Вместе с тем эпоха Августа—время
творчества лучших римских поэтов. Старшие
из них—Вергилий и Гораций - начали свою
поэтическую деятельность ещё во времена
гражданских войн. [2]
3.2 Вергилий
Публий Вергилий Марон (70—19
гг. до к, в.) родился в северной Италии,
недалеко от города Мантуи, в семье богатого
землевладельца, он получил хорошее образование,
изучал литературу, риторику, был знаком
с эпикурейской философией.
Бурные события эпохи гражданских
войн отразились и на судьбе Вергилия.
Небольшое имение его должно
было перейти к ветеранам. Его спасло,
однако, заступничество друзей перед Октавианом.
На этот раз Вергилий сохранил свою землю,
но ему всё-таки пришлось потерять её при
следующем разделе. Однако с помощью Мецената
(в круг которого вошёл Вергилий) он стал
собственником другого небольшого имения.
Вергилий приобрёл известность
своими «Буколиками». Они состоят из десяти
стихотворений, эклог, написанных под
влиянием идиллий греческого поэта III
в. до н. э. Феокрита. В ряде эклог Вергилий
изображает пастухов, состязающихся на
лоне природы в поэтическом творчестве.
Они воспевают окружающую природу, свои
стада. В некоторых эклогах есть любовные
мотивы; уделено значительное место и
различным мифологическим образам. Как
и у Феокрита, действие в некоторых эклогах
происходит в Сицилии, в других же оно
развёртывается в родной поэту северной
Италии. В этих произведениях, посвящённых
природе, мирным стадам и деревенской
жизни, отразились и современные автору
политические мотивы. В девятой эклоге
говорится о безбожных воинах, которые
захватывают землю. В первой эклоге (написанной,
вероятно, позднее других) один из пастухов
вынужден оставить родную пашню, другой
же обещает возносить молитвы в честь
нового божества, которое находится в
Риме и под которым Вергилий разумел, несомненно,
Октавиана.
Несколько особняком стоит
эклога четвертая, написанная в 40г., после
Брундизийского мира. В ней автор
предсказывает рождение божественного
младенца, который принесёт на землю мир
и счастье людям. Эта эклога не похожа
на другие; она носит характер торжественного
пророчества. Уже в древности спорили
о том, кого имел Вергилий и виду под предвечным
младенцем, рождение которого предсказывал.
Комментаторы видели в нём сына Азинния
Поллиона, консула 40 г., известного общественного
деятеля и писателя, которому посвящена
эклога. Но, по всей вероятности, это произведение
создалось под влиянием восточных пророчеств,
которые под названием Сивиллиных книг
получили в то время широкое распространение.
Около 29 г. до н. э. появляется
новое произведение Вергилия—«Георгики».
Это—дидактическое произведение, дающее
наставление сельскому хозяину.
Произведение написано по инициативе
Мецената; в нём поощрялся почётный труд
земледельца, и воспевалась Италия. Достоинство
«Георгик» заключается в том, что это не
сухой трактат о сельском хозяйстве, написанный
стихами. Различные отступления, жанровые
сцены, описания природы, звучные стихи,
умелое пользование образными средствами
речи—всё это позволяет отнести «Георгики»
к высокохудожественным сочинениям. Вергилий
поэтизирует Италию, сатурнову землю,
самую плодородную и самую лучшую в мире.
Славным прошлым Рима должна гордиться
вся Италия. Немало строк посвящено прославлению
Октавиана. Главное поэтическое произведение
Вергилия по имени легендарного предка
рода Юлиев Энея носит название «Энеида».
Оно создано по образцу величайших греческих
поэм - «Илиады» и «Одиссеи».
Замысел и основная идея «Энеиды»
вполне соответствуют политическим тенденциям
Августа. Вергилий воспел легендарного
его предка, добивающегося успеха не только
благодаря своей храбрости, но и вследствие
своего благочестия, которое проявляется
как в отношении божеств, так и своих
близких. В образе благочестивого Энея
дан идеальный римлянин, поведение которого
должно служить примером для потомков.
Поэма носит религиозно – дидактический
характер. Она должна восстановить старое
римское благочестие, уважение к богам,
страх перед ними, веру в знамения и побудить
к выполнению заветов благочестия и религиозных
обрядов.
В истории римской литературы
творчество Вергилия является одним из
важнейших этапов. Вергилий был знаком
с александрийской школой; александризм
оказал влияние на его творчество, но,
тем не менее, Вергилий создал чисто римские
поэтические произведения. [3]
3.3 Творчество Горация
К кружку мецената принадлежал
и другой выдающийся поэт времени Августа
Крит Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.). Одними
из ранних произведений Горация были сатиры.
Гораций следует примеру Луцилия, но больше,
чем тот обращает внимания на изящество
формы. Гораций порицает пороки и недостатки
окружающих его людей: скупость, чванство,
чрезмерную роскошь, погоню за наследством.
Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших
выскочек. В стихах его нет горечи и негодования.
Сатиры писались в тяжелые времена господства
вторых триумвиров; этим объясняется,
может быть, то, что автор не называет ни
имен, ни общественных групп.
Свои политические настроения
Гораций выразил в «эподах», которые, также
как и сатиры, написаны в ранний период
его творчества.
Лучшими произведениями Горация,
бесспорно, являются его оды. И в них нашла
отражение политическая жизнь того времени.
Однако главное в одах Горация – не политические
темы. Подобно Катуллу Гораций - лирический
поэт. Он проповедует умеренность, но вместе
с тем разумное пользование наслаждением.
Carpe diem – «Пользуйся днем» – вот его лозунг.
В знаменитом своем произведении,
известном под названием «Памятник», вызвавшем
впоследствии немало подражаний, Гораций
говорит, что его имя будет почитаться
до тех пор, пока существует Рим, так как
он «перелил эолийский напев в италийскую
песнь». [4]
4. Римская литература I - II вв.
н.э.
4.1 Общий характер литературы
Эпоха Августа отмечена леятельностью
римских поэтов; недаром время это называется
золотым веком римской литературы. Но
уже в последние годы правления Августа
можно заметить некоторый упадок литературы;
но несмотря на это, поэзия «вошла в моду».
Увлечение поэзией характерно как для
времен
Нерона, так и для последующих
периодов. Плиний Младший говорит об «урожае
поэтов», которые жаждут слушателей и
ценителей. О том же свидетельствуют произведения
римских сатириков Марциала и Ювенала.
На основании того, что дошло
до нас из произведений поэтов того времени,
можно установить некоторые черты, характерные
для художественной литературы I-II веков. Поэзия получила распространение
в Риме. Обычай реоцитации, публичного
чтения своих произведений, введенный
при Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым.
Появились поэты-профессионалы, жившие
не столько изданием своих произведений,
сколько милостью своих покровителей.
В этот период получили распространение
всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные
на эффект стоихотворения. В поэзии этой
эпохи мало оригинальности. Подражание
латинским образцам является одной из
характерных черт. Канонизировался Вергилий.
Ему подражают многие поэты, даже Колумелла,
написавший вполне прозаическое произведение
о сельском хозяйстве, книгу об уходе за
фруктовыми деревьями, изложил его в стихах,
как бы восполняя тем самым существенный
пропуск в «георгиках». Италия и Рим во
времена Юлиев - Клавдиев и Флавиев сохраняли
свой приоритет в культурной жизни. Но
если во времена Августа почти все поэты
были италийскими уроженцами, в последующие
периоды большое значение приобрели провинциалы.
Лукан, Коломелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан
были выходцами из испанских городов,
а Апулей – африканец.
Из писателей этого времени
наибольшую известность приобрели два
поэта – Марциал и Ювенал.
4.2 Марциал
Марк Валерий Марциал (около
40 – 104 г.г.), уроженец Испании, получил
на родине риторическое образование и
прибыл в Рим еще во времена Нерона. В своих
произведениях он не раз возвращается
к описанию жизни бедняка – поэта, питающегося
подачками богачей, зависящего от своих
патронов, среди которых оказываются люди
высокомерные, скупые и бессердечные.
Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милости
от своих покровителей.
4.3 Ювенал
О жизни Децима Юния Ювенала
известно мало. Родился он в италийском
городе Аквине во второй половине I века
нашей эры, получил риторическое образование;
писательская деятельность его протекала
во времена Трояна и Адриана. Ювенал заслужил
славу одного из непримиримых и суравых
сатириков.
Осуждение современных ему
нравов граничит у Ювенала с полным пессимизмом.
Сохранившиеся 16 сатир касались различных
сторон римской жизни. Он затрагивал ту
же тему, что и Марциал, когда писал о том,
как трудно честному и талантливому человеку
найти патронов, которые воздали бы ему
по заслугам, а также об унизительном положении
клиентов. Одна из сатир посвящена порокам
римских женщин. Ювенал осмеивает пороки
знатных людей, их тщеславие, хвастовство
отдаленными предками.
5. Литература поздней Римской
империи
Этот период в истории римской
литературы не прошел незаметно. Были
созданы произведения выдающиеся, не уступавшие
памятникам классической эпохи. Для IV
века характерным было то, что высшее общество
оставалось еще верно языческим традициям.
В литературе этого времени сохранялись
еще языческие мотивы и раздавались голоса,
выражавшие резкий протест против христианства.
Мифологические сюжеты продолжали
быть излюбленными для поэтов, но произведения
эти удовлетворяли лишь ограниченный
круг людей. Среди последних античных
поэтов выделяются Деций Магн Авзоний
(310 – 393 г.г), Клавдий Клавдиан (конец IV
– начало V веков) и Клавдий Рутилий Намациан.
[5]
6. Литературное наследие Римской
цивилизации
Западная Римская империя пала,
и некоторым исследователям представляется,
что вместе с нею погибло почти все, созданное
Римом, а дальнейшее развитие началось
чуть ли не на пустом месте. Но если даже
в ранний период истории западных “варварских
королевств” было забыто значительное
число достижений материальной и духовной
культуры античности, многое ею созданное
продолжало жить и на Западе. На Востоке
же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь,
по существу никогда не прерывалась. И
на западе, и на востоке Европы господствовало
христианство, впитавшее в себя ценности
античной культуры. Благодаря трудам “отцов
церкви” грамотные люди знакомились с
некоторыми положениями античной философии,
с историей, мифами.
Когда славянские страны, в
том числе Русь, приняли христианство,
эти труды, доставлявшиеся из Византии,
как и другие христианские произведения,
исторические хроники, романы об Александре
Македонском, стали известны и здесь. На
Западе же латынь оставалась языком церкви
и науки еще много столетий после падения
Рима. В монастырях переписывали рукописи
античных авторов, благодаря чему они
дошли до нас.
Если восточноевропейские и
славянские страны знакомились с античным
наследием через Византию, то в Западной
Европе знали лишь то, что осталось от
Рима.
Только когда с наступлением
турок на Византию многие византийские
ученые стали переселяться в Италию, здесь
они познакомились с античным наследием
в его полном объеме, что стимулировало
расцвет культуры Возрождения. Теперь
труды римских авторов извлекались из
монастырских хранилищ, переписывались,
изучались, комментировались.
С течением времени влияние
античного наследия все более крепло.
Европейская литература постоянно обращалась
к античности, и все более прочной становилась
связь между ними. Обрабатывались античные
сюжеты: “Антоний и Клеопатра”, “Юлий
Цезарь” у Шекспира, “Федра”, “Британик”
у Расина, “Медея”, “Гораций”, “Помпей”
у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы:
“Комедия ошибок” Шекспира повторяла
“Менехмов” Плавта, а “Скупой” Мольера
– плавтовский “Ларчик”. Слуги комедий
Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны
образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих
господам устроить их любовные дела. Переводились
античные романы и в подражание им писались
новые.
Без знакомства с античной культурой
невозможно понять многочисленные римские
реминисценции у классиков русской литературы.
В России еще в 18 веке переводили античных
авторов и уже Державин написал свой “Памятник”
в подражание “Памятнику” Горация. Прекрасно
знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его
переводы Горация по адекватности подлиннику
не знают себе равных.
К античным сюжетам обращались
Мережковский (“Юлиан Отступник”), Брюсов
(“Алтарь победы”), Андреев (пьесы “Похищение
сабинянок” и “Конь в сенате”).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы охватили взглядом
целую эпоху духовной жизни человечества,
формирование и расцвет древних цивилизаций.
Это было царство мифа, созданное воображением
человека. Воображение - великий дар природы,
драгоценное качество людей, их творческая
энергия. Оно создало "Илиаду" и "Рамаяну",
"Эпос о Гильгамеше" и "Энеиду".
Воображение создает свой "идеальный
мир", исходя из жизни, наблюдая закономерность,
компонуя, видоизменяя реальные лики мира
и запечатлевая их в искусстве.
Мир переменился. Давно
уже замолкли боги и герои, оживлявшие
воображение древних народов, но, воплощенные
в литературных образах, они волнуют нас
как вечная и неугосимая мечта о прекрассном.
Литература древнего мира – наше общее
богатство - сокровищница созданий человеческого
гения.
Список литературы
1 Машкин Н.А. «История Древнего
мира», Л., 1948
2 Троянский И.М. «История античной
литературы», 3-е издание,Л., 1957
3 Под редакцией Блаватского
В.Д. «Античная цивилизация», М.,1973
4. С.Д.Артамонов "Литература
древнего мира", Москва,"Просвещение",1988
5.Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова
"Античная литература. Рим." Москва,"Высшая
школа",1981