Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Происхождение культуры………………………………………………5
2. Функции культуры……………………………………………………...9
3. Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде………………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………….22

Файлы: 1 файл

Готовая культурология.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Происхождение культуры………………………………………………5

2. Функции  культуры……………………………………………………...9

3. Роль  культуры в приспособлении человека  к окружающей среде………………………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………..21

Список используемой литературы……………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Термин  культура стал употребляться  как  самостоятельное понятие  лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в  словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре.

В XIX и  ХХ веках понятие  культуры вошло  в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков  и даже широких  слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная  для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры и порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры.

При  первом рассмотрении мир культуры  видится совокупным результатом материальных и духовных достижений общества, имеющих ценностную окраску. Но главная составляющая и  ценность культуры – сам человек. Вне рамок культуры не существует человек и в мировом смысле человек и есть культура. Как биологическая  особь он всего лишь один из представителей мира животных.

Культура  – непрерывный  процесс самовоспроизводства  человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Происхождение культуры.

 

Культура является отражением общественной деятельности человека, направленной на овладение природой и ее силой. Формирование собственно человека происходило одновременно, искусства, с совершенствованием речи. Один из самых ранних этапов эволюции человека – древний каменный век  палеолит.

Первобытная эпоха человечества включает палеолит, мезолит и неолит. Каждый из этих периодов обычно подразделяется на ряд археологических культур. Это понятие обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся на определенной территории.

Решающим фактором первобытной культуры стал процесс антропогенеза и происхождения культуры как таковой. Культура формируется только с появлением человека. Именно культура, а не биологическая структура организма детерминирует человеческое поведение. Поэтому, хотя все люди относятся к одному биологическому виду, в обществах с разной культурой они ведут себя по-разному. Своеобразие культур проявляется в особенностях мироощущения, мышления, поведения и эмоций.

В животном мире обнаруживаются явления, которые в дальнейшем послужили  основанием для формирования культуры.

У высших млекопитающих широко распространено подражание, через которое одни особи усваивают опыт других особей.

Культура же предполагает не просто любую внегенетическую передачу опыта от одного индивида к другому, а только такую, которая происходит при посредстве негенетических, а тем самым и небиологических, материальных, структур, в которых этот опыт зафиксирован. Такими структурами хранения и передачи информации выступают знаковые системы.

Знаковое  поведение, сознание, разум, психика человека сформировались под влиянием знаков, языка, коммуникации. Именно развитие знаковых средств и знаковых систем явилось фактором, который привел к формированию человека, выделив его из животного царства.

Контроль над  психосоциальной средой на основе выработки  общей символической культуры зачастую опережал в своем формировании контроль над внешней окружающей средой с помощью эффективных орудий труда. Соответственно возникновение языка было кульминацией развития более примитивных форм выражения и передачи значения на основе использования высокопластических свойств человеческого тела. Ритуальный танец представлял собой одно из древнейших средств коммуникации.

Постепенно знаковое поведение для человека становится основным, полностью вытеснив старые формы сигнального поведения. Ситуации, действия или предметы, не получившие значения» вообще перестают существовать для первобытного племени. Поэтому  системы знакового поведения, чтобы  охватить все стороны жизни членов сообщества, все время усложняются. Соответственно формируются новые  типы конечностей, новые типы ощущений, новые действия и операции в психике.

Культура, таким  образом, есть форма жизни, в которой  главным является уже не биологический, а семиотический процесс (коммуникация, наделение значением, знаковое поведение).

Социальная жизнь  формируется в связи с развитием  обмена и коммуникаций, подчиненных  определенным правилам.

Уже в I в. до н.э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Понятие «культура» распространялось и на общество в целом. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.

Слово «культура» часто используется для обозначения культуры разных народов в определенные исторические эпохи, специфики способа существования  или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного  исторического периода, для характеристики образа жизни отдельных социальных групп или сфер деятельности. Так, на страницах учебников очень часто употребляются словосочетания «культура Древнего Египта», «культура эпохи Возрождения», «русская культура», «культура молодежи», «культура семьи», «деревенская культура», «городская культура», «культура труда», «культура отдыха» и т.д.

В обыденном сознании понятие  «культура» в основном ассоциируется  с произведениями литературы и искусства, театрами, музеями, архивами — всем тем, что находится в ведении  министерства культуры (или аналогичного учреждения) в любой стране. Поэтому  данным термином обозначают формы и  продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры.

В повседневной жизни слово  «культура» выражает одобрения, понимается как наличие идеала или идеального состояния, с которым мы неявно сравниваем оцениваемые факты или явления. Например, говорят о высокой профессиональной культуре, культуре исполнения какой-то вещи. С тех же позиций оценивается  поведение людей. Но когда оценивают  человека как культурного или  некультурного, имеют в виду воспитанных  или плохо воспитанных людей. Так же иногда оценивают и целые  общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов в противовес состоянию варварства.

Именно это привело  к появлению множества определений  культуры, число которых постоянно  растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения. В 1970-е гг. число определений достигло 300, в 1990-е гг. превысило 500. В настоящее время их насчитывается около 1000, что не удивительно, так как культурой является все, созданное человеком, весь человеческий мир. Можно классифицировать существующие определения, выделив несколько важнейших групп.

В общем виде выделяют три  подхода в определении культуры — антропологический, социологический  и философский.

Философский подход дает самую  широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных  оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого  подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности, но преобразованию окружающего мира и самих людей.

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая  лежит в основе образа жизни и  отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это  способ существования человечества через многочисленные локальные  культуры. Этот предельно широкий  подход ставит знак равенства между  культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода  заключается в направленности исследования на целостное познание человека в  контексте конкретной культуры.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования  и организации жизни общества. Организующим началом считается  система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим  обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком  начинает господствовать то, что создано  им самим.

Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода.

Во всех рассмотренных  определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более  или менее существенные черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Тем не менее, можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.

Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

 

  1. Функции  культуры.

 

Из всего вышеизложенного  становится, очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит, прежде всего, в  том, что культура выступает средством  аккумуляции, хранения и передачи человеческого  опыта.

 

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

 

Социальные функции  культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

- социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

- организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

- обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

- регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

 

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная  составляющая часть жизнедеятельности  как общества в целом, так и  его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

 

 

 

Адаптивная функция

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и  общества. Но относительно числа функций  культуры среди культурологов нет  полного единодушия. Тем не менее, все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный  мир — культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь  от неблагоприятных условий внешней  среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут  обитать только в определенной экологической  нише, то человек способен освоить  любые природные условия за счет формирования искусственного мира культуры.

Информация о работе Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде