Роль информационной культуры в развитии информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить существующие проблемы на пути к информационному обществу, выделить его основные черты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю становления информационного общества.
Раскрыть понятие информационного общества и выделить его основные характерные черты.
Изучить причину возникновения информационного кризиса и раскрыть понятие информатизации общества.
Определить роль информационной культуры в развитии информационного общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методологические основы построения информационного общества…………………………………………………...…5
1.1 История становления информационного общества………………………...5
1.2 Понятие информационного общества, цели, критерии, черты……………8
Глава 2. Роль информационной культуры в развитии информационного общества………………………………………………………………………….14
2.1. Информатизация общества и возникающие проблемы, как ее следствие…………………………………………………………………………14
2.2. Роль информационной культуры в развитии информационного общества……………………………………………………………………...…..16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников и литературы…………………………...22

Файлы: 1 файл

Информационное общество.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе в соответствии с целью и задачами были рассмотрены наиболее актуальные вопросы информационного общества.

Если рассматривать процесс информатизации общества в историческом аспекте, следует выделить несколько открытий и изобретений, которые можно назвать информационными революциями, которые кардинально меняли сферу производства, обработки и обращения информации и приводили к радикальным преобразованиям общественных отношений. Таких информационных революций пять:

  • первая революция связана с изобретением письменности;
  • вторая революция связана с изобретением книгопечатания;
  • третья революция связана с технологическими изобретениями;
  • четвертая информационная революция связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера;
  • пятая информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Информационное общество – общество, в котором циркулирует информация, есть необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительными чертами информационного общества являются:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Образование больших потоков информации обуславливается:

  • быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно -  конструкторских работ;
  • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по  разным областям человеческой деятельности;
  • появлением данных (геофизических, медицинских и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не  попадающих  в  сферу  действия системы коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис, который  имеет следующие проявления:

  • появляются противоречия между ограниченными возможностями  человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;
  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  • возникают определенные экономические, политические и другие  социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Эти  причины  породили  весьма  парадоксальную  ситуацию  -  в  мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих  возможностей.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому особое внимание следует уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания, но и необходимый уровень информационной культуры.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М.: Когито-Центр, 2009
  2. Готовность России к информационному обществу. – М.: Институт развития информационного общества, 2011. 113 стр.
  3. Дебердеева Т.Х. Ведущие тенденции развития образования в информационном обществе. Владимир ИПКРО, 2010. Стр. 3-16.
  4. Коломийцев В.Ф. Информационное или справедливое общество? // Гражданин и право, 2009. № 12. Стр. 17-21.
  5. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? // Информационное общество, 2006, Стр.5-7.
  6. Концепция формирования Информационного общества в России: http://www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html
  7. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов в глобальном информационном обществе: постановка проблемы // Информационное общество, 2007. Стр.53.
  8. Мелюхин И.. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 2009. 231 стр.
  9. Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Журнал российского права. 2008. N 1. Стр. 23-26.
  10. Проект Федеральной целевой программы "Электронная Россия"
  11. Стратегия развития информационного общества в России.
  12. Суслов Д., Царик Ю. Информационное общество Интеллектуальный клуб. "Аркс" БГУ // http://portal.gersen.ru/
  13. Фаминский В. Россия на пути к информационному обществу? // Вопросы экономики. 2005. 11 апреля. Стр. 20-28.
  14. http://synopsis.kubsu.ru/informatic/operator/lecture/theme1_2.htm
  15. http://www.contr-tv.ru/common/1566

 


Информация о работе Роль информационной культуры в развитии информационного общества