Роль информационной культуры в развитии информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить существующие проблемы на пути к информационному обществу, выделить его основные черты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю становления информационного общества.
Раскрыть понятие информационного общества и выделить его основные характерные черты.
Изучить причину возникновения информационного кризиса и раскрыть понятие информатизации общества.
Определить роль информационной культуры в развитии информационного общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методологические основы построения информационного общества…………………………………………………...…5
1.1 История становления информационного общества………………………...5
1.2 Понятие информационного общества, цели, критерии, черты……………8
Глава 2. Роль информационной культуры в развитии информационного общества………………………………………………………………………….14
2.1. Информатизация общества и возникающие проблемы, как ее следствие…………………………………………………………………………14
2.2. Роль информационной культуры в развитии информационного общества……………………………………………………………………...…..16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников и литературы…………………………...22

Файлы: 1 файл

Информационное общество.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические и методологические основы построения информационного общества…………………………………………………...…5

1.1 История становления информационного общества………………………...5

1.2 Понятие информационного общества, цели, критерии, черты……………8

Глава 2. Роль информационной культуры в развитии информационного общества………………………………………………………………………….14

2.1. Информатизация общества  и возникающие проблемы, как ее  следствие…………………………………………………………………………14

2.2. Роль информационной культуры  в развитии информационного общества……………………………………………………………………...…..16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников и литературы…………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец ХХ и начало ХХI в. характеризуются новым этапом научно-технической революции - внедрением во все сферы жизни инфокоммуникационных технологий (ИКТ) - необходимой базы для перехода к информационному обществу, оказывающих огромное влияние на все аспекты нашей жизни.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера – сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информации внутри общества.

В современной литературе нет общепринятого подхода и к определению понятия "информационное общество". Пока оно рассматривается в различных аспектах и связях, которые не интегрированы в единое целое.

В рамках сложившейся политической системы одним из основных международных принципов, регулирующих наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения, является принцип уважения прав, свобод и интересов человека. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Информационный «голод» и связанное с ним состояние неопределенности в окружающей действительности становятся главным диссонансом, т. е. фактором, дестабилизирующим сознание. В связи с этим имеется насущная необходимость в становлении и образовании информационного общества. Вполне определенно можно сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со своими показателями, по которым его возможно определить, обладает определенными чертами и критериями.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время информационные системы проникли во все сферы нашей жизни, от использования Интернета для образования, использования мобильной связи, до оплаты, например, коммунальных услуг через терминалы оплаты. Ознакомление с материалами работы, позволит раскрыть - какие существуют проблемы для развития и формирования информационного общества.

Все выше обозначенное обуславливает и определяет цель, задачи, объект и предмет данного сообщения.

Объектом является информационное общество.

Предметом выступают основы и особенности пути к информатизации общества.

Цель работы – выявить существующие проблемы на пути к информационному обществу, выделить его основные черты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю становления информационного общества.
  2. Раскрыть понятие информационного общества и выделить его основные характерные черты.
  3. Изучить причину возникновения информационного кризиса и раскрыть понятие информатизации общества.
  4. Определить роль информационной культуры в развитии информационного общества.

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы построения информационного общества

1.1. История становления информационного общества

«Без материи ничего не существует,

без энергии ничего не происходит,

без информации ничего не имеет смысла»

Ф. Артерсон.[3]

Если рассматривать процесс информатизации общества в историческом аспекте, следует выделить несколько открытий и изобретений, которые можно назвать информационными революциями, поскольку каждое из них носило глобальный характер и изменяло облик цивилизации. Эти революции кардинально меняли сферу производства, обработки и обращения информации и приводили к радикальным преобразованиям общественных отношений.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к качественному изменению в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на каком-либо носителе, обмениваться этими носителями и передавать их от поколения к поколению.

Вторая революция (середина XVI в.), безусловно, связана с именем Иоганна Гутенберга, который в 1448 г. благодаря изобретению книгопечатания издал Библию. Человечество получило возможность массово распространять информацию. Печатное слово приобрело реальный статус средства массовой информации. Знания и накопленный опыт стало возможным передавать в компактной, сохраняемой длительное время и общедоступной форме. Именно доступность сделала информацию грозным политическим и экономическим оружием. Сейчас, спустя пять с половиной веков, именно благодаря все большей доступности, благодаря новым технологиям информация превращается в мощный инструмент власти.

Третья революция (конец XIX в.) связана с технологическими изобретениями, резко изменившими способы передачи информации.

Телефон. 10 марта 1876 г. Александр Белл запатентовал свое изобретение, и оно стало стремительно распространяться по всему миру. Сегодня жизнь миллионов людей связана с телефонией, они общаются, когда хотят и с кем хотят, образуя пространство личных (неформальных) информационных обменов.

Радио. Генрих Герц, Николай Тесла, Гульельмо Маркони, Александр Попов — первооткрыватели радио. Спустя несколько десятилетий спутниковая радиосвязь преобразовала межконтинентальный информационный обмен. Спутник заменил дорогостоящий трансатлантический телефонный кабель. Это привело к существенному расширению коммуникационной сети, телефонной системы и информационного пространства.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно - управляемых устройств и процессоров.

Пятая информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими этой индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации, что порождает и такое название нового общества.

 

 

Таблица 1.1

Теория постиндустриального

(информационного) общества [3, стр. 4].

Теория постиндустриального (информационного) общества

Белл, Кан, Бжезинский, Тоффлер (США), Фурастье, Турен (Франция)

Тип общества

Характеристика

Черты общества

Основа экономики

Формы социальной организации

Господствующее сословие

Доиндустриальное

Неолитическая революция: земледелие – оседлый образ жизни – хозяйственное строительство – развитие ремесла: становление традиций и нравов

Эмпирически найденные технологии, использование физической силы работников, государственная собственность, деспотический режим, общинные ценности, влияние природы, высокая роль культуры, которая определяет тип цивилизации

Первичная (с/х)

Церковь и армия

Священники и феодалы

Индустриальное

Капитализм – начальная стадия индустриализации

Машинное производство, развитые товарно-денежные отношения, предпринимательство и наемный труд, получение прибыли, НОТ, технический, экономический и политический рационализм, потребительство, создание царства машин, состязание человека с преобразованной природой

Вторичная (промышленность)

Корпорации, монополии

Бизнесмены

Постиндустриальное

Бжезинский называл этот этап технотронным обществом, Белл считал, что главное на этом этапе – взаимоотношение людей

Электроника, новые способы обработки информации. Цифровые технологии. Стремительное устаревание информации. Индивидуальная интеллектуальная собственность. Надомный труд. Дестандартизация.

Третичная (сфера услуг, наука, образование)

Университеты

Ученные и профессиональные специалисты


 

1.2. Понятие информационного общества, критерии, черты.

В новое тысячелетие человечество вошло под знаком новой экономики — экономики знаний и информационного общества. Происходят революционные процессы в сфере информации и связи. Мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Все чаще используются понятия «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные ресурсы», «общество знаний», «постиндустриальное общество» и т. п.

Информационное общество – общество, в котором циркулирует информация, есть необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованию людей в привычной для них форме и по стоимости эта информация доступна каждому [3, стр. 5].

Информационное общество — социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили 3. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер [3, стр. 5].

Впервые этот термин был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям. В нем утверждалось, что информационное общество предполагает изобилие высокой по качеству информации и все необходимые средства для ее распространения.

В 1973 г. Д. Белл, профессор Гарвардского университета, выдвинул концепцию постиндустриального общества и отметил, что оно характеризуется преимущественно информационным производством в форме образования, фундаментальной и прикладной науки, мастерства управления или информационных машин.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает американский социолог и публицист Дэниэл Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества».

Таким образом, западная общественно-социальная мысль выдвинула идею, так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, развитием в области компьютерной техники и информатики. А, учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, его нередко называют компьютерной или информационной революцией.

Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания [3, стр. 5]. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Отличительными чертами информационного общества являются:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [3, стр. 6].

Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития:

  1. социально-экономические (критерии занятости населения);
  2. технические;
  3. космические [3, стр. 7].

Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:

  • если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
  • если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 – 1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» – преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития [3, стр. 7].

Технический критерий оценивает информационную вооруженность. Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

Информация о работе Роль информационной культуры в развитии информационного общества