Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:57, доклад
Культура русского государства в имперский период была подвержена европейскому влиянию и сама приобрела мировое значение. Главное достижение этого периода - высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».
Происходило складывание новой системы ценностей. Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова рацио - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.
Именно в XIX веке российская культура стала классической; имеющей огромное значение для всех последующих поколений людей. Более того, вопросы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуальными и в настоящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком».
Особенности культурного развития России в XIX веке:
развитие русской культуры опиралось на преобразования предшествующего времени;
распространение капиталистических
отношений усилило потребность
в грамотных и образованных людях. Основными
культурными центрами ста
ли города;
культура развивалась на основе возрастающего национального самосознания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер;
существенное влияние
на литературу, театр, музыку, изобразительное
искусство оказали победа в Отечественной
войне 1812 г., движение декабристов, реформы
60-70-х гг., «хождение в народ», европейские
буржуазные революции.
Однако консервативные
тенденции в политике императоров
Николая I и
Александра III сдерживали развитие культуры.
Правительство активно боролось с проявлениями
передовой общественной мысли и препятствовало
широкому народному образованию. Крепостничество
являлось тормозом для культурного развития страны.
2.4 Литература
В литературе XIX века закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, патриотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В начале XIX века широкое распространение и в России, и в других европейских странах получает романтизм. В русском романтизме прослеживается ряд течений:
творчество В. А. Жуковского - «салонный романтизм». В балладах он воссоздавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбе
одним из талантливейших
поэтов был К. Н. Батюшков. он
переходит к романтической
поэты и писатели-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине.
Во второй четверти XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм. В творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
XIX век - время расцвета литературных салонов и объединений. Важное значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». В этих журналах возникло новое явление для России - литературная критика. «Современник» и «Отечественные записки» стали центрами литературных объединений и выразителями разных общественно-политических взглядов.
Архитектура
XIX век - время расцвета русского градостроительства. В начале века главным архитектурным стилем был классицизм. Возведение в 1801-1811 гг. Казанского собора в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. А. Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупнейшему зодчему Петербурга - К. И. Росси: здание Главного штаба и Министерства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского театра, здание Сената и Синода.
В 30-50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рождением нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.
С именем О. И. Бове связано строительство в Москве Торговых рядов создание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больницы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университета, полностью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А. Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А. А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор.
В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями.
Живопись
Для русской живописи XIX век - время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточное распространение. Академия была консервативным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические темы.
Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О. А. Киприенский - первый художник, который, по словам А. А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».
В историю русской живописи В. А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины - поясного изображения человека, занятого несложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).
Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов .Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».
В 50-60-е гг. XIX в. получило развитие критическое изображение действительности. Таковы произведения В. Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др.
В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило « Товарищество передвижных выставок», в котором состояли И. Н. Крамской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. Е. Шишкин, В. И. Суриков, И. Е. Репин и др.
Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой русской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших национальных музеев мира - Третьяковской галереи.
Скульптура
В первой половине века активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновскийи, С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф. П. Толстой, И. П. Витали (многофигурные композиции на зданиях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), П. К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И. А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно высочайшее мастерство.
Музыка
Многовековое народное творчество
создало основу для развития
национальной музыкальной школы. Сочетание
народных мотивов с романсом привело к
появлению особого жанра - русского романса.
Начало нового этапа в развитии русской музыки тесно связано с. именем М. И. Глинки. М. И. Глинка создал первые классические образцы национальной оперы, симфонической и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. - народно-героическому и легендарно-сказочному. Оркестровые сочинения М. И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Особое внимание декламационной песне и опере уделял внимание А. С. Даргомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).
Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. подготовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся композиторов: М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи. Девизом союза стали слова М. П. Мусоргского: «К новым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, использованию не только богатого европейского опыта, но и главным образом традиций народной музыки.
Театр
Для театральной жизни России характерно существование различных видов театров:
1) крепостные - принадлежащие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.);
2) государственные - Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве;
3) частные - «развлечение и польза», «Московский художественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.
В театре XIX веке господствовал классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. В 30-40-е гг. XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».