Российская культура в 18 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:57, доклад

Описание работы

Культура русского государства в имперский период была подвержена европейскому влиянию и сама приобрела мировое значение. Главное достижение этого периода - высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».
Происходило складывание новой системы ценностей. Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова рацио - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.18 Кб (Скачать файл)

Введение 

Культурная эволюция Российской империи в экономике  связана с развитием капиталистических  отношений, в политике - с укреплением абсолютизма и превращением страны в великую военную державу. В период XVIII-XIX вв. она проходит ряд этапов:

1) русская культура XVIII века: петровская модернизация; «Просвещение»;

 русская культура  XIX века: «золотой век».

Культура русского государства  в имперский период была подвержена европейскому влиянию и сама приобрела мировое значение. Главное достижение этого периода - высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Происходило складывание новой системы ценностей. Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова рацио - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Ведущим стало светское направление, пришел конец диктату церкви в определении направления, форм и характера русской культуры, более того, православие было поставлено на службу государственным интересам. Но хотя церковь и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась значительной. Тем не менее на смену религиозной, преимущественно традиционалистской ментальности, основу которой составляли «служение государю», пришли новые светские принципы, и главный среди них - «служение Отечеству».

Однако при всех видимых переменах  оставались в неизменности глубинные механизмы функционирования культуры. Наблюдалось несоответствие шага времени и шага пространства, существовал значительный разрыв между верхами общества и его низами.


 

 

 

 

 

 

 

Русская культура в XVIII веке

Основные черты и  особенности культуры России в XVIII веке

В истории русской  культуры XVIII столетия исследователи выделяют два периода:

1) конец XVII - первая четверть XVIII вв., характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации;

2) середина - вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер.

 XVIII век - важный период в истории русской культуры. Получает распространение идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Процесс формирования русской нации способствовал складыванию основ русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра, классической музыки, утверждению их самобытных черт.

 

1.4 Литература

Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков были основоположниками классицизма в русской литературе.Многие черты объединяют русский классицизм с западноевропейским.

Классицизм был детищем  «века просвещения» - для него характерно преклонение перед Разумом, стремление к упорядоченности литературных форм, строгая классификация и разграничение жанров, стилей. Характерен для классицизма и гражданско-патриотический его пафос. Как ни могучи человеческие страсти, долг по отношению к своему государству превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. («О долг! О лютый долг!»

В отечественной литературе сложилась развитая система жанров. Отличительными чертами этого времени стали новый литературный язык я система стихосложения. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский.

У истоков новой русской  драматургии стоял А.П.Сумароков (классицизм).

Писатели  последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Писатели обличали невежество и произвол помещиков, пытались создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.

Начало сентиментализма в русской литературе было связано прежде всего с В. М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза» показаны человек и его чувства.

 А. Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. Он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившиеся в стране. Н. И. Новиков средствами сатиры также высмеивал и осуждал пороки крепостничества.

 

 

1.5 Театр

В середине XVIIIв. развивался и театр, он принципиально отличался от театральных начинаний XVII - начала XVIII в. Он стал государственным, профессиональным, постоянным. Театр был организован как публичный, получил возможность обратиться к самым широким слоям городского населения, стал явлением общественным.

Нужно особенно подчеркнуть тот факт, что к середине XVIII в. большое распространение получили частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, типографские рабочие, купцы. Ставили в этих театрах сатирические комедии и инсценировки рыцарских романов.

В последствии частных  театров стало очень много.

Сформировалась серьезная потребность в театре в разных слоях общества.

Все это возбуждало интерес  к театру, готовило почву для возникновения  постоянного, общедоступного русского театра на русской драматургии.

Театральное дело в России развивалось. Несколько лет (1757-1761 гг.) успешно действовал театр Московского университета. Сначала это были закрытые любительские студенческие спектакли.

При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

 Первый русский профессиональный театр - возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле.

1.6 Музыка

Суждения о музыке в быту в начале XVIII в., основанные на найденных списках, все же не полностью отражают действительную картину. Музыкальная жизнь того времени могла быть богаче, чем нам представляется.

Говоря о проникновении  в музыкальные вкусы людей  XVIII в. светского начала, было бы неверным игнорировать значение в их духовной жизни церковной музыки. Во многих церквях пели прекрасные хоры. Церковное пение многие любили (Г. Р. Державин, 1860), и в борьбе за души верующих оно играло не последнюю роль (Б.И. Краснобаев,1972) .

Популярностью пользовались концерты русской народной музыки.

1.7Живопись

До начала XVIII в. оно развивалось по законам средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

В XVIIIв на первый план выдвигается светское искусство.  В дальнейшем именно  оно удерживает ведущие позиции, с ним связано и появление станковой картины - основной формы живописи нового времени.

Со второй половины XVIII столетия  светская живопись получает значительное распространение. Традиционное ответвление живописи - иконопись - по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Она находится под наблюдением церкви, предписывававшей строго следовать      устоявшимся иконографическим образцам.

  XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Позже в партретную живопись кроме образа, изображается и пейзажный фон.

В конце века впервые  в русской живописи появилось  изображение жизни крестьян.

 

Скульптура

XVIII век стал знаменателен для русского искусства небывалым развитием влияния, появлением новой, западноевропейского типа, скульптуры, какой еще не знала Россия.

Новая светская эстетика XVIII в., переориентированная с божественного на земной идеал. Очень скоро скульптура входит в разряд ведущих искусств, активно проникая во многие сферы государственной жизни.


Все это необычайно подняло спрос на разного рода пластику. Статуарная скульптура стала во множестве закупаться за границей. Это искусство обслуживало потребности элитарных слоев общества - царского двора, высших слоев Дворянства. Вместе с тем в XVIII в. в России существовала обширная область культуры, связанная с крестьянским бытом, а также с городской средой, представленной ремесленниками, купечеством, мещанами. Здесь были распространены культовая деревянная скульптура и деревянная резьба, спрос на которую удовлетворялся местными умельцами, искусство которых восходило к древним традициям.

Народная скульптура была явлением куда более устойчивым, чем сфера  профессиональной скульптуры, обладавшая в условиях России необычайно быстрой  стилевой подвижностью. За сто лет  последняя эволюционировала от барокко  к рококо и затем к строгому-классицизму.

Получают широкое развитие рельеф и различная статуарная скульптура, предназначенная для украшения зданий, сооружений и целых ансамблей.

 Наряду с рельефом и круглой скульптурой широкое применение в убранстве общественных и дворцовых зданий получает различная эмблематика в виде прорезных и объемных фигур, венчающих кровли и шпили. Однако вся эта система скульптурного декора в полном ее «наборе» окончательно складывается лишь к середине XVIII в.

В начале XVIII в. разрабатывается ряд монументов, прославляющих воинские победы и деяния Петра I.

Пластика все решительнее пробивает  себе дорогу и в сфере церковной  архитектуры, причем не только в иконостасной резьбе.

Скульптура в некоторых усадебных  храмах приобретает подчеркнуто западноевропейскую ориентацию с открытой демонстрацией чувственного характера барокко.

С началом XVIII в. скульптура в виде рельефов и статуй становится принадлежностью и придворного и дворянского быта.

Ярким явлением русского искусства  начала XVIII в. стал скульптурный портрет.

Россия не имела собственных традиций скульптурного портрета, поэтому такого рода скульптуру приходилось создавать, опираясь на западноевропейский опыт и прибегая к услугам иностранных мастеров.

         В конце XVIII в. в городских и загородных дворцах находилось довольно много разного рода бюстов, начиная с копий портретов известных античных философов и полководцев и кончая изображениями современников. В анфиладе парадных помещений. устраивались специальные портретные залы, где наряду с живописным экспонировался и скульптурный портрет. Конечно, искусство скульптурного портрета и в это время не было равнозначным по качеству исполнения. Изготовление портретов в усадьбах поручалось крепостным мастерам, под рукой которых подчас рождались весьма примитивные произведения, причем иногда для большей убедительности еще раскрашенные в духе восковых «персон», однако не лишенные при этом своей выразительности.

В поисках идеала скульпторы этого  времени обращаются и к женским  образам. Но в большей мере им удаются  модели с рельефно определившимися  чертами характера. Таковы графини  М. Р. Панина (1775) и Ш. Михельсон (1785) работы Ф. Шубина или А. Е. Лабзина - И. Прокофьева (1800). Поэтизация же женских образов в духе Ф. Рокотова оказывается за пределами возможностей классицистической скульптуры.

Наряду со скульптурным портретом  во второй половине XVIII в. в усадьбах продолжали бытовать и портреты, близкие к произведениям кунсткамерного круга, исполненные в ремесленной скрупулезно-точной манере, своей натуралистичностью производящие эффект восковых персон, вроде раскрашенного бюста П. И. Шувалова, Эффект «обманки» из папье-маше, производящей впечатление живого человека, есть и в сидящей фигуре французского писателя Ж-Ж. Руссо, присланной из Парижа для князя Н. Юсупова (музей-усадьба Архангельское). Приближались к скульптуре и живописные «обманки», воспринимаемые объемно. В век господства рационалистической философии, которой поклонялись просветители, появление такого рода искусства не столь уж удивительно: воспринимаясь как сюрприз, оно стремилось как бы обмануть сам разум.

В конце XVIII в. в городских и загородных дворцах находилось довольно много разного рода бюстов, начиная с копий портретов известных античных философов и полководцев и кончая изображениями современников.

Во второй половине XVIII в. формируется тип классицистического надгробия, что приводит к отказу от традиционной христианской символики. Среди дворянских захоронений почти нигде не встречается изображение распятия и атрибутов христианской мифологии.

Таким образом, XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской скульптуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, -и местную, продолжающую развивать традиция народного творчества. Скульптура стала неотемлемой частью.

 

Архитектура

Многие из отмеченных выше тенденций в развитии литературы и искусства нашли свое отражение  и в архитектуре. Причем сам характер архитектурного искусства был таков, что на него наибольшее внимание обращало правительство.

Государство требовало  от зодчих выразить в архитектурных  сооружениях силу, мощь, величие  Российской империи, прославить царя, вознести хвалу богу. Зодчие первой четверти XVIII в. смогли добиться неплохих результатов в массовом гражданском строительстве, создать немало великолепных зданий и, главное, заложить основы новой русской архитектурной школы.

Однако же надо сразу прямо сказать, что, хотя новое в архитектуре, связанное в значительной степени с использованием зарубежного опыта и теории, и позволило развернуть обширное строительство.

Развитие архитектурного искусства вне столиц было в первой четверти XVIII в. очень затруднено.

Когда мы говорим об архитектуре  первой четверти XVIII в., то, естественно, в первую очередь вспоминаем строительство Петербурга, творчество Зарудного, Трезини, Маттарнови... Церковь Преображения - неодиночное случайное явление. На нашем Севере народными зодчими было создано множество совершенных произведений: изб, хозяйственных построек, мельниц, церквей.

Если церковь Преображения захватывает дух своей торжественной  красотой, устремленностью ввысь, сказочными куполами, то стоящая невдалеке от нее небольшая Успенская часовня, построенная несколько позднее, очаровывает мягкостью, интимностью.

Иной характер у Успенского собора в г. Кеми, в те годы вотчине  Соловецкого монастыря. У него три шатра. Собор суров и величествен.

 

Глава II . Русская культура в XIX веке

2.1 Основные черты  и особенности культуры России  в XIX веке

XIX век - время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки.Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в  сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и образно об этом сказал А. М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнообразие».

Информация о работе Российская культура в 18 в