менталитет, нужно знать истоки «откуда есть пошла Русская земля», как писал летописец.

К сожалению, о культуре древних славян известно очень мало, однако это не умаляет значение этого периода. Славяне не имели своей письменности, об их жизни, обычаях, нравах исследователи судят на основе вторичных источников: письменных памятников (летописей, поучений); сообщений греко-римских писателей, историков, восточных путешественников; важным источником является фольклор (былины, обрядовые песни, заговоры); археологические и этнографические материалы.

Исторические корни славян уходят вглубь веков и связаны с так называемыми языковыми предками. Предки славян, как и многих других народов Европы, относятся к индоевропейской (арийской) культурной общности. В IV-III тыс. до н.э. началась экспансия индоевропейских племен на европейский континент. В предыстории и историй славян выделяют три этапа: протославянский III - II тыс. до н.э., праславянский - середина II тыс. до н.э. - V век н.э., собственно славянский - с VI века н.э. В процессе дальнейшего этногенеза выделились три ветви - восточные славяне (русские, белорусы, украинцы) западные (поляки, словаки), южные (болгары, сербы).

Древние авторы по-разному называли славян - скловены, венеды, скифы - пахари. В V-VII вв. происходит расселение славян, в это же время впервые появляется в источниках имя народа "Рус" или "Рос", так называлось одно из племен. В "Повести временных лет" Нестор подробно описывает, где жили первые племена наших предков. Прародина славян - территория в бассейне рек Одера, Вислы, Припяти, Днепра. Родиной восточных славян - Среднее Поднепровье. Постепенно славянские племена заняли значительную территорию от среднего течения Днепра (поляне) до озера Ильмень, где жили словени. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, на северо-западе жили балты - предки латышей, литовцев, эстонцев. Северо-восточные леса и тайга были заняты финно-угорскими племенами: мордвой, весью, чудью. Все южные степи занимали кочевники - тюрки, авары, хазары.

Славяне жили родоплеменными союзами. Неблагоприятные природно-климатические условия, низкий уровень развития производительных сил, требовали больших усилий и затрат труда при ведении хозяйства. Трудоемкие работы можно было выполнить только сообща. Поэтому большую роль в жизни славян играла община – мир. В глубокой древности предки славян жили маленькими поселениями, в каждом из которых обитал род - большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода, человек 50-60 во главе со старейшиной, жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением.

Важнейшие вопросы жизни общины решались на мирском сходе – вече. Решения принимались без голосования на основе достижения общего согласия. Правом созыва народного собрания обладал каждый общинник. Род возглавлял старейшина.

С VI века начинается процесс разложения родовых отношений. Развитие пашенного земледелия, использование новых орудий труда, вели к обособлению индивидуальной семьи, к отмиранию родового строя, так как участок земли можно было обрабатывать силами одной семьи. Родовую общину сменила соседская или территориальная, которая сохранилась, видоизменяясь, вплоть до ХХ в. Семьи осуществляют производство собственными силами и свободно распоряжаются продуктами своего труда. Начавшийся процесс имущественного расслоения привел к возникновению феодальной знати, в руках которой постепенно концентрировалась власть. Однако по-прежнему многие вопросы жизни общины решалась на сходах - вече. Народное собрание учреждало верховную княжескую власть, выбирало князя и в случае крайней необходимости его низлагало, у славян существовала традиция, как и у некоторых других племен, приглашать князей со стороны. Это вызвано было не неспособностью славян к управлению, как заявляют некоторые зарубежные историки, а необходимостью укрепления племенных союзов, поскольку князья "из своих" часто начинали выяснять отношения. А права "заморского" князя были четко оговорены договором. Наибольшие ограничения были у новгородских князей. Князь не мог передавать власть по наследству, не мог лишать должности представителей городского самоуправления - посадников, тысяцких, сотников, не мог казнить по своему усмотрению. Таким образом, политическое лицо Древней Руси определяли две политические силы: народное вече и княжеская власть.

Постоянные нападения со стороны кочевников вынуждали славян объединенными усилиями нескольких земледельческих общин возводить убежища – городища. Они строились обычно вдоль порубежных урочищ на расстоянии 4-6 верст возле рек и дорог, обносились валами и рвами, наполненными водой. Часть таких городищ в мирное время были необитаемы, или в них жила небольшая дружина и жрецы, имевшие в них свои святилища. Некоторые городища разрастались, вокруг них селились ремесленники, торговцы, образовывались посады. Так постепенно из городищ - убежищ возникли города. На ранних этапах славянские города были больше похожи на села – крепости. Постройки внутри кольца укреплений группировались вокруг центрального открытого пространства, где проходили собрания. Отличительная особенность славянских городов - подчиненность естественное рельефу и кольцевая застройка. В скандинавских сагах IХ в. Древняя Русь называется «Гардариком» - страной городов. Следует отметить, что современное значение слова мало имеет общего с древним. На языке древних славян «городить» означало «огораживать», и, стало быть, «городом» именовалось то, что огорожено. К VI-VIIвв. относится возникновение настоящих городов – центров ремесла и торговли. Ученые затрудняются назвать точное количество городов, но считают, что их было около 70, а ко времени нашествия монголо-татар их число увеличилось до 250.

Большое количество городов свидетельствует о развитии ремесла и торговли. Города также были центрами - политической и культурной жизни. Наибольшей славой пользовались Киев и Новгород. Киев, по преданию, был основан тремя братьями и назван в честь старшего брата Кия в VI в. Удобное расположение на берегу Днепра, по которому проходил торговый путь "из варяг в греки", привел к быстрому его процветанию.

Новгород, как центр ильменских словен, судя по летописи, возник в VIII в., Новгород стал центром объединения Верхней Руси. Таким образом, в Древней Руси существовали два вполне самостоятельных региона с различными традициями и формами управлениями, претендовавшими на роль собирателя славянских земель.

Основным занятием славян было земледелие. Разводили славяне также скот, птицу, охотились на диких зверей, занимались рыболовством и бортничеством. Через территорию славян проходили торговые пути из стран Западной Европы на восток, в арабские страны, и знаменитый путь "из варяг в греки". Славяне торговали хлебом, мехами, медом. Деньги на Руси в то время были кожаными – «куны» (мордочки куниц), «резаны» (отрезки) и «ногаты» - лапки и ушки белок (пол-ушки). Эти деньги ходили не только на Руси, но и в Италии, Франции, на Востоке. Кроме кожаных денег использовалось и серебро, а также монеты различных государств. К гостям и купцам славяне относились с большим уважением, о чем свидетельствует обычай посылать ратников встречать купеческие караваны и провожать по своей земле, чтобы им не чинили никаких обид.

славяне язычество культ

 

1. Язычество древних славян

 

Центральное место в культуре славян занимала языческая религия. Мировоззрение наших предков, как и у всех народов на стадии первобытно-общинного строя, было мифологическим. Особенностью мифологического мировоззрения является художественно-образное отражение действительности, оживотворение и одушевление явлений природы, биологический генетизм (объяснение возникновения новых явлений через биологическое рождение).

К сожалению, сами мифы славян до нас не дошли. В отличие от греческих, которые еще в древности были записаны, славянские никто не зафиксировал, наоборот, с принятием христианства, церковь все делала для того, чтобы как можно быстрее вытравить из сознания людей языческие верования. Реконструкция славянской мифологии ведется на основе вторичных письменных данных, фольклорный и вещественных источников.

Традиционно миологию подразделяют на низшую и высшую. Низшая - это мифологические представления о различных духах природы, мифологических существах, не имеющих статуса божественннсти. Поскольку все в мире было живым, то и боги рождались и умирали, взрослели и старились. Боги были мужские и женские, она вступали в брак, рожали детей. Между богами устанавливалась иерархия соподчиненности.

У славян еще в древности возникли представления о небесном, земном и подземным мирах. Соответственно, боги были небесные, земные и подземного царства. К небесным богам относились: Перун - бог грозы, грома и молний; Даждьбог - бог солнца, податель всех благ. Стрибог -божество воздушных стихий. Земные боги: Тригла - богиня Земли; Волос-бог скота и земных благ; Мокошь - покровительница очага и женских рукоделий. Божества подземного мира: Чернобог - бог тьмы и властитель подземного царства, ему подчинялась богиня смерти Мара (Мора). Особую группу составляли генетивные божества - боги порождения, плодородия и плодоносящей силы: Ярило, Купала, Кострома.

Пантеон славянских богов сложился не сразу. Автор "Слова об идолах", еще в период Киевской Руси, выделил три стадии в развитии язычества:

  1. Славяне первоначально «клали требы» (жертвы) упырям и берегинам;

  1. Затем «начали тризну ставить Роду и рожаницам»;

  1. И только в период становления государственности стали поклонятся княжеско-дружинному богу Перуну.

На первой архаической стадии боги были не персонифицированы. Славяне приносили жертвы добрым и злым духам - навьям, упырям, лешим, берегинам. Навьи - враждебные духи умерших обычно чужеплеменников. Зловредность навий была универсальна: они вызывали различные болезни людей и скота, несчастья, смерть, стихийные бедствия. Упыри (вампиры) - души умерших соплеменников, которые погибли неестественной смертью и не были похоронены по обычаям предков. Вампиры оживали по ночам, убивали людей, скот, сосали их кровь. Мифы об упырях – вампирах возникли сначала у славянских народов. От славян рассказы о вампирах распространились по всей Европе.

Берегины (от слова «оберегать» - духи, защищающие людей от злых сил. Их было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, оберегали детей, скот. Позже они получили, кто собственное имя, например, Баба – яга, кто групповое - русалки, лешие. Баба-яга изначально заботливая берегиня - хранительница рода, традиций и пространства. В период христианства всем языческим богам и божествам, в том числе и оберегавшим людей, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера. Так заботливая берегиня превратилась в злого демона.

На второй стадии развития язычества наибольшее распространение и влияние приобрели неперсонифицированные боги - Род и рожаницы. Род - главное божество восточных славян до утверждения верховенства Перуна, творец вселенной, бог плодородия и родящей силы. Его основная функция - рождение новой жизни. Само его имя, входящее в группу однокоренных слов таких как: род, родня, народ, родина, родить, природа и др., указывает на принадлежность Рода к порождающим богам. Род постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами - женскими божествами плодородия и родительницами жизни.

На третьей стадии, в период разложения родовых отношений и формирования государства, многие боги были персонифицированы, на первое место вышел княжеско-дружинный бог Перун - бог грозы, грома и молний. Перун представлялся славянам с палицей в руке, либо с луком, пускающим стрелы. В капище Перуна постоянно поддерживался огонь. В священный огонь бросали только дубовые дрова. Если костер угасал, то виновного казнили.

У славян было несколько солнечных божеств, поскольку они считали, что само солнце, солнечное тепло, свет, огонь - это разные божества. Одним из древних солнечных божеств был Сварог - бог небесного огня и света. У него было два сына Даждьбог (другое название Хорс) бог солнца и податель всех благ, и Сварожич - бог земного огня.

Славяне верили, что Даждьбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. В его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению Даждьбога предшествует появление его сестры - Утренней Зари, которая выводит на небосклон его белых коней, другая сестра – Вечерняя Заря заводит коней на конюшни. Славяне считали, что осенью солнечный бог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой. Со временем произошло расширение функций Даждьбога, который стал пониматься и как податель всех благ (выражение «дай Бог» по - старославянстки «дажь бег».

Почитался славянами и скотский бог Велес (Волос), покровитель скотоводства, плодовитости и богатства. В древности слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство.

Богиня любви и красоты Лада - покровительница браков. Она представлялась молодой прекрасной женщиной с золотистыми волосами в розовом венке. Однако Лада являлась прежде всего рожаницей. Она и Ярило олицетворяли весенние вегетативные силы - женское и мужское начало.

Покровительницей женщин, очага, женских рукоделий была богиня Мокошь. Ей был посвящен специальный день, в этот день нельзя было начинать никакого дела, разрешилось только торговать.

Богам солнца, жизни и любви земного царства противопоставлялись боги смерти и подземного царства. Среди них -Чернобог, властитель подземного мира и тьмы. Одним из главных служителей Чернобога был Вий (Ний). Он имел веки до земли и первоначально считался судьей над мертвыми. Кащей, помощник смерти, он насылает оцепенение, окостенение на природу, но победить жизнь он не может, его власть временна. Богиней смерти была Мара (Мор). Отсюда слова «умереть», «смерть», «мор», «мороз». В древнейшие времена ужасному божеству смерти приносились жертвы, в том числе и человеческие, особенно если грозила война или моровое поветрие.

Из низшей мифологии повсеместно почитался домовой, покровитель семьи, дома. Он стучит и возится по ночам, проказит, душит ради шутки спящих, хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву, нелюбимую может гонять всю ночь. Леший - дух и хозяин леса. Его трудно увидеть, но можно услышать. Он любит хохотать, аукаться, хлопать в ладоши, свистеть. Лесное эхо свидетельствует, что откликается леший. Леший может быть одет в звериную шкуру, иногда представлялся с копытами, рогами. Леший любитель подшутить. Человека может сбить о дороги, завести а чашу, заставить кружится на одном месте.

Информация о работе Религия, культура и быт славян