Роль Олимпийских игр и массовых праздников для развития культуры античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 06:10, реферат

Описание работы

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека, в них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..… 3
Праздники античной культуры……………………………………….… 5
Культ Деметры и весенние праздники плодородия…………………… 9
Античные олимпийские игры…………………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………... 18
Список литературы…………………………………………………….. 19

Файлы: 1 файл

реферат по эстетике и культурологии.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РФ

ФГОУ ВПО  УГАИ ИМЕНИ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  Олимпийских игр и массовых праздников для развития культуры античного мира

 

 

 

Выполнила: студентка IV курса

кафедры ИТМ  Рыманова Д.

Проверила: кандидат философских

наук, доцент Ардашова Е. В.

 

 

 

 

 

Уфа-2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..… 3

Праздники античной культуры……………………………………….… 5

Культ Деметры  и весенние праздники плодородия…………………… 9

Античные олимпийские  игры…………………………………………. 13

Заключение……………………………………………………………... 18

Список литературы…………………………………………………….. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории мировой  культуры Античности принадлежит особое, и бесспорно, выдающееся место, в  нее уходит корнями европейская  цивилизация.

Становление античности как органического целого сложно и противоречиво. Обе ее составляющие (древнегреческая и древнеримская  культуры) формировались на базе гражданской  общины, которая и определила основную шкалу ценностей. В рамках античного  мира сформировалась особая, специфическая форма государственности – полисная, и особая форма культуры, которая ярко отличается от всех предыдущих и последующих культур.

История массовых праздничных действ насчитывает  около тридцати веков. Массовые празднества  родились в Древней Элладе. В основе праздника лежало естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводило к установлению праздников, то есть таких дней отдыха, которые в то же время отмечались особым отправлением культа.

Религиозный момент, входящий в понятие о празднике, был различен. То праздники связывались  с календарными мотивами, то с переменой  времен года, то с различными моментами  полевых работ; сообразно с этим праздники связывались с различными божествами и мифами.

Праздниками были дни, установленные для чествования  Бога или личности, или воспоминания важных событий с приостановкой вседневных занятий, а также веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу, это день игр, развлечений и т. п. О божественной, игровой и нравственной сущности праздника как «величайшего» и «высокого» досуга рассуждали еще Платон и Аристотель. Впоследствии возникает стремление разделить праздничное действо на культовое и светское.

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека, в них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.

«Хлеба и  зрелищ!» – знаменитый лозунг римской  толпы. Именно этого народ требовал от государства. И, если с первым случались перебои, то со вторым никогда. Хлеб и зрелища – два условия возможности существования величайшего государства Античности.

Исторически зрелище  может возникнуть только там, где  складываются культурные традиции. Всей античной культуре присущ дух борьбы и состязания, испытания. И римляне, и греки обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах. Античный философ Геродот считал праздники, наряду с расой и языком, третьим элементом, объединяющим греков.

 

 

 

 

 

 

Праздники античной культуры

 

Праздники занимали важное место в античной культуре, составляя важную сторону культа. Праздники были очень разнообразны не только из-за местных различий, но и в зависимости от характера богов, их функций, цели празднества. Они связывались с земледельческим календарем, началом и окончанием работ, сменой времен года (весеннее, летнее солнцестояние), посвящались различным богам, и общегреческим и местным и даже историческим событиям.

Древние римляне  отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть жизни  римлян. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней. Большинство праздников совершалось в честь главных общегреческих богов: Зевса, Афины, Аполлона, Диониса и пр. и в значительной мере они были связаны с религиозными ритуалами, обрядами, где на первый план выходят культовые действа, жертвоприношения, искупительные церемонии, торжественные процессии. На них происходили состязания и игры, мистические посвящения, оргиастические торжества.

Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II в. до н. э. государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже — деньги, желали другу счастья и благосклонности богов.

Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно  справлялись февральские Луперкалии — праздники, посвященные богам  — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили  у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (lupa), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб.

Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры. Пастухи и сельская молодежь, соревнуясь, устраивали веселые игры, состязались, кто удачнее прыгнет через костер. Обычай этот долго существовал у других народов. Речь о нем идет и в русской народной сказке о Снегурочке.

Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские  Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они  были древне-италийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна. По преданию, Сатурн стал царем в Лации и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» — aurea aetas — не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях рабам прислуживали хозяева.

С тех далеких  дней сохранился обычай дарить в декабрьские  праздники друг другу восковые свечи. Возжигание их было жертвоприношением  богу. Следовало обязательно в  эти дни дарить подарки. Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, «ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть», — так писал великий сатирик античности Лукиан. С зимними веселыми Сатурналиями схожи знакомые нам святочные, рождественские праздники.

Праздники эти  виделись как возможность отдыха от трудов. Тогда приостанавливались общественные и частные дела, судебная и политическая деятельность.

Свои праздники  были в каждом полисе и были связаны  с регулярными шествиями и  соревнованиями в честь богов  — покровителей полиса.

В Афинах праздновали день Марафонской победы над персами (490 год до н. э.), Великие и Малые Дионисии – праздники в честь бога плодоносящих сил земли, вина и веселья Диониса; Большие Панафинеи – в честь богини Афины, Элевсинии (Элевсинские мистерии) связанны с культом богини плодородия Деметры в Греции; В Риме – это цериалии в честь древнеримской богини плодородия Цереры; флоралии, посвященные богине цветов, садов, юности Флоре и пр. В Риме получили распространение и такие массовые зрелища, как гладиаторские бои, схватки хищников, устраиваемые для развлечения многотысячной толпы. Праздники включали торжественные шествия, музыкально-драматические представления, хореографию, яркое оформление. Они сопровождались жертвоприношениями, состязаниями (атлетическими, музыкальными), награждением победителей.

Помимо, отмечались 4 общенациональных праздника: в Олимпии, Дельфах, Немее, Истме.

Раз в четыре года отмечался  праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем – музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Праздник завершался пиром. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) – венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.

Широкую известность получают и Великие Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса в марте, когда его чествовали как бога весны и освободителя. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями. Город Дельфы наполнялся союзниками и чужеземцами, как уже говорилось, бога прославляли дифирамбами, театрализованными действами оргиастического характера, ряжением, маскарадом, состязаниями поэтов, актеров с вручением наград, постановками трагедий и комедий и т. д. Все завершалось богатым пиршеством за счет государства.

В Дионисийских празднествах образ «многошумного», «многопетого», «венчанного хмелем» Диониса представят в сопровождении ряженых: менад (вакханок), сатиров (полулюдей с козьим хвостом, копытами), музыкантов, танцоров. В этих песнях-плясках, по словам Ницше, звучит нечто сверхприродное, человек «готов в пляске взлететь в воздушные выси».

В сельской местности праздновали  Малые Дионисии. Здесь наслаждались свежевыжатым вином, устраивали шествия, приносили в дар богу вино, а  в жертву – козла. Всюду слышались  шутки, насмешки, устраивались игры, танцы на скользком бурдюке с вином, качание на ветвях деревьев.

Величественные были празднества  в честь Аполлона – это торжество  радости, духовного просветления, погружения в иллюзорный мир сновидений.

В праздниках в честь Аполлона с процессиями, во время которых несли оливковые ветви в городе Дельфы, происходили Пифийские игры в честь победы Аполлона над драконом Пифоном. В них, начиная примерно с 590 года до н. э., ведущую роль играли музыкальные состязания. Они заключались в пении с инструментальным сопровождением, позднее в исполнении самостоятельных инструментальных произведений, исполнении хоровых песен и плясок. Они содействовали развитию музыкально-поэтического творчества, в частности хорового пения и танцев. Со временем они дополнились спортивными состязаниями – гимнастическими, конными и пр. Но главное место оставалось за музыкальными агонами (состязаниями): кифаредов, которые исполняли под аккомпанемент кифары пеан (гимн) в честь Аполлона, потом авлодов, певших в сопровождении авлоса (вид свирели или гобоя), авлетов и кифаристов – собственно музыкантов, игравших на кифаре и авлосе соло. Победители (пифионики) награждались лавровым венком и получали ряд почетных привилегий: право гостеприимства в Дельфах, право убежища, право первовопрошения Дельфийского оракула, право почетного места на состязаниях.

 

Культ Деметры и весенние праздники  плодородия

 

Наиболее ранними массовыми  праздниками в Греции были Элевсинские  мистерии, совершаемые в Аттике. Они посвящались богине плодородия Деметре. В Грецию этот распространенный культ воскресающей природы проник, вероятно, с Крита, где он был связан с религией Богини-Матери. Около VII в. до н. э. мы уже застаем его в городке Элевсине, расположенном недалеко от Афин.

Театрализованное представление, повествующее о похищении Персефоны Плутоном и ее возвращении из подземного царства к матери – Деметре, рассказывало о смене времен года, о смерти и возрождении природы.  Процессии, музыка, песни, танцы, пышное убранство храма, фимиам, яркое освещение – всё это доводило людей до состояния экстаза, составляющего обычный элемент мистерии.

Праздники Элевсиний начинались обычно в Афинах. Иерофант и архонт возвещали их начало, напоминая о том, что варвары и преступники не должны в них участвовать. Вслед за тем толпы шли на море омыться в волнах, которым приписывалась очистительная сила. Оттуда паломники направлялись в торжественной процессии к священному городу. Они несли изваяния хтонических богов, пели гимны, совершали жертвоприношения. Двадцать километров, отделявших Афины от священного города, проходили медленно, одни пешком, другие верхом, и только к ночи достигали Элевсина.

Информация о работе Роль Олимпийских игр и массовых праздников для развития культуры античного мира