Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:23, контрольная работа
Мифология — исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных.
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека……….. 4
2.Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа………………………………………………………………………… 5
3. Моделирующая функция мифа………………………………………… 8
Заключение…………………………………………………………………. 10
Список использованной литературы…………………………………….. 11
В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы как символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, о не в понятиях. Таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи. Кроме того миф — это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир. Он характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу.
В изучении мифологического материала можно выделить несколько подходов. Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов, позже развитое в трактатах Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли две основные концепции — лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).
3.МОДЕЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МИФА
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[7,65].
Было бы неверным отождествлять мифологию с чем-то вроде начальной школы человеческого образования, с приготовительным классом науки. Мифология — это не наивные ответы на якобы наивные вопросы первобытного человека, которые он ставил перед собой или природой. Ответы человек искал и находил помимо мифов в своей практической деятельности.
Мифология играла роль идеологии первобытного общества, того самого «социального клея». Идеологическое сознание — такое сознание, когда идеи или фантазии становятся реальностью для человека. Руководствуясь такими идеями или принципами, человек может действовать вопреки обстоятельствам, которые считает менее реальными или существенными, чем порождения своего же сознания.
Мифология играла роль оригинальных образцов, или моделей, по которым строились поведение человека, его сознание и жизнь. Мифологические образы служили представлениями о качествах или поступках, которые в иной форме нельзя себе представить.
Исследователи в области мифологии выделяют следующие функции мифа:
Очевидно, что функции мифа в сущности те же, что и функции культуры. Следовательно, несколько перефразируя Н. А. Бердяева, можно сказать, что не история, а культура – это осуществление и исполнение мифов во времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миф объясняет происходящее в мире, природу, общество, человека. Однако он — это не первоначальная форма знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое образно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущений, чувственного сопереживания.
Мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры играли значительную роль. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, а также являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Введение в культурологию под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,
1995.
[2] Вейденгамлер Ю. О сущности ценностей / Ю.Вейденгамлер // Культурология. ХХ век. - 1999.
[3] Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С. Гуревич Знание,1996. [4] Миф как форма культуры //Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1996.
[5] Парандовский Я. Мифология. М., 1991.
[6] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994.
[7] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
Информация о работе Роль мифа в возникновении и развитии культуры