Роль библиотек в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
В данной работе мы рассмотрим вопрос о значимости и роли библиотек в современном обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Библиотека как социальный институт
Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Роль библиотек в обществе.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Существует и другой способ рассмотрения информационной инфрастуктуры через представление разнообразных коммуникативных сетей, обслуживающие такие каналы передачи информации как телефонные линии, автоматизированные информационные системы, кабельное телевидение и Интернет (Схема 2).

 

Схема 2

Основные типы сетей и служб в информационной инфраструктуре

Интернет

Гос. Коммутаторная Телефонная Сеть

Государственные Сети Данных

Сотовые телефонные сети

Коммерческие Спутниковые Сети

Радиосети

Телевизионные Сети

Сети кабельного Телевидения

Прямая Спутниковая Связь

Информационные Центры

Издательские Организации

Культурно-развлекательные Информ. Службы

Финансовые Информ. Сети И Службы

Правительственные Информ. Сети

Транспортные Информ. Сети

Сети общественной безопасности


Взгляд на инфрастуктуру с этой точки зрения открывает степень участия библиотек в информационных системах самого широкого охвата. Библиотеки глубоко заинтересованы в привлечении как можно большего количества информационных сетей и служб в свою среду, так как через посредничество библиотек дополнительно количество информации станет более доступным для населения. В связи с этим неоценимое значение библиотеки придают Интернету, информационная емкость которого позволяет сочетать множество информационных сетей и систем на национальном и международном уровне. Библиотечные работники взаимодействуют с информационной инфраструктурой и другим способом. То есть они должны быть сведущи в многочисленных технических средствах, делающих передачу и обработку информации возможной и эффективной. К ним относятся сканеры, компьютеры, телефоны, факсы, компакт-диски, видео и аудиоаппаратура, радио, кабель, телеграф, спутниковая связь, оптико-волоконные средства связи, телевизоры, мониторы, принтеры, кинокамеры и др.

Современный мир впечатляет обилием и разнообразием информационных каналов, доминирование электронной и компьютерной технологии становится все очевидной. Библиотекари и библиотеки, осуществляя свою миссию распространителей информации и знаний обязаны понимать и развивать эти ресурсы.

Развитие электронных информационных технологий ведет к необходимости выработки принципиальных решений, которые дадут импульс в совершенствовании информационной инфраструктуры. Бизнес и промышленность, коммуникации (кабельные и телефонные компании), производители баз данных, федеральные власти, армия, библиотеки, ученые, академические институты и простые граждане, все подвержены влиянию этой инфраструктуры и связаны с ней. Необходимо решить такие вопросы как открытый доступ к информации, защита авторского права, и в тоже время, защита гражданского права на доступ к авторской информации, информационная безопасность, право на частную информацию, цена информационного доступа. Решение этих вопросов особенно важно для библиотек как институтов, которые отражают общественный срез интересов к информации, играет особую роль в информационной политике общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная библиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечивая навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником информационного производства, но и необходимым инструментом управления знаниями.

Библиотека является одной из базовых (исходных) структур каждого социума, поэтому изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно, а ее общественная миссия определяется характером развития цивилизации. Через миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества.

Происходящие в современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функций библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная и культурная) функции обогатились новым содержанием, расширились возможности их реализации. Особую актуальность и развитие получили такие функции библиотеки, как коммуникативная и когнитивная, обеспечивающие возможность познавательного процесса, преемственность культурного развития и использование общественного культурного достояния человечества.

 

организация библиотековедческого исследования"

Под понятием "организация библиотековедческого исследования" подразумевается некоторый минимум действий ученого (коллектива ученых), направленных на достижение заранее определенных в основном результатов конкретного научного исследования в пределах какого-либо приемлемого интервала времени. Учитывая, что научный поиск — это, прежде всего, свобода мысли, несовместимая с жестким регламентированием или назойливым администрированием, под организацией научного исследования следует подразумевать не столько функцию обычного управления, как в типичных производственных процессах, а, скорее, последовательность основных этапов, которые добровольно и сознательно должен пройти исследователь, чтобы выйти на стадию получения искомых результатов. Иначе говоря, речь может идти о регламентации, которая не сковывает творческую мысль.

Для того чтобы достигнуть желаемого научного результата исследования, т.е. генерации и приращения научного знания, ценного в теоретическом и практическом отношении, всякий исследователь, как правило, в большей или меньшей мере, в той или другой последовательности вынужден пройти хорошо известную в науке, даже ставшую традиционной совокупность определенных этапов.

Существуют различные взгляды на то, что представляет собой эта совокупность. Так, наиболее общее и простое понятие о ней дает схема, включающая два элемента: проблема и ее решение. По этой схеме всякое научное исследование в принципе можно свести к двум стадиям: на первой выявляется и формулируется научная проблема, на второй она решается, а результатом решения выступает новое знание, отвечающее критериям научности.

Применяется и трехзвенная система: исследования — разработки — внедрение. Смысл этой схемы заключается в том, что вначале осуществляется теоретическое исследование проблемы, затем результаты исследования доводятся до уровня готовности к практическому применению, после чего начинается этап внедрения результатов в практику.

Нередко используется более детализированный подход — научно-исследовательский процесс представляется в виде обобщенного алгоритма: проблема — гипотеза — доказательство гипотезы — построение теории — выводы и практические рекомендации. Этот подход более конкретно раскрывает сущность научного творчества. Вначале, как и в первом случае, выявляется и формулируется проблема, затем выдвигается гипотеза (гипотезы), связанная с ее решением. Если ту или другую гипотезу удается обосновать, на ее базе строится новая научная теория, т.е. создается новое библиотековедческое знание. Из этого нового знания логическим путем делают соответствующие выводы, которые потом преобразуют в форму, удобную и приемлемую для целей практического использования, т.е. в форму практических рекомендаций.

На практике для многих исследований в области библиотековедения наиболее удобной оказывается организационная схема, которая включает следующие основные блоки: 1. Выявление и формулировка научной проблемы. 2. Разработка и утверждение технического задания. 3. Разработка программы научного исследования. 4. Оформление результатов научного исследования. 5. Внедрение результатов научного исследования.

Рассмотрим составляющие блок-схемы последовательности основных этапов НИР.

Проблема. Первостепенное и исходное значение для любого исследования имеет проблема, ее выявление, постановка и правильная формулировка. Проблема — это вопрос, имеющий актуальное теоретическое или практическое значение, на который должно дать ответ данное исследование.

Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено. Невозможность решения библиотечной проблемы имеющимися средствами и создает прецедент обращения к науке — библиотековедению. Если библиотековедению не удается решить проблему на основе старых знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых, еще не известных знаний, принципов, закономерностей, получении дополнительной информации, что можно было бы использовать для решения возникших новых научных задач.

Решить научную проблему значит получить новое знание или создать новую теоретическую модель, т.е. концептуальную схему, объясняющую то или иное явление. На основе этого знания вырабатываются рекомендации для преодоления соответствующих практических проблем библиотечного дела.

Чтобы успешно поставить, сформулировать и решить проблему, требуется предварительно осуществить анализ проблемной ситуации. Первостепенное значение имеет информационный анализ проблемной ситуации. Он заключается в максимально полном изучении имеющейся мировой информации по данной проблеме. Исследования, опирающиеся на информацию, ограниченную рамками одной страны, всегда содержат большой риск повторного "открытия Америки". Только на базе максимально полного, всестороннего и объективного анализа того, что сделано в данной области предшественниками, можно подойти если не к решению проблемы, то к правильной ее постановке и формулировке, уяснению ее сущности.

Техническое задание. Во многих случаях обязательным этапом библиотековедческого исследования является составление технического задания, которое служит исходным документом для конкретного исследования той или другой проблемы, определяющим его существенные характеристики. Обычно оно включает: указание на основание для проведения научного исследования (например, приказ), описание целей и результатов исследования, перечень его этапов, основные требования к проведению исследования (например, в отношении используемой методики), конкретные указания на способ использования результатов, перечень отчетной документации, порядок рассмотрения и приемки результатов исследования, технико-экономическое обоснование исследования и т.п.

Программа научного исследования. Это важный теоретический документ, излагающий логику, методы анализа изучаемого объекта, соответствующие решаемым задачам, и другие "опорные вехи" ученого или коллектива ученых. Отсутствие такого документа — признак того, что предмет исследования предварительно еще недостаточно изучен исследователем и что ему не совсем ясны цель и основные задачи исследования. Значимость составления рациональной программы заключается в том, что от этого во многом зависит судьба всего исследования, поэтому не следует жалеть усилий на ее разработку.

Программа научного исследования включает в себя две основные части (раздела): методологическую и методическую.

В первой, как правило, отражаются проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, уточняются используемые понятия, выбираются, если необходимо, измерители (показатели, индикаторы, критерии), используемые при обработке и обобщении данных, предварительно описывается объект исследования, формулируются рабочие гипотезы, обосновывается актуальность темы и т.д.

Методическая часть представляет собой принципиальный план реализации целей и задач, сформулированных в методологической части программы. В соответствии с этим она включает описание методов и техники сбора первичной (эмпирической) информации, процедуру ее обработки, инструментарий исследования, перечень методических и инструктивных материалов, перечень участников исследования, баз исследования, характеристику пробного исследования, план собственно исследования, обработку полученных данных, их обобщение, построение теории, формулировку выводов и рекомендаций, их апробацию и т.п.

Составление программы — всего лишь предварительный цикл исследования. Дальнейшая задача ученого или коллектива ученых заключается в том, чтобы реализовать ее.

Оформление результатов НИР. Исследование нельзя считать завершенным, если его важнейшие результаты соответствующим образом не оформлены и не введены в общую систему библиотековедческого знания. В таком случае они остаются достоянием лишь исследователя, теряя свою научную и социальную значимость.

Обычно по окончании исследования составляется отчет о научно-исследовательской работе в соответствии с ГОСТ 7.32—81 "Отчет о научно-исследовательской работе.

Общие требования и правила оформления (с изменениями и дополнениями)". Это наиболее полное изложение результатов исследования, служащее исходным документом для принятия руководящими органами различных решений и подготовки других форм оповещения библиотечной общественности о проведенной работе. В случае большого научного или общественного значения итогов проведенного исследования на основе отчета, а также данных, не вошедших в него, готовятся различные материалы— монографии, диссертации, сборники, статьи, методические указания и т.д.

Внедрение результатов научного исследования. Внедрение представляет собой совокупность организационно-методических и прочих мероприятий, обеспечивающих эффективность практического использования соответствующих результатов научноисследовательской работы. Иначе говоря, это система целенаправленных действий, которые помогают ввести достижения науки в различные области библиотечной деятельности, сделать их повседневным достоянием практики.

Информация о работе Роль библиотек в обществе