Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:06, реферат
На современной стадии развитая науки о театре термин "сценография" приобрел одно из основополагающих значений.
Сценография есть вся совокупность пространственного решения спектакля, определяющая визуальную значимость театрального образа. Она включает в себя как отдельные грани декорационное искусство, архитектурно-технические возможности сцены и, главное - пластические возможности актерского состава, проявляющиеся в развитии мизансценического рисунка.
Введение
Термин "сценография" получил
широкое распространение, как среди
театроведов, так и среди практиков
театра. Отдельные грани его
- сценография как синоним
- сценография как определенный
этап в развитии
- сценография как профессия в театре. Не менее популярен и термин "сценограф", посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства /художник, театральный технолог, инженер-конструктор/ подчеркивают специфику своей профессии в театре. Театральный художник стал именоваться сценографом, заявив тем самым принадлежность к особому виду искусства, а также к особому художественному методу.
- сценография как наука о
художественно-технических
На современной стадии развитая науки о театре термин "сценография" приобрел одно из основополагающих значений.
Сценография есть вся совокупность
пространственного решения
Во многом правы и те исследователи, которые считают, что собственно сценография характерна для театра XX века, т.е. режиссерского театра, так как только такой театр осознал значимость сценографической образности спектакля. Поэтому и сценография формировалась в большей степени режиссерами, а в свою очередь художники стали и во многом режиссерами, т.е. художниками-сценографами.
Практические интересы развивающегося театрального искусства выдвинули термин "сценография" в качестве центрального понятия.
1. Роль сценографии в театральном искусстве
В исследованиях, посвященных театральному искусству, менее всего разработаны проблемы, связанные с пространственной образностью спектакля, его сценографическим решением. Обычно сценография спектакля рассматривается как нечто привнесенное, поэтому о ней говорят с позиции других видов искусства, например живописи. Такой подход сразу разрушает спектакль как целостное произведение, поэтому чаще в работах искусствоведов, анализирующих театральное творчество, наблюдается соединение отдельных частей различных видов искусства, более или менее точно подобранных в соответствии с некоторой общей идеей, что отражает профессиональную распределенность при создании спектакля (художник, драматург, композитор и т.д.). В таком случае упускается главное: то, что в процессе творчества создается художественная целостность, т. е. «в театре мы не ищем ни литературы, ни музыки и ничего подобного. Мы ищем в нем вдохновенного слияния с множеством других людей, общего подъема чувств».
Понимание спектакля как проявления в нем некоторых особенностей других видов искусства (если ограничиваться этим) веден к тому, что, например, пространственное решение выступает не как особая театральная образность, а только как одна из граней спектакля. Не рассматривается в единстве такие элементы сценографии, как театральное здание с его особенностями в каждом отдельном случае (перенос спектакля на другую сцену меняет его и порой значительно); динамика сценографических масс, где особая роль принадлежит технике сцены (так называемой большой технике сцены и техники спектакля – малой технике); динамике актерской игры; свето-цветовое состояние и его развитие в ходе представления; характер пластической углубленности сценического пространства.
Целостный же подход к пространственному решению спектакля имеет важное значение не только для анализа отдельного произведения, но и для науки о театре, для самого искусства театра (например, в определении направления развития театральной архитектуры, во взаимодействии архитектуры и технического оснащения сцены и т. д.). Для этого нужно прежде всего осознание принципов сценографии, которая, являясь частью общей теории театра, определяла бы пространственную образность всего спектакля, выявляя целостный пласт произведения, а не отдельный его элемент. Кроме того, необходима разработка всех деталей сценографии с учетом их взаимной корреляции.
Непосредственно термин «сценография» часто употребляется как в искусствоведческой литературе, так и в практике театра. Этим термином обозначают и декорационное искусство (или один из этапов его развития, охватывающий конец ХХI – начало ХХ вв.), и науку, изучающую пространственное решение спектакля, и, наконец, термином «сценограф» обозначают такие профессии в театре, как художник-постановщик, художник-технолог сцены. Все эти значения термина являются верными, но лишь постольку, поскольку они очерчивают одну из сторон его содержания. Сценография – это вся совокупность пространственного решения спектакля, все то, что строится в театральном произведении по законам визуального восприятия.
Исследуя сценографию как
Театральное искусство является синтетическим по форме и синкретическим по содержанию видом творчества. Синтетизм театрального произведения заключается в значительном влиянии на театр таких видов искусства, как литература, музыка, живопись, архитектура, скульптура и др. Более того, так называемые простые виды искусства входят в спектакль в специфических формах, как бы «отеатрализовываются»: литература в форме (жанре) драматургии, музыка – в качестве музыкального оформления (в драматическом театре), архитектура – как театральная архитектура и сценический комплекс с архитектурными элементами спектакля; в форме декорационного искусства в театрально произведение входят живопись, графика; скульптура проявляется в основном в законченности актерского рисунка мизансцен и поз. Еще одним моментом проявления синтетизма в театре является использование в ходе театрального представления всевозможных технических средств, которые, отвечая динамике игры актерского ансамбля, значительно влияют на динамику спектакля в целом.
Синкретизм театрального произведения
проявляется в действующем на
сцене актере, так как в нем
заключена вся полнота
Суть театрального искусства состоит в том, что оно сохранило в своей природе всю совокупность материала искусства в их синкретическом единстве, в то время как другие виды искусства, выделившись из первобытного художественного творчества. в дальнейшем развивались на основе одного из видов материала искусства: тяжести (взаимодействия масс), пластики, света (свето-цветового взаимопроникновения), звука, конкретно-чувственных представлений. Синкретически-синтетическая суть театрального произведения выражается в спектакле через определяющие художественные моменты, которые диктуются закономерностью проявления материала в искусстве. На их основе формируется каждое театральное произведение, вне зависимости от исторических, национальных, жанровых особенностей, строится образный строй спектакля: его визуальная значимость, звуковая насыщенность, конкретно-чувственная определенность. Такими определяющими моментами театрального произведения являются: во-первых, сюжетно-драматическая линия развития спектакля, определяемая закономерностью конкретно-чувственного представления; во-вторых, звуко-музыкальный строй, формируемый на основе законов звукового восприятия; и, в-третьих, сценография, строящаяся на основе визуального восприятия.
Сценография, являясь органической частью такого сложного вида искусства, как театр, включает всю полноту проявления пространственных видов искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура), она имеет единые с ними корни, в то же время не может быть сведена ни к одному из них. Закономерности проявления материала сценографии и пространственных видов искусства являются общими, что и объясняет их взаимное проникновение и влияние.
2. Композиционные уровни в сценографии
Закономерности визуального восприятия в сценографии определяют три ее композиционных уровня: взаимоотношение масс в спектакле, его свето-цветовая насыщенность, пластическая углубленность пространства спектакля.
Непосредственно организация театрального пространства начинается с деления единого пространства на две его части: ту где происходит театральное действо актеров, и ту, откуда это представление воспринимается зрителем. Это деление является отправным в сценографическом решении спектакля. Типы взаимоотношения актерской и зрительской части театрального пространства исторически изменялись («шекспировский театр», сцена-коробка, сцена-арена, площадной театр, симультанная сцена и т.д.), и в спектакле это находит отражение в пространственной заданности театрального произведения. Здесь можно выделить три момента: это архитектурное деление театрального пространства на зрительскую и сценическую часть, иначе говоря, географическое деление; деление театрального пространства на актерскую и зрительскую массу, а значит, и взаимодействие (один актер и зал, наполненный зрителем, массовая сцена и зрительный зал и т.д.); и, наконец, коммуникационное деление на автора (актера) и адресата (зрителя) в их взаимодействии. Все это объединяется понятием сценографии – «организация общего театрального пространства спектакля».
Понятие «организация сценического пространства» является следующим звеном в теории сценографии, оно отражает взаимоотношение реального, физически заданного, и ирреального, формируемого всем ходом развития действия спектакля, сценического представления. Реальное сценическое пространство определяется характером взаимоувязанности сцены и зрительного зала и географическими особенностями сцены, ее размеры, технической оснащенностью. Реальное сценическое пространство может диафрагмироваться кулисами, падугами, уменьшаться по глубине «завесами», т. е. оно изменяется в физическом смысле. Ирреальное сценическое пространство спектакля изменяется за счет взаимоотношения масс пространства (света, цвета, графики). Оставаясь физически неизменным, оно в то же время меняется в художественном восприятии в зависимости от того, что изображено и как заполнено сцена деталями, организующими пространство. «Сценическое пространство отличается высокой насыщенностью, - замечает Ю. Лотман, - все, что попадает на сцену, получает тенденцию насыщаться дополнительными по отношению к непосредственно-предметной функции вещи смыслами. Движение делается жестом, вещь – деталью, несущей значение» . Ощущение размеров, объемности пространства в его художественном восприятии есть отправной момент организации сценического пространства, следующим является развитие данного пространства в определенном направлении. Можно выделить несколько типов такого развития: замкнутое пространство (как правило, это павильонное строение декораций, изображающее интерьер), перспективное и горизонтально развивающееся (например, изображение при помощи писаных «завес» далей), симультанное или дискретное (показ одновременно нескольких мест действия со своим заданным пространством) и устремленное ввысь (как в спектакле «Гамлет» Г. Крега.
Информация о работе Роль сценографии в театральном искусстве