Роль мифа в возникновении и развитии культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Мифология — исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека……….. 4
2.Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа………………………………………………………………………… 5
3. Моделирующая функция мифа………………………………………… 8
Заключение…………………………………………………………………. 10
Список использованной литературы…………………………………….. 11

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Министерство культуры Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный университет»

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ МИФА В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Иванов Петр Сергеевич

Студент заочной формы обучения

5 курса     961 группы

 

Проверил: профессор Дубкин И.К.

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………… 3

1.Понятие мифа и мифологии  и их значение в жизни человека……….. 4

2.Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения  мифа………………………………………………………………………… 5

3. Моделирующая функция  мифа………………………………………… 8

Заключение…………………………………………………………………. 10

Список использованной литературы…………………………………….. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мифология — исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных.

Миф — это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме.

Однако миф -  еще и отражение изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда  миф  утрачивает  свое абсолютное  господство.  Всеобщая  сущность  мифа  состоит  в  том,  что  он представляет собой бессознательное смысловое породнение  человека  с  силами непосредственного бытия, будь  то  бытие  природы  или  общества.  Если  миф

выступает как единственная форма культуры,  то  это  породнение  приводит  к

тому, что человек не отличает смысл  от  природного  свойства,  а  смысловую

(ассоциативную) связь от  причинно-следственной. Все одушевляется, и  природа выступает как мир  грозных, но родственных человеку  мифологических существ  - демонов  и богов.

Само  слово "миф" имеет древнегреческое  происхождение  и  означает  именно  "предание", "сказание"[1,27].

Цель контрольной работы – на основе изученных литературных материалов определить роль мифа в возникновении и развитии культуры.

Задачами написания контрольной работы являются:

• раскрыть понятие мифа и мифологии и оценить их значение в жизни человека;

• изучить миф как явление культуры и осветить культурологические концепции изучения мифа;

• рассмотреть моделирующую функцию мифа.

В процессе написания работы использована учебная литература авторов: А.А. Радугина, Я.Парандовского,  П.С.Гуревич,   научные труды Л.Г. Ионина  и Н.А.Бердяева, информация в системе Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ПОНЯТИЕ МИФА И МИФОЛОГИИ

И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

Миф - наиболее древняя система  ценностей.  Считается,  что  в  целом культура движется от мифа к логосу,  то  есть  от  вымысла  и  условности  к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф  играет  архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.  Развитие  науки и   цивилизации   часто   обесценивает   миф,   показывает    неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной  социокультурной действительности. Однако это не  значит,  что  миф  исчерпал  себя.  Миф  в современной культуре создает средства и способы символического мышления,  он способен  ценности  современной   культуры   интерпретировать   через   идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях  мифа  чувственное и рациональное даны синкретно, слитно,  что  малодоступно  другим  средствам культуры  XX  века.  Фантазия  и  вымысел   позволяют   легко   преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

       Миф, очеловечивая  и  персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.  На  этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а  это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В  ранних  и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например,  в язычестве [6,22].  Но  в  развитых  культурах  подобные  явления  имеют   скорее характер  рецидива  или  являются  механизмом  реализации  того  или   иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто используется  в  XX  веке  как  усилитель  ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф  позволяет  заострять тот или  иной  аспект  ценности,  гиперболизировать  ее,  а,  следовательно, подчеркивать и даже выпячивать [2,28].

Мифологическое мировоззрение - начальный тип  мировоззрения,  который можно  назвать  предмировоззрением.  Мифология  возникла   на   той   стадии общественного развития, когда человечество пыталось  дать  ответы  на  такие вопросы, как происхождение и устройство  мироздания  в  целом. 

Большое внимание в  мифах  уделяется  рождению,  смерти,  испытаниям.

Особое  место  занимает  добыча  огня,  изобретение  ремесел,  одомашнивание

животных. Миф - это не первоначальная форма  знаний,  а  вид  мировоззрения,

образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах  объединились зачатки знаний, религиозных верований [4.18].

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать  с  переживаемым, действительное - с тем, кто  действует.  Генетический  принцип  сводится  к выяснению, кто кого породил. Мифы построены на  установлении  гармонии  между миром и человеком.

Европейским  народам  вплоть  до  XVI-XVII  вв.  были  известны  лишь

знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже  им  стало  известно  об арабских,  индейских,  германских,  славянских,  индийских  сказаниях  и  их

героях. Со  временем  сначала  ученым,  а  потом  и  более  широкой  публике

оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось,  что в  основе  священных  книг  христиан,  мусульман,  буддистов   также   лежат различные,   подвергшиеся   переработке   мифологические    предания.    Что удивительно:  обнаружилось,  что  на   определенной   стадии   исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у  всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и  рассказы  в  той  или  иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов[5, 17].

Сегодня большинство ученых  склоняются  к  тому  мнению,  что  секрет

происхождения  мифа  следует  искать  в  том,  что  мифологическое  сознание

явилось древнейшей формой понимания и осмысления  мира,  понимания  природы, общества и человека[6, 23]. Миф возник из потребности древних людей в  осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

 

 

    1. МИФ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИЗУЧНИЯ МИФА

 

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф отождествляет мечту с реальностью, он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее [3.18].

В современной культуре и в современной культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным глубоко таинственным. Для историка культуры миф — это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Миф  — собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, подобные человеческим.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

  • космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
  • антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
  • мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
  • эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Информация о работе Роль мифа в возникновении и развитии культуры