Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:50, контрольная работа
Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Происхождение культуры………………………………………………5
2. Функции культуры……………………………………………………...9
3. Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде………………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………….22
Функция социализации и инкультурации
Функция социализации и инкультурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией — процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.
Процессы социализации и инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или технических знаний, того, что может пригодиться в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.
Социализация и инкультурация продолжаются в течение всей жизни человека, но наиболее важные знания усваиваются в детстве. Тогда ребенок учится говорить на родном языке, усваивает нормы и ценности своей культуры. В основном это происходит автоматически, когда ребенок копирует сначала поведение родителей, а затем — сверстников, учителей и других взрослых. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.
3. Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде.
Общество должно сознательно и вдумчиво выбирать между вариантами культурного развития, рационально распределять ресурсы, человеческую энергию. В нашей стране культурное планирование, как и экономическое, нередко шло «от достигнутого». Если в текущем году у нас было столько-то кинотеатров, бассейнов, театров, газет, журналов, клубов, стадионов, телевизоров и т.п., то в текущей пятилетке предполагалось увеличить все эти показатели на определенный процент. При этом не выяснялось, как будут вести себя будущие потребители планируемых к производству культурных благ, что они предпочтут выбрать, когда возникнет дефицит времени и средств.
Чтобы решить, нужно или
не нужно увеличивать количество
кинотеатров, необходимо знать, зачем
люди хотят в кино, какие именно
потребности они там
Нельзя рассматривать культурное производство как самоцель. Бессмысленно говорить, что «нужно больше культуры». Какой культуры? Ради каких целей? Культурный процесс не есть количественный рост культурного производства и потребления. Критерий прогресса культуры - качественный, а не количественный. Он определяется духовным самочувствием личности, развитием ее духовных и социальных потенций.
Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).
Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Культура выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни общества.
Заключение.
Культура — неотъемлемое свойство человека
Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
История показывает, что
все выдающиеся личности были высококультурными
людьми. Многие из них являлись универсальными
личностями: их знания были энциклопедическими,
а все сделанное ими отличалось
исключительным мастерством и совершенством.
В качестве примера следует назвать,
прежде всего, Леонардо да Винчи, который
одновременно был великим ученым,
инженером и гениальным художником
эпохи Возрождения. Сегодня стать
универсальной личностью весьма
трудно и, видимо, невозможно, поскольку
объем знаний слишком необъятен.
В то же время возможности быть
культурным человеком необычайно возросли.
Основные характеристики такого человека
остаются теми же: знания и компетенции,
объем, и глубина которых должны
быть значительными, и умения, отмеченные
высокой квалификацией и
Список используемой литературы:
1. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – СПБ.: издательство Михайлова В.А., 2005.-288 стр.
2. Кравченко А.Н. Культурология: Учебник. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. – 288 стр.
3. Маркова А.Н. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити – Дана, 2008 – 319с.
4. Мамонтов С.П. Основы культурологи: Учебное пособие для высших учебных заведений.- 3-е издание, доп. – М.: Олимп, Инфа- М, 2001. – 320с. – (серия «Высшее образование»).
5. Пархоменко И.Т. Культурология: вопрос и ответ\ Пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 224с.
6. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2003. – 304 с.
Информация о работе Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде