Роль сценографии в театральном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:06, реферат

Описание работы

На современной стадии развитая науки о театре термин "сценография" приобрел одно из основополагающих значений.
Сценография есть вся совокупность пространственного решения спектакля, определяющая визуальную значимость театрального образа. Она включает в себя как отдельные грани декорационное искусство, архитектурно-технические возможности сцены и, главное - пластические возможности актерского состава, проявляющиеся в развитии мизансценического рисунка.

Файлы: 1 файл

Сценография.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Термин "сценография" получил  широкое распространение, как среди  театроведов, так и среди практиков  театра. Отдельные грани его содержания, сложившиеся в контексте развития современного театра и науки о  нем, могут быть сформулированы следующим  образом:

- сценография как синоним декорационного  искусства. У Г.К. Лукомского  мы читаем: «Сценография - живописное  украшение сцены...». Уместно здесь  предположить, что настоящий термин  есть трансформированное "скенография", встречающийся еще у М. Витрувия  и обозначающий "роспись сцены", то есть применение живописных перспектив в оформлении спектакля.

-  сценография как определенный  этап в развитии художественного  оформления спектакля. Так в  ряде исследовательских работ  термином "сценография" обозначают  исторически сложившиеся этапы ху­дожественного оформления спектакля, отказавшись от иллюстративного начала, когда декорации полностью подчинены игровой стихии актерской игры. В наиболее развернутом виде эта мысль выражена В.И.Березкиным в монографии "Театр Йозефа Свободы". В ней автор выделяет в историческом генезисе театра ряд этапов эволюции художественного оформления, последний - с начала XX века до наших дней относится к развитию собственно самой сценографии.

-  сценография как профессия  в театре. Не менее популярен и термин "сценограф", посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства /художник, театральный технолог, инженер-конструктор/ подчеркивают специфику своей профессии в театре. Театральный художник стал именоваться сценографом, заявив тем самым принадлежность к особому виду искусства,  а также к особому художественному методу.

- сценография как наука о  художественно-технических средствах  в создании пространственной  образности спектакля. Потребность  в создании науки, которая комплексно изучала бы закономерности механизма совокупности всех технических и художественных средств оформления спектакля, назрела давно, хотя непосредственное становление этой науки началось в наши дни. За такой отраслью театроведения и закрепилось название   "сценография". Разделяя мнение В.Е. Быкова, что под   "сценографией" надо   понимать    "совокупность   всех технических к художественных средств постановки спектакля"[3], определение такой науки дает В.В. Базанов.

На современной стадии развитая науки о театре термин "сценография" приобрел одно из основополагающих значений.

Сценография есть вся совокупность пространственного решения спектакля, определяющая визуальную значимость театрального образа. Она включает в себя как  отдельные грани декорационное искусство, архитектурно-технические возможности сцены и, главное - пластические возможности актерского состава, проявляющиеся в развитии мизансценического рисунка.

Во многом правы и те исследователи, которые считают, что собственно сценография характерна для театра XX века, т.е. режиссерского театра, так как только такой театр осознал значимость сценографической образности спектакля. Поэтому и сценография формировалась в большей степени режиссерами, а в свою очередь художники стали и во многом режиссерами, т.е. художниками-сценографами.

Практические интересы развивающегося театрального искусства выдвинули  термин "сценография" в качестве центрального понятия.

 

1. Роль сценографии  в театральном искусстве

 

В исследованиях, посвященных  театральному искусству, менее всего разработаны проблемы, связанные с пространственной образностью спектакля, его сценографическим решением. Обычно сценография спектакля рассматривается как нечто привнесенное, поэтому о ней говорят с позиции других видов искусства, например живописи. Такой подход сразу разрушает спектакль как целостное произведение, поэтому чаще в работах искусствоведов, анализирующих театральное творчество, наблюдается соединение отдельных частей различных видов искусства, более или менее точно подобранных в соответствии с некоторой общей идеей, что отражает профессиональную распределенность при создании спектакля (художник, драматург, композитор и т.д.). В таком случае упускается главное: то, что в процессе творчества создается художественная целостность, т. е. «в театре мы не ищем ни литературы, ни музыки и ничего подобного. Мы ищем в нем вдохновенного слияния с множеством других людей, общего подъема чувств».

Понимание спектакля как проявления в нем некоторых особенностей других видов искусства (если ограничиваться этим) веден к тому, что, например, пространственное решение выступает не как особая театральная образность, а только как одна из граней спектакля. Не рассматривается в единстве такие элементы сценографии, как театральное здание с его особенностями в каждом отдельном случае (перенос спектакля на другую сцену меняет его и порой значительно); динамика сценографических масс, где особая роль принадлежит технике сцены (так называемой большой технике сцены и техники спектакля – малой технике); динамике актерской игры; свето-цветовое состояние и его развитие в ходе представления; характер пластической углубленности сценического пространства.

Целостный же подход к пространственному  решению спектакля имеет важное значение не только для анализа отдельного произведения, но и для науки о театре, для самого искусства театра (например, в определении направления развития театральной архитектуры, во взаимодействии архитектуры и технического оснащения сцены и т. д.). Для этого нужно прежде всего осознание принципов сценографии, которая, являясь частью общей теории театра, определяла бы пространственную образность всего спектакля, выявляя целостный пласт произведения, а не отдельный его элемент. Кроме того, необходима разработка всех деталей сценографии с учетом их взаимной корреляции.

Непосредственно термин «сценография»  часто употребляется как в  искусствоведческой литературе, так  и в практике театра. Этим термином обозначают и декорационное искусство (или один из этапов его развития, охватывающий конец ХХI – начало ХХ вв.), и науку, изучающую пространственное решение спектакля, и, наконец, термином «сценограф» обозначают такие профессии в театре, как художник-постановщик, художник-технолог сцены. Все эти значения термина являются верными, но лишь постольку, поскольку они очерчивают одну из сторон его содержания. Сценография – это вся совокупность пространственного решения спектакля, все то, что строится в театральном произведении по законам визуального восприятия.

Исследуя сценографию как пространственное решение спектакля и определяя ее роль в целостности всего театрального произведения, мы не можем не коснуться определения сущности театрального искусства в целом и его места в системе искусств, а это связано, в свою очередь, с решением таких проблем, как выявления специфики театра, определение предмета его творческих устремлений, закономерности проявления материала в произведении.

Театральное искусство является синтетическим  по форме и синкретическим по содержанию видом творчества. Синтетизм театрального произведения заключается в значительном влиянии на театр таких видов искусства, как литература, музыка, живопись, архитектура, скульптура и др. Более того, так называемые простые виды искусства входят в спектакль в специфических формах, как бы «отеатрализовываются»: литература в форме (жанре) драматургии, музыка – в качестве музыкального оформления (в драматическом театре), архитектура – как театральная архитектура и сценический комплекс с архитектурными элементами спектакля; в форме декорационного искусства в театрально произведение входят живопись, графика; скульптура проявляется в основном в законченности актерского рисунка мизансцен и поз. Еще одним моментом проявления синтетизма в театре является использование в ходе театрального представления всевозможных технических средств, которые, отвечая динамике игры актерского ансамбля, значительно влияют на динамику спектакля в целом.

Синкретизм театрального произведения проявляется в действующем на сцене актере, так как в нем  заключена вся полнота проявления совокупности закономерностей материала искусства; на основе этой нерасчлененности и выстраивается театральный образный строй спектакля. Можно сказать, что «театр – творческий образ сущего, развивающийся в пространственно-временных измерениях через живой материал человека». Динамика пространства (неважно, что этим пространством может являться площадь и толпа зрителей) определяется мизансценическим рисунком актерского представления. Музыка в спектакле – это дальнейшее развитие интонационн-тональных возможностей голоса актера. А сюжетно-драматический строй спектакля, хотя он и создается на основе драматургии, есть результат игры актера.

Суть театрального искусства состоит  в том, что оно сохранило в  своей природе всю совокупность материала искусства в их синкретическом единстве, в то время как другие виды искусства, выделившись из первобытного художественного творчества. в дальнейшем развивались на основе одного из видов материала искусства: тяжести (взаимодействия масс), пластики, света (свето-цветового взаимопроникновения), звука, конкретно-чувственных представлений. Синкретически-синтетическая суть театрального произведения выражается в спектакле через определяющие художественные моменты, которые диктуются закономерностью проявления материала в искусстве. На их основе формируется каждое театральное произведение, вне зависимости от исторических, национальных, жанровых особенностей, строится образный строй спектакля: его визуальная значимость, звуковая насыщенность, конкретно-чувственная определенность. Такими определяющими моментами театрального произведения являются: во-первых, сюжетно-драматическая линия развития спектакля, определяемая закономерностью конкретно-чувственного представления; во-вторых, звуко-музыкальный строй, формируемый на основе законов звукового восприятия; и, в-третьих, сценография, строящаяся на основе визуального восприятия.

Сценография, являясь органической частью такого сложного вида искусства, как театр, включает всю полноту  проявления пространственных видов  искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура), она имеет единые с ними корни, в то же время не может быть сведена ни к одному из них. Закономерности проявления материала сценографии и пространственных видов искусства являются общими, что и объясняет их взаимное проникновение и влияние.

 

2. Композиционные уровни в сценографии

 

Закономерности визуального  восприятия в сценографии определяют три ее композиционных уровня: взаимоотношение  масс в спектакле, его свето-цветовая насыщенность, пластическая углубленность  пространства спектакля.

Непосредственно организация театрального пространства начинается с деления единого пространства на две его части: ту где происходит театральное действо актеров, и ту, откуда это представление воспринимается зрителем. Это деление является отправным в сценографическом решении спектакля. Типы взаимоотношения актерской и зрительской части театрального пространства исторически изменялись («шекспировский театр», сцена-коробка, сцена-арена, площадной театр, симультанная сцена и т.д.), и в спектакле это находит отражение в пространственной заданности театрального произведения. Здесь можно выделить три момента: это архитектурное деление театрального пространства на зрительскую и сценическую часть, иначе говоря, географическое деление; деление театрального пространства на актерскую и зрительскую массу, а значит, и взаимодействие (один актер и зал, наполненный зрителем, массовая сцена и зрительный зал и т.д.); и, наконец, коммуникационное деление на автора (актера) и адресата (зрителя) в их взаимодействии. Все это объединяется понятием сценографии – «организация общего театрального пространства спектакля».

Понятие «организация сценического пространства»  является следующим звеном в теории сценографии, оно отражает взаимоотношение  реального, физически заданного, и  ирреального, формируемого всем ходом развития действия спектакля, сценического представления. Реальное сценическое пространство определяется характером взаимоувязанности сцены и зрительного зала и географическими особенностями сцены, ее размеры, технической оснащенностью. Реальное сценическое пространство может диафрагмироваться кулисами, падугами, уменьшаться по глубине «завесами», т. е. оно изменяется в физическом смысле. Ирреальное сценическое пространство спектакля изменяется за счет взаимоотношения масс пространства (света, цвета, графики). Оставаясь физически неизменным, оно в то же время меняется в художественном восприятии в зависимости от того, что изображено и как заполнено сцена деталями, организующими пространство. «Сценическое пространство отличается высокой насыщенностью, - замечает Ю. Лотман, - все, что попадает на сцену, получает тенденцию насыщаться дополнительными по отношению к непосредственно-предметной функции вещи смыслами. Движение делается жестом, вещь – деталью, несущей значение» . Ощущение размеров, объемности пространства в его художественном восприятии есть отправной момент организации сценического пространства, следующим является развитие данного пространства в определенном направлении. Можно выделить несколько типов такого развития: замкнутое пространство (как правило, это павильонное строение декораций, изображающее интерьер), перспективное и горизонтально развивающееся (например, изображение при помощи писаных «завес» далей), симультанное или дискретное (показ одновременно нескольких мест действия со своим заданным пространством) и устремленное ввысь (как в спектакле «Гамлет» Г. Крега.

Информация о работе Роль сценографии в театральном искусстве