Роль Олимпийских игр и массовых праздников для развития культуры античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 06:10, реферат

Описание работы

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека, в них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..… 3
Праздники античной культуры……………………………………….… 5
Культ Деметры и весенние праздники плодородия…………………… 9
Античные олимпийские игры…………………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………... 18
Список литературы…………………………………………………….. 19

Файлы: 1 файл

реферат по эстетике и культурологии.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Жрецы Деметры ревниво  охраняли свои тайны. Тот, кто вступал  на путь посвящения, давал страшные клятвы молчания. Горе непосвященному, который кощунственно проникал на богослужение. Тот из мистов, кто разглашал секреты Элевсина, считался святотатцем.

Готовящиеся к посвящению носили красные повязки, и, чтобы  не дать проникнуть на праздник чужим, иерофанты имели списки будущих  мистов.

По прибытии в Элевсин  люди с факелами разбредались по холмам, как бы принимая участие в поисках Коры, и лишь после этого они проходили искус, предваряющий мистерии.

Посвящаемый должен был быть чист от крови и чист ритуально; ему вменялся в обязанности  ряд пищевых запретов: воздержание от рыбы, бобов, яблок.

Перед храмом еще  раз приносились жертвы, и, наконец, ночью в полном молчании посвящаемые вступали в храм.

Под темными  сводами разыгрывалась сакральная драма, люди шли тесными проходами, слышали завывания и зловещие голоса, видели фигуры чудовищ и вспышки молний. То был символ мытарств души, проходящей загробное очищение. Все то, что суждено было испытать человеку в царстве Аида, он переживал во время священнодействия и через это получал избавление.

Но вот к  утру, оставив, наконец, позади мрачные своды, участники обряда выходили на залитые солнцем лужайки; звучали песни и восклицания, в пляске кружились мисты среди убранных цветами статуй богов и богинь.

Такова была картина перехода в царство бессмертия: Аид оставался позади навсегда.

Мистериальная драма должна была глубоко потрясать  душу зрителей. В ней заключалось  нечто в высшей степени созвучное  греку: образ. Элевсин проложил особый путь для приобщения к вере. Воздействие  оказывалось не на рассудок, а на все существо человека. Обряды Деметры назывались «теамата» – «зрелище», ибо то был священный театр, который очищал и возвышал человека, давал ему сопереживание божественной жизни.

Центральным моментом мистерий, высшей ступенью посвящения было созерцание символов. О нем  мы фактически ничего не знаем, потому что его тщательнее всего скрывали. Но есть указания, что иерофант – служитель Деметры – выносил перед посвященными колос. Возможно, то был знак бессмертной богини и считалось, что человек, чьи духовные очи отверсты, узрит в колосе токи незримой силы. Дрожащее сияние, окружающее зерно, аура, которую может видеть лишь мист, есть свидетельство его связи с богиней.

Недаром мистерии назывались «зрелищами»; ведь они оставляли  своих адептов, по существу, только зрителями, не давая полностью раскрыться религиозным переживаниям личности. Священная драма, при всей своей воспитательной силе, не могла заменить непосредственного причастия к Божественному. А ведь именно к этому стремится человек, ищущий спасения.

Почитание Деметры  утвердилось не только в Элевсине, но постепенно распространилось и в других областях Греции. Вплоть до появления христианства элевсинские ритуалы привлекали очень многих. Поразительно, что они в каком-то смысле пережили все остальные греческие культы. Даже в XIX в. крестьяне Элевсина ставили в центре гумна изваяние Деметры, а когда его увезли в музей, жаловались на ухудшение урожая.

Кроме праздника  в честь Деметры в Древней  Греции существовал  радостный праздник в честь бога вина и веселья  Диониса. Происхождение этого праздника, как и мистерий Деметры, теряется в доисторическом прошлом. Корни его, несомненно, связаны с древнейшими обрядами плодородия. В историческое время имя Диониса связывали с виноградарством и виноделием. Он был объявлен также покровителем деревьев и стад. Но первоначально Дионис, вероятнее всего, был не кем иным, как старым критским божеством производящей силы. Все его поздние атрибуты: виноград, деревья, хлеб – вторичны. Главным же символом его был бык.

Для празднования сельских Дионисий обыкновенно сходились вместе родичи, мужчины и женщины, господа и рабы. Устраивались веселые процессии, в которых вели жертвенных козлов, носили священную утварь и печения, сосуды с вином для возлияний, виноградные ветви и гирлянды смокв, а также как непременную принадлежность процессии, пели песни в честь Диониса и пр. и таким образом приближались к храму или алтарю Диониса для жертвоприношений.

Затем составлялись веселые пирушки, при которых  не было недостатка во всевозможных шутках и остротах. Были в ходу переодевания и импровизированные мимические представления, для которых можно было черпать богатый материал из мифов о Дионисе или из окружающей жизни. 

 

 

 

 

 

 

Античные  Олимпийские игры

 

С богами связаны  и все древнегреческие спортивные праздники. Наиболее ярким выражением были знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру, посвященные Зевсу Олимпийскому, и которые приобрели общегосударственный характер, содействовали культурно-политическому объединению греков.

Их возникновение  относят к 776 году до н. э. Они проходили в священной роще у подножия горы Олимп раз в четыре года, сначала включая только спортивные состязания, позднее превратились в грандиозный праздник, где собирались лучшие умы и блестящие таланты.

Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы.

С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

На торжественное открытие игр стекался народ из разных областей Греции. Полисы посылали специальные делегации. Для подготовки участников организовывали специальные школы. Каждый свободный грек мог принять в них участие, в чем проявлялся демократизм древнегреческой культуры. На время игр прекращались раздоры и междоусобицы.

Природа в Олимпии  как бы проникнута духом мира и  благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме  Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света.

Обязательной  частью античных Олимпийских игр  были религиозные церемонии. По установившемуся  обычаю, первый день Игр отводился  для жертвоприношений: атлеты проводили  этот день у жертвенников и алтарей  своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

Олимпийские игры оказывали существенное влияние  на развитие греческой культуры. При  этом можно выделить два аспекта.

Во-первых, в  Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.

Во-вторых, во время  Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии и драматургии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и скульптуры, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру.

При сохранении специфики развития и своеобразия  различных греческих полисов, без  давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось  национальное самосознание греков. Это  было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.

Торжественно  происходило и награждение победителей. Победителей, получивших почетный титул  олимпионика, награждали венками из оливковых ветвей, имена их прославлялись по всей Греции, в городе Олимпии им ставились при жизни памятники, прославленные поэты сочиняли эпиникии – хвалебные гимны. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в настоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя. На своей родине олимпионик становился героем и важной политической фигурой и в течение всей жизни пользовался уважением.

В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли  целый ряд социальных функций: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая  социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н. э., когда объединенные греческие войска сначала в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.

Атлеты этого  периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.

В IV веке до н. э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные войны, особенно Пелопоннесская война (431–404 гг. до н. э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать  расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они  живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

С VI века до н. э. по примеру Олимпийских Игр стали  проводиться другие общегреческие  соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и других античных авторов.

Таким образом, проведение Олимпийских игр с 776 г. до н. э. до 394 г. н. э., т. е. сохранение традиций по организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.

Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли  сохранять единство и противостоять  внешним врагам только благодаря  единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям.

Олимпийские игры включали в себя все эти объединяющие элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Культура греко-римской античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры, особенно западно-европейской. Это и памятники различных видов искусства, и античная философия, и наука, мифология.

Огромное место  в жизни широчайших народных масс античности занимали массовые зрелища  и праздники, ведущие свою родословную  от календарных обрядов. В древности  верили, что миром управляют боги, что они вершат судьбы человека, руководят его действиями, насылают на него беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и т. д. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями.

Именно на таких  праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу Дионису, положили начало трагедии; из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.

Информация о работе Роль Олимпийских игр и массовых праздников для развития культуры античного мира