Содержание
Введение
1. Зарождение литературы в Риме
1.1 Возникновение римской поэзии
и драмы в середине II в. до н.э.
1.2 Ранние формы римской прозы
1.3 Первые римские поэты
1.3.1 Плавт
1.3.2 Теренций
1.3.3 Сатиры Луцилия
2. Римская литература позднереспубликанского
периода
2.1. Римская проза
2.1.1. Гай Юлий Цезарь
2.1.2. Гай Саллюстий Крисп
2.1.3. Марк Теренций Варрон
2.2 Римская поэзия I в. до н.э.
2.2.1. Тит Лукреций Кар
2.2.2 Гай Валерий Катулл
3. Литература ранней Империи
3.1. Литературная жизнь эпохи
Августа
3.2. Вергилий
3.3 Творчество Горация
4. Римская литература I-II вв.
н.э.
4.1. Общий характер литературы
4.2. Марциал
4.3. Ювенал
5. Литература поздней Римской
империи
6. Литературное наследие Римской
цивилизации
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Любопытно взглянуть
на нашу Землю за тысячелетия до нас По
масштабам передвижения она огромна. Ее
не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.
Человечество еще немногочисленно.
Бескрайние просторы - цветущие, благодатные
- лишины постоянных человеческих жилищ.
"Природы вольные
сыны" редкими группами кочуют
по ним, собирая для пропитания
коренья, травы, охотясь за редким зверьем.
Воссоздать картину жизни человечества
древнейшего периода, конечно, довольно
трудно. "Письменности не существовало,
и мы не знаем не только того, как народы
называли себя, но даже языков, на которых
они говорили",-пишет специалист по
археологии Дж.Мелларт. Огромную роль
в прогрессе человечества на том этапе
сыграл переход от простого пользования
дарами природы к искусственно созданным
уже человеком продуктам. Это был эпохальный
переворот.
Люди начали освобождаться
от рабской зависимости от природы и это
сразу сказалось на всем строе их жизни.
Американский биолог Эдуард Дивей подсчитал,
что население Земли за одно тысячелетие
увеличилось в 16 раз и достигла примерно
80 млн.человек. Люди стали заниматься земледелием,
приручением животных. "Эти достижения
в свете современных научных данных должны
рассматриваться как фундамент человеческой
цивилизации",- заключает Джеймс Мелларт.Таково
было положение человечества до возникновения
первых письменных цивилизаций (около
3500 г. до н.э.).
Великими вехами в
духовной истории людей стали эпохи возникновения
первой формы общения между ними - речи,
а потом и письменности. Это был, конечно,
длительный процесс. Многие из языков
древности умерли. Претерпела изменение
и письменность народов. Некоторые ее
виды давно уже забыты и требуют расшифровки.
Общий процесс развития
человечества значительно замедлялся
из-за отсутствия прочных и регулярных
связей между Востоком и Западом. Европа,
к примеру, только в XI-XIIвв. стала производить
бумагу, а между тем Китай делал бумагу
уже в начале нашей эры.
Наука Востока и Запада
развивалась самостоятельно, в отрыве
друг от друга, часто, естественно, повторяя
друг друга. Иногда ученые Востока опережали
своих коллег на Западе или открывали
в явлениях, уже известных Западу, новые
стороны. Параллельно, часто повторяя
друг друга , не ведая о том, развивались
и философские воззрения народов Востока
и Запада.
О душе древнего человека,
его страхах, мечтах, о его философии,мы
можем судить по поздним источникам, сохранившим
переходившие из уст в уста, из поколения
в поколение стародавние предания.
В дошедших до нас письменах
запечатлелись дела и мысли наших предков.
Что они любили? О чем мечтали? К чему стремились?
Ответ на эти и другие вопросы дают поэтические
сказания древних народов. Литература
- страна живых картин и чувств. Она переносит
нас в самые отдаленные времена и в самые
отдаленные земли. В сущности, через литературу
мы общаемся со всеми поколениями, жившими
до нас. История литературы превращается
как бы в огромную панораму жизни человечества.
Историк расскажет нам, как люди жили,
поэт покажет нам их жизнь, пользуясь выразительными
средствами поэзии, заставит нас ее пережить,
перечувствовать, перестрадать.
Объектом литературы
как в древности, так и в наши дни была
и остается, говоря словами Пушкина, "судьба
человеческая, судьба народная". О человеке
и народе писатель рассказывает языком
поэтических образов, поэтических картин, т.е. обогащая реальную
жизнь дарами своего сердца, своего воображения,
своих чувств. Читая древние поэтические
сказания, мы познаем мир нравственных
и эстетических ценностей далеких эпох.
Огромное духовное
богатство сохранили нам книги. Читая
их, мы приобщаемся к тысячелетнему интеллектуальному
опыту человечества.
1. Зарождение литературы
в Риме
1.1. Возникновение
римской поэзии и драмы в середине II в.
до н.э.
Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением
в Риме греческой образованности Ранние
римские писатели подражали классическим
образцам греческой литературы, хотя ими
были использованы римские сюжеты и некоторые
римские формы. Нет основания отрицать
наличие устной римской поэзии, возникшей
в отдалённую эпоху. Самые ранние формы
поэтического творчества связаны, несомненно,
с культом.
Так возник религиозный гимн,
священная песнь (carmen), образцом которой
является дошедшая до нас песнь Салиев.
Сложена она сатурническими стихами.
Это самый древний памятник
италийского свободного стихотворного
размера, аналогии которому мы находим
в устной поэзии других народов.
В патрицианских родах слагались
песни и сказания, прославлявшие знаменитых
предков. Одним из видов творчества были
элогии, составленные в честь умерших
представителей знатных фамилий. Самым
ранним примером элогии может служить
эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону
Бородатому, которая также даёт образец
сатурнического размера. Из других видов
римского устного творчества можно назвать
похоронные песни, исполнявшиеся особыми
плакальщицами, всякого рода заговоры
и заклинания, также слагавшиеся стихами.
Таким образом, ещё задолго до появления
римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова
у римлян создаётся стихотворный размер,
сатурнический стих, который был использован
первыми поэтами.
Зачатки римской народной драмы
следует искать в различных сельских празднествах,
но развитие ее связано с влиянием соседних
народов. Основным видом драматических
представлений были ателланы.
Оки появились в Этрурии и связаны
были с культовыми действиями; но развита
была эта форма осками, и самое название
«ателлан» происходит от кампанского
города Ателлы. Ателланы были особыми
пьесами, содержание которых бралось из
сельской жизни и жизни маленьких городов.
В ателланах в главных ролях
выступали одни и те же типы в образе характерных
масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый
старик, горбатый хитрец и др.).
Первоначально ателланы представлялись
экспромтом. Впоследствии, в I в. до н.э.,
эта импровизационная форма была использована
римскими драматургами как особый комедийный
жанр.[5]
1.2 Ранние формы римской прозы
К древним временам относится
и начало римской прозы. В раннюю эпоху
появляются писаные законы, договоры,
богослужебные книги. Условия общественной
жизни способствовали развитию красноречия.
Некоторые из произнесённых речей были
записаны.
Цицерону, например, была известна
речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая
в сенате по поводу предложения Пирра
заключить с ним мир. Находим мы указания
и на то, что уже в раннюю эпоху появляются
в Риме надгробные речи. [2]
1.3 Первые римские поэты
Римская литература возникает
как литература подражательная. Первым
римским поэтом был Ливий Андроник, который
перевёл на латинский язык «Одиссею».
По своему происхождению Ливии
был грек из Тарента. В 272 г. его привезли
в Рим в качестве пленного, затем он получил
освобождение и занимался обучением детей
своего патрона и других аристократов.
Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими
стихами. Язык его не отличался изяществом,
и в нём встречались даже словообразования,
чуждые латинскому языку. Это было первое
поэтическое произведение, написанное
по-латыни. В римских школах в течение
долгих лет учились по переводу «Одиссеи»,
сделанному Андроником.
Ливий Андроник написал несколько
комедий и трагедий, которые представляли
собой переводы или переделки греческих
произведений.
При жизни Ливия началась поэтическая
деятельность Гнея Невия (около 274—204 гг.),
кампанского уроженца, которому принадлежит
эпическое произведение о первой Пунической
войне с кратким изложением предшествующей
римской истории.
Кроме того, Невий написал несколько
трагедий, и в числе их такие, сюжетом для
которых послужили римские сказания.
Так как в трагедиях Невия выступали
римляне, одетые в торжественный костюм–тогу
с пурпурной каймой, – сочинения эти называются
fabulae praetextae.
Невий писал и комедии, в которых
не скрывал своих демократических убеждений.
В одной комедии он иронически
отозвался о всесильном тогда Сципионе
Старшем; по адресу Метеллов он сказал:
«Судьбою злой Метеллы в Риме консулы».
За свои стихи Невий был посажен в тюрьму
и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству
народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось
удалиться из Рима.
После второй Пунической войны
появились произведения поэта Энния(239-169
гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал
во второй Пунической войне, после неё
служил центурионом на острове Сардинии,
здесь встретился с Катоном Старшим, который
привёз его с собой в Рим. С этого времени
Энний жил в Риме и занимался преподаванием
и литературным трудом. Энний получил
права римского гражданства и вращался
среди знатных римлян; особенно близок
он был к кружку Сципионов.
Главным произведением Энния
была «Летопись» («Annales»), но, кроме того,
он подобно своим предшественникам писал
трагедии и комедии. Энний первый ввёл
в латинскую литературу гекзаметр. Таким
образом, греческие стихотворные размеры,
основанные на определенных чередованиях
долгих и коротких звуков, могли быть использованы
и для латинской поэзии.
Энний пользовался славой и
при жизни, а после смерти почитался как
один из лучших поэтов.
От сочинения всех трёх перечисленных
поэтов—Ливия, Андроника, Невия и Энния
—до настоящего времени дошли лишь отрывки.
[4]
1.3.1 Плавт
Лучше представлена римская
комедия. В течение многих веков считались
образцовыми комедии Тита Макция Плавта
(около 254—184 гг.). Плавт родился в Умбрии.
Прибыв в Рим, он поступил служителем в
труппу актёров, затем занимался торговлей,
но неудачно, после этого работал по найму,
а в свободное время писал комедии, которые
ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба
Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь,
что умер он в 184 г. Плавту пришлось много
путешествовать, встречаться с людьми,
принадлежавшими к самым разнообразным
прослойкам населения Италии.
По сюжету, компоновке и характеру
комедии Плавта являются подражательными.
Они созданы под влиянием новоаттической
комедии, которая в отличие от политической
комедии классической эпохи была комедией
бытовой. Герои Плавта носят греческие
имена, действие его комедий происходит
в греческих городах. В комедиях Плавта,
как и в новоаттической комедии, фигурируют
условные типы.
Большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда
фигурируют в комедии прихлебатель (паразит)
и сводник; женские роли несколько однообразны;
на сцене они исполнялись мужчинами. В
основе комедии обычно лежит любопытная
интрига. Все комедии Плавта кончаются
благополучно для главных героев.
Комедии Плавта обычно издаются
по алфавиту. Первая называется «Амфитрион».
Сюжет в ней следующий. Фиванец
Амфитрион отправляется на войну. К его
жене приходит Юпитер в образе самого
Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова
слуги. Через некоторое время возвращается
истинный слуга, чтобы уведомить о приезде
своего господина его жену, но его изгоняют
из дома. Такая же участь постигает и самого
Амфитриона. Жена не признает его и уверяет,
что муж её давно уже возвратился. Наконец,
боги решили удалиться. Юпитер открыл
Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием
улетел на небо. Амфитрион счастлив, что
сам Юпитер снизошёл к его жене.
Большей популярностью пользовалась
комедия «Хвастливый воин». Действие происходит
в Эфесе. Главное действующее лицо — Пиргополиник
— воин, состоящий на службе у Селевка.
Ему удалось увезти из Афин девушку. В
Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный,
который прилагает усилия к тому, чтобы
освободить девушку. Главное участие принимают
в этом раб Палестрон и добрый старец,
сосед воина. Клиентка старца прикинулась
влюблённой в воина, назначила ему свидание,
и тот, желая освободиться от афинской
девушки, отпустил её с богатыми подарками.
В последнем действии интрига раскрывается,
хвастливый воин при всеобщем смехе избивается
рабами мудрого старца. Несмотря на то,
что действие комедий Плавта разыгрывается
в греческих городах, а герои их носят
греческие имена, в них немало живых откликов
на римскую действительность.
У Плавта не было патронов-аристократов,
он зависел, прежде всего, от массового
зрителя, в его комедиях отражаются в известной
степени интересы и взгляды широких масс
городского плебса. Мы находим в его комедиях
протест против ростовщичества, против
аристократического чванства. Комедия
«Хвастливый воин» была направлена, вероятно,
против наемных войск и напоминала зрителям
о победе над Ганнибалом.
Сюжети Плавта не оригинальны,
в его комедиях выведены условные типы,
но у Плавта неподражаемы комические ситуации.
Они легко запоминаются. Плавт создал
язык комедии, который отличается свежестью
и разнообразием; искусно пользуясь игрой
слов, он создавал новые образные выражения,
удачно вводил неологизмы, пародировал
выражения, принятые в официальном языке
и в суде. Многое он взял из разговорной
речи, из языка низших классов. В языке
Плавта найдётся немало грубых выражений,
но тем не менее, он считался образцовым.
[1]
1.3.2. Теренций
К кругу Сципиона Эмилиана принадлежал
другой автор комедий, Публий Теренций
Африканец (около 190—159 гг.). Он был родом
из Карфагена и ещё в раннем возрасте попал
в Рим в качестве раба. Его господин дал
ему образование и отпустил на волю.
Теренций вращался в кругах
высшего римского общества, и его комедии
рассчитаны на образованных зрителей.
Теренций тоже подражал греческим авторам,
а больше всего – Менандру, знаменитому
автору новоаттической комедии. Все произведения
Теренция отличались изяществом языка.
В этом отношении они считались образцами
и неоднократно комментировались грамматиками.
[1]
1.3.3. Сатиры Луцилия
Другой представитель сципионова
кружка, Луцилий (180—102 гг.) известен своими
сатирами, в которых отразилась общественная
жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки
современного ему общества: он осуждал
клятвопреступление, жадность и роскошь,
но наряду с этим он касался литературных
и других тем. Слово satura первоначально
обозначало блюдо, состоящее из разных
плодов, и до Луцилия имело различные значения.
Луцилий применил его к своим произведениям,
чтобы указать на смешанную литературную
форму, но с его времени это понятие относится
обычно к дидактическим произведениям,
ставящим своей целью осуждение пороков
и исправление нравов современного поэту
общества. От сатир Луцилия сохранились
лишь отрывки.