Римская архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:38, реферат

Описание работы

Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.
Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эстетическую и конструктивную

Содержание работы

Введение 3
1. Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.) 5
1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э. 5
1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до н.э. 5
2. Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.) 7
2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э. 7
2.2. Архитектура периода V−I вв. до н.э. 8
3. Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.) 10
3.1. Характеристика периода Римской империи 10
3.2. Архитектура 12
Заключение 16

Файлы: 1 файл

Римская архитектура реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

 

 

 

 

Кафедра «НИРС»

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « КУЛЬТОРОЛОГИЯ»

ТЕМА: «Римская архитектура»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

 

Проверил преподаватель:

 

 

 

 

 

Самара 2014

Содержание

 Введение                                                                                                        3

1. Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)                                       5

1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э.                                        5

1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до  н.э.                                             5

2. Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)                                          7

2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э.                                               7

2.2. Архитектура периода V−I вв. до  н.э.                                                     8

3. Эпоха Римской империи (I в. до  н.э.−V в. н.э.)                                       10

3.1. Характеристика периода Римской  империи                                         10

3.2. Архитектура                                                                                             12

Заключение                                                                                                      16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.

Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эстетическую и конструктивную. Функции архитектурных сооружений – это назначение зданий, они во многом определяют количество помещений, их состав, расположение и размеры. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей.

Архитектура − это не только отдельные здания, но и города с их улицами, площадями, садами, парками, аллеями, площадками, водоемами, павильонами, мостиками и скульптурой.

Самые ранние очаги богатой и сложной культуры, создавшей монументальную архитектуру большой силы, эмоционально и конструктивно по тому времени совершенную, лежат в пределах Египта и Передней Азии (Двуречье).

Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» − государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей.

Римская культура просуществовала более двенадцати веков (VIII в. до н.э. −V в. н.э.). В ее формировании приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти − население Италии, греческих областей, эллинистических государств. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I−V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

Работа состоит из введения, 3 глав и заключения.

В первой главе «Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)» рассматривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период с VIII века до н.э. до VI века до н.э.

Во второй главе «Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)» рассматривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период V−I вв. до н.э.

В третьей главе «Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.)» рассматривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период I в. до н.э.−V в. н.э. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ранний, или царский  Рим (VIII−VI вв. до н.э.) 

 

1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э. 

 

Центр будущей великой державы − город Рим − возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холмов − Палатине (еще, по-видимому, в X в. до н.э.), затем постепенно были заселены остальные − Целий, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин. В обширной низине между ними возник Форум − будущее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, своеобразные погребальные урны в форме хижин, разнообразное оружие и украшения.

Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливии, Дионисий Галикарнасский) и поэтами (Вергилий), приписывает основание города Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754−753 гг. до н.э. Согласно этой традиции, Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым лемехом. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.

По преданию, в Риме в VIII−VI вв. правили 7 царей: Ромул, Нума Помп Тулл Гостилий, Анк Марций, Таркв Древний, Сервий Туллий, Тарквим Гордый.

Особое значение в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами.

В 510 г. н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого. Управление было объявлено «общенародным делом» (по-латыни – res publica).  

 

 

 

1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до н.э. 

 

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этру-рии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит «вечному городу» и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н. э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эпоха Римской  Республики (V−I вв. до н.э.) 

 

2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э. 

 

Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской.

Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика; велось большое строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красе, Публий Вергилий Марон. Римские имена состояли из личного (собственного), называемого praenomen, родового имени − nomen и фамильного (прозвища) − cognomen. Начиная с IV в. до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, которому принадлежало данное лицо.

В III−II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном − сильным государством в Северной Африке. Одновременно Рим воевал с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции − «поместья римского народа».

Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между предста-вителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы − повествования о богах − не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских войн.

Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов − греков. Многочисленные деятели римской культуры − прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы − в подавляющем большинстве были не римлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров. 

 

2.2. Архитектура периода V−I вв. до н.э. 

 

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве Римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но, в отличие от греческих, были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V−IV вв. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, то есть круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов − храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. В III в. до н.э. он был обнесен колоннадой.

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры. Но римляне не отказывались и от колонн − ими украшались общественные здания, например, огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (I в. до н.э.). Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Информация о работе Римская архитектура