Ритуал посвящения в рыцари

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

В средневековой же культуре наряду с доминирующим религиозным идеалом, начиная с X века, складывается рыцарское движение. Главная задача, возникающая перед нами, состоит в том, чтобы идеалы Средневековья интерпретировать обществу сегодня.
Конечно, во все времена не каждый следует различного рода заповедям. Так и в Средние Века стремление к эталону не делает человека идеальным, а лишь приближает его к совершенству. Поэтому в данной теме нами были рассмотрены положения, которые предписывались рыцарям церковью.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….
2. Основная часть…………………………………………………………………………...
2.1 Понятие…………………………………………………………………………...
2.2 История слова,……………………………………………………………………
2.3 История возникновения……………………………………………………….....
2.4 Ритуал посвящения в рыцари……………………………………………………
2.5 Лишения рыцарского достоинства………………………………………….…..
2.6 Рыцарские доблести………………………………………………...…………..
2.7 Рыцарская литература……………………………………………………..……
2.8 Опрос......................................................................................................................
2.9 Разработка раздаточного материала......................................................................
3. Заключение ……………………………………………………………………….……
4. Используемые материалы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Воплощение идеалов РК.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………….

2. Основная часть…………………………………………………………………………...

2.1 Понятие…………………………………………………………………………...

2.2 История слова,……………………………………………………………………

2.3 История возникновения……………………………………………………….....

2.4 Ритуал посвящения в рыцари……………………………………………………

2.5 Лишения рыцарского достоинства………………………………………….…..

2.6 Рыцарские доблести………………………………………………...…………..

2.7 Рыцарская литература……………………………………………………..……

2.8 Опрос......................................................................................................................

2.9  Разработка раздаточного материала......................................................................

3.  Заключение ……………………………………………………………………….……

4. Используемые материалы…………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Молодёжь сегодня нуждается в таком кодексе морали, который говорил бы ей в определенных, конкретных формах, что является вечным добром и злом, что «хорошо» и что «плохо». Ведь нередко на улицах, в транспорте  мы становимся невольными свидетелями невежества, пренебрежительного отношения к старшим, к детям,  к девушкам современных «рыцарей», а нередко и проявление этих же поступков и у самих девушек.

Считаем, что на современном  этапе развития общества, где с  такой скоростью развивается  техника, идет процесс глобализации такое поведение неприемлемо.

В средневековой же культуре наряду с доминирующим религиозным идеалом, начиная с X века, складывается рыцарское движение. Главная задача, возникающая перед нами, состоит в том, чтобы идеалы Средневековья интерпретировать обществу сегодня.

Конечно, во все времена  не каждый следует различного рода заповедям. Так и в Средние  Века стремление к эталону не делает человека идеальным, а лишь приближает его к совершенству.  Поэтому в данной теме нами были рассмотрены положения, которые предписывались рыцарям церковью.

Рыцарское движение хотя и  формировалось вокруг выполнения военной  функции (защита синьора, война за веру), однако помимо культивирования духа воинственности, силы, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, рассматривались  и раскрывались общезначимые устремления  как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, право  на земное счастье, благородство, обостренное  чувство личного достоинства, прямодушие.

Методами изучения и анализа  послужат исторические и художественные материалы, учебная литература по средневековой  культуре, а также ресурсы интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Разработка кодекса морали, который говорил бы в определенных, конкретных, доступных формах, что  является  добром и злом, что «хорошо» и что «плохо»

 

 

 

 

Задачи:

  1. Изучить  историю возникновения рыцарей
  2. Рассмотреть ритуал посвящения в рыцари
  3. Познакомиться с рыцарской литературой
  4. Найти и проанализировать кинематограф, посвященный этой теме
  5. Провести опрос
  6. На основе полученных сведений сформулировать идеалы и ценности рыцарской культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Основная часть

2.1 Понятие

Ры́царь (польск. Rусеrz, от нем. Ritter,— «всадник»; лат. Miles, caballarius, фр. Chevalier, англ. Knight, итал. Cavaliere) — средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Рыцарство как военное  и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом  в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись  воздействию церкви и поэзии, оно  выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых  походов, под влиянием возникших  тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международным  военным орденом. Усиление государственной  власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к  концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

2.2 История слова.

 «Рыцарь»  в  переводе  с  немецкого означает «всадник».  Строго говоря,  немецкое  слово   Ritter  стало широко   использоваться   для   обозначения   рыцарства   ближе   к    концу Средневековья. Поначалу  же  рыцарь  именовался  на  латинский манер miles(воин). Этот термин, пришедший в средневековую латынь  из  позднелатинского языка, в эпоху Темных веков означал либо  просто  военного,  либо,  в более широком смысле, практически любого  человека,  находящегося  на  королевской службе.

Карл Мартелл, первый  военный реформатор  из  династии  Каролингов, придал этому термину дополнительный смысл.  В  его  правление  словом  miles стали называть в первую очередь военную элиту, тех, кто мог  позволить  себе приобрести боевого коня и  соответствующее  вооружение.  Карл  при  этом  не особенно  интересовался  происхождением  воина.  При  нем  любой   свободный человек,  достаточно  обеспеченный,   чтобы   служить   в   элитных   частях каролингской армии —  в  кавалерии,  —  именовался  «рыцарем»,  или  «конным всадником» (caballarius). Латинское слово miles  перешло в разряд  титулов позже, в эпоху Карла  Великого.

 

 

 

 

 

 

2.3 История возникновения рыцарей

Прообразом рыцарей в  определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV—VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов, первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.

У франков, в вооруженных  силах которых ещё в VII веке преобладало  пешее войско свободных, конницу  составляли дружинники короля (антрустионы). Рыцарство проявило себя во Франкском государстве в первую очередь во время нападения арабов, которые вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова проникли и в Галлию. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдалённых походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (на господ).

Потребность во всадниках  вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в. Для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации и приносил своему сеньору присягу на верность.

В конце VIII в. Присяга на верность требуется и от несвободных, которые получали  должности или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу.

В 865 г. От владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.

 

В Германии министериалы с XI в. Составляют особое сословие динстманнов, стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с середины XII в. — даже знатных добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля и духовных князей; далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы – не князья держали если и не динстманнов, то все-таки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие воины встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии и Штирии герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII в. Сравняться с местной знатью; их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари. В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины XII в. Стала массами переходить в министериалы. Право появляться в графском суде и быть шеффенами с середины XIII в. Везде признано за динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV в. Сохранилась для воинов. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в середине XII в.; с Гогенштауфенов немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 г. Запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет опоясываться мечом, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция вводит и понятие о рыцарском происхождении; miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать своё рыцарское происхождение. По «Саксонскому зерцалу», у истинного рыцаря отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян опоясываться мечом по-рыцарски.

Во Франции знатными людьми считались собственники знатных  земель, то есть феодов; вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами министериалы, то есть люди несвободных состояний, приравнивались к вавассорам, то есть к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором, но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию суверена; право пожалования в знати стало привилегией короля.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения цензом взял верх над происхождением лица.

Влияние церкви на военное  сословие шло сначала через присягу  на верность, затем через присягу  земскому или Божьему миру, наконец  — через обряд освящения оружия перед вручением его воину  при достижении зрелости. «Верность» включает в себя исполнение христианского  долга служить Богу, соблюдение государева мира по отношению к церквам, вдовам, сиротам, обязанность блюсти справедливость и т. П. Земский и Божий мир, скрепляемый присягой, устанавливается государями и соборами. Pax охраняет от насилий все невоенное население — клириков, женщин, купцов, крестьян; ограничивает распри между самими рыцарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Ритуал посвящения в рыцари

Символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно–аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На фр. Языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием – главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощечина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень, так называемое «чучело».

Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила ее в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Так, установился обычай «ночного бодрствования»: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, т.е. совершал основной элемент посвящения. Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.

Информация о работе Ритуал посвящения в рыцари