Россия как культурно-исторический тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является проведение исследования России как культурно-исторического типа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть типологическую целостность русской культуры,
2) проанализировать характеристику основных этапов развития русской культуры,
3) изучить культуру советского и постсоветского периодов.

Содержание работы

Введение 3
1. Типологическая целостность русской культуры 4
2. Характеристика основных этапов развития русской культуры 6
3. Культура советского и постсоветского периодов 10
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

118096.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура - одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества на определенном этапе его развития. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция истории культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.

Культура, ее достижения, особенно в таких ее сферах, как наука, образование, литература, изобразительное искусство, всегда были привилегией господствующих сословий. Однако культура общества не сводится к культуре господствующих классов. Необходимо предостеречь от упрощенной оценки этой культуры как реакционной, а народной - во всем прогрессивной: следует иметь в виду, что один и тот же класс на разных этапах общественного развития мог выступать то носителем поступательного развития культуры, то его тормозом. Наконец нельзя забывать, что памятники культуры прошлого - это достояние культуры будущего. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества.

Базовая составляющая нашей культуры, ее авторитет и влияние позволяют надеяться на сохранение и преумножение достижений культуры России, ее вклада в культуру человечества.

Целью данной работы является проведение исследования России как культурно-исторического типа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть типологическую целостность русской культуры,

2) проанализировать характеристику  основных этапов развития русской  культуры,

3) изучить культуру советского  и постсоветского периодов.

 

1. Типологическая целостность  русской культуры

 

Освоение огромного пласта русской культуры, созданного народом за многие столетия, представляет собой сложнейшую и труднейшую задачу Ее осуществление — эта не только социо-культурная необходимость общества. Без этого процесса освоения не может быть преемственности в развитии цивилизации, не может быть самобытного социума с общечеловеческими чертами. Культура по своей сути является интеграционным образованием, основу или сердцевину которого составляют национально-духовные, социо-культурные и нравственные ценности. Более того, и личность может состояться только тогда, когда она сформирована и воспитана на культурных традициях как общекультурного плана, так и демократического характера.

Культура русского народа построена на добре, выражает доброе начало в народе. По своей сути она является интегрирующей силой, органически взаимосвязанной с культурой народов мира. Изучение истории русской культуры открывает широкие возможности для понимания сути общемировой закономерности развития культуры. Для всей истории мировой цивилизации характерно взаимодействие самых различных культур Запада и Востока, их взаимообогащение и взаимовлияние. В результате диалога культур создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь [7, c.83].

История русской культуры — это история российского разума. Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. Широкий диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, способностям и условиям жизнедеятельности.

Культура есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности, совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создает самого себя. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня его членов. Человеческие качества индивида есть прежде всего результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д. И в целом можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Культура — это исторически развивающаяся многоликая, многослойная система, созданных человеком духовных и материальных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала общества в различных сферах социальных отношений. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над естественной природой, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы [4, c.171].

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, философия и культурология, а также науки, изучающие различные формы сознания — искусство, мораль, религию, этику и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, Так, для археологии культура связана с исследованием остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых исторических эпох. И на основе такого исследования формируются научные представления о тенденциях и характере развития культуры человечества или отдельных народов. Этнография занимается исследованием становления и развития культуры того пли иного этноса во всем ее конкретном многообразии и проявлении Результаты подобных исследований дают нам представления о характере культуры, национальных традициях и обычаях, семейных и личностных отношениях. Для истории искусства предметом исследования выступает художественная деятельность человека и ее результаты.

Проблема целостности осмысливалась русскими философами в адекватных формах "цельного знания", органично сочетающего чувственный, логический, эмоциональный, эстетический, нравственный и религиозный опыт. Задача комплексного анализа проблемы целостности обусловила обращение к различным видам первоисточников: к текстам традиционной философской направленности, к поэтическому творчеству ранних славянофилов, к художественной прозе и эпистолярному наследию К.Н.Леонтьева, к мемуарной литературе [2, c.120].

Проблематика целостности наглядно демонстрирует синтетический характер философских построений русской мысли. Русские философы устремлены к синтезу - философскому и культурному. Осуществление синтеза мылится как восстановление цельности бытия, преобразование мира в живое и стройное целое.

Целостность осмысливалась русскими философами не только как данное наличное бытие, онтологическая реальность, но и как должное бытие, выступающее в качестве идеала. Антропоцентризм русской мысли выдвигал антропологический идеал целостности как базовый для всех последующих модификаций этого идеала. Русские мыслители шли от целостности человека к целостности знания, общества, культуры.

 

2. Характеристика основных  этапов развития русской культуры

 

История русской культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко-культурном процессе. Развитие науки, распространение знаний представляет собой культурно-творческий аспект общественной жизни и лежит в основе историко-функционального подхода к изучению истории культуры. История культуры — история многовекового искусства возделывания жизни, созидания бытия. Изучение истории русской культуры позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества [3, c.62].

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

Этапы развития русской культуры историки делят на 2 больших периода. Первый охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, второй относится к христианской эпохе.

Первый этап развития русской культуры - славянская культура.

О культуре славян первого периода нам известно немного. Одна из причин этого состоит в том, что основной материал той эпохи было дерево - пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде, сохраняются тысячелетия, то деревянные постройки наших предков исчезали почти бесследно, не раз сгорали русские города уже в XVII-XVIII веках, оставляя после себя лишь пепелища.

Но всё же можно утверждать, что в эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации ("черты и резы"), известная каждому. Было развито деревянное зодчество и градостроительство, и в скандинавских сагах русская земля называлась "Гардарикой", т.е."страной городов"; самыми знаменитыми городами стали Киев, существовавший с VI в., Псков и Новгород; самой прославленной постройкой языческой эпохи был Десятинный храм в Киеве, украшенный 25 главами. Была развита земледельческая культура. Славяне особо почитали землю, коня, соединявшего земной мир с потусторонним. Они первыми в Европе стали использовать коня для вспашки земли, имевшей не только прагматический, но и мистический смысл. Славяне первыми изобрели плуг, который затем был позаимствован германцами и получил распространение в Европе [7, c.84].

В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины.

Особенности развития культуры на данном этапе:

- открытость географического положения (вторжения кочевых народов);

- природные условия (обилие речных  путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности);

- создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря);

- упадок греческих городов и  некоторый подъем культуры скифов-пахарей;

- падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время.

Второй этап развития русской культуры

Следующий этап развития культуры наступает с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот этап можно разделить на 3 периода.

Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX--XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа -- киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта -- ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство [5, c.82].

Второй период связан с династией Романовых (1613--1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация -- на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой [6, c.95].

 

3. Культура советского  и постсоветского периодов

 

Сущность культуры советского периода состоит в том, что это сложная диалектическая целостность, система, созданная на основе огосударствления всего и вся в культуре. Одновременно это и живой, противоречивый процесс, в котором тесно переплетаются общечеловеческое и тоталитарное, истинное и мнимое, ярко индивидуальное и официозное. Принципы, на которых создавалась культура этого периода, ориентировались на классовый подход, нигилизм, крайнюю политизацию, господство официальных идеологических установок, вождизм. Но культуре советского периода присущи и объективные принципы человечности, общественной значимости, жажды идеала, нацеленности на будущее.

Информация о работе Россия как культурно-исторический тип