Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 21:41, контрольная работа
На развитие русской культуры в XVI в. Повлияло несколько факторов — прежние, унаследованные от прошлых столетий: такие, как идеи единства и борьбы с соседними царствами — осколками Золотой Орды, и новые, вызванные движением вперед.
В XVI столетии продолжалось формирование русской (великорусской) народности, что во многом предопределило характер и дальнейшее направление историко-культурного процесса
Введение
1. Доктрины русской государственности. Начало книгопечатания в Московии.
1.1. Формирование и развитие Русского централизованного государства.
1.2 Еретическое движение.
1.3 Доктрины российской государственности.
1.4 Начало книгопечатания в Московии. Первый печатные книги
2.Живопись. Зодчество. Литература.
2.1 Архитектура.
2.2 Живопись.
2.3 Литература.
3. Ответы на тест
4. Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при правительстве РФ»
Уфимский филиал
Кафедра философии, истории и право
Факультет: Менеджмент
Специальность: Бакалавр менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине: «Культурология»
Тема: «Русская культура XVI в».
План
Введение
1. Доктрины русской государственности. Начало книгопечатания в Московии.
1.1. Формирование и развитие Русского централизованного государства.
1.2 Еретическое движение.
1.3 Доктрины российской
1.4 Начало книгопечатания в Московии. Первый печатные книги
2. Живопись. Зодчество. Литература.
2.1 Архитектура.
2.2 Живопись.
2.3 Литература.
3. Ответы на тест
4. Заключение
Список литературы
Введение
На развитие русской культуры в XVI в. Повлияло несколько факторов — прежние, унаследованные от прошлых столетий: такие, как идеи единства и борьбы с соседними царствами — осколками Золотой Орды, и новые, вызванные движением вперед.
В XVI столетии продолжалось формирование русской (великорусской) народности, что во многом предопределило характер и дальнейшее направление историко-культурного процесса. Происходило объединение местных культур, новые импульсы для своего становления получала общерусская культура. Создается культурная и духовная среда для появления памятников общенационального значения, призванных увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.
Формирование централизованного государства, изменения в социальной и политических сферах приводили к столкновению и противоборству внутри общества различных мнений и точек зрения, отражавших в конечном счете интересы групп и категорий населения. Общество и государство оказались на распутье.
В XVI веке завершилось формирование великорусской народности и ощутимее, чем прежде, стали проявляться светские элементы в культуре, хотя религиозное мировоззрение по- прежнему определяло духовную жизнь общества.
1.1 Формирование и развитие Русского централизованного государства
XVI век
стал для России веком
Объединённое вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Появились функциональные органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формировался многоступенчатый слой служилых( или государственных )людей. Служилые люди- дворяне, будучи опорой великого князя в его борьбе с боярством, получали от него поместья , которые закреплялись за дворянами только на время их службы. Поэтому дворяне были заинтересованы в поддержке великокняжеской власти. Великий князь в свою очередь , ломая сопротивление оппозиционного боярства, расширял
поместное землевладение , наделял дворян вновь присоединёнными землями.
Серьёзные изменения прошли и в армии. Феодальные дружины, поставляемых боярами, теперь уже играли в ней второстепенную роль. Её главную силу теперь составляли ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки, оснащённые огнестрельным оружием, и артиллерия.
Создание единого государства оказало серьёзное влияние на развитие экономики и социального строя страны. Изменяется характер землевладения князей. Он всё больше сближается с боярским землевладением. В связи с дроблением старых феодальных вотчин часть феодалов переселяется в новые места. Этих переселенцев- феодалов впоследствии стали называть помещиками, а их владения- поместьями.
Политический строй Русского государства на рубеже XV- XVI вв. развивается в сторону большей централизации. Московский великий князь уже систематически стал пользоваться титулом «государь».
С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые непосредственно руководили бы военными, иностранными, финансовыми, судебными и другими делами. В старинных органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы.
Обобщение изложенного выше свидетельствует о том, что во второй половине XV- первой трети XVI в. В России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Однако разветвлённый государственный аппарат ещё не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.
1.2 Еретическое движение
Весь XVI век- это острых религиозных споров во всём мире. Не обошли эти споры стороной и Россию, во многом повлияв на внутреннюю обстановку в стране и распространение многочисленных еретических течений, с которыми нещадно боролась церковь.
Ещё в XIX веке на Руси появляются еретические движения, которые представляют собой религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви. Тем не менее, все эти учения не просто находили сторонников, даже в церковной среде и царском дворе, но и становились серьёзной угрозой православной церкви.
Еретические движения во все времена подвергались гонениям со стороны официальной церкви, но нельзя также забывать о том, что возникали они далеко не на пустом месте, а являлись следствием культурного, экономического и политического развития страны, а так же кризисов и застойных явлений внутри самой церковной структуры. Практически все они основывались на различном толковании ортодоксальных книг православия, которые, зачастую, содержат в себе возможности двойственных толкований.
На Руси протест и борьба за политические перемены не приобрели форму Реформации. Но ещё во второй половине XIV века возникали протесты в религиозной форме, т.е. ереси- идеи или учения, вступающие в спор с официальной церковной доктриной и церковными иерархиями. Сначала они даже ориентировались на союз с политической властью в борьбе с церковью, поддерживали объединение Руси, великокняжескую власть. Стригольники в Новгороде и Пскове критиковали служителей церкви, церковную иерархию, требуя отмены духовных должностей, монастырей и монашества, создание свободной общины верующих, основанной на самоуправлении и соответвующей модели государственного устройства. В 1375 году новгородские еретики были казнены, но в XV в. Их идеи возродились в ереси «жидовствующих», которые подкрепляли свои идеи ссылками на Ветхий завет, выдвигали лозунги о полном уничтожении владельческих прав церкви и ликвидации монашества как института. Иван III сначала благосклонно относился к ним. Но затем перешёл к гонениям. Церковный собор1490г. Приговорил еретиков к позорящим наказаниям. Впоследствии ересь квалифицируется как уголовное преступление, еретики преследуются «по градскому закону»; «царский суд» применяет к ним смертную казнь, тюремное заключение, ссылку.
Еретические движения оживляются в середине XVI в. Вместе с ухудшением положения населения из-за неудач во внутренней и внешней политике Ивана Грозного. Они становятся более радикальными, выступают не только против церковной иерархии, но и против феодальной эксплуатации. Например, Матвей Башкин считал, что все люди братья, как проповедовал Христос. Он отпустил своих холопов на волю. Был осужден церковным собором 1553 г., заточен в Волоколамский монастырь. Радикальный последователь нестяжательства Феодосий Косой в труде «Новое учение» обобщил еретические идеи. Он бежал от своего господина из Москвы на Белоозеро, постригся в монахи. Преследовался за пропаганду «Нового учения», бежал в Литву.
1.3 Доктрины российской государственности
В XVI в. При правлении Ивана Грозного возникла полемика между царём и князем Андреем Крубским. Грозный считал, что власть дана царю от бога, и царь должен отвечать только перед Всевышним; все подданные – холопы, равные в своем бесправии перед царем. Он выделил из Боярской думы приближенных людей (Избранную Раду). Ссылаясь на Священное Писание, Грозный выступает за самодержавное правление: «Посмотри…, какое правление бывает при многоначалии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! …Царской же власти позволено действовать страхом и запрещением и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей». Польский король Сигизмунд, по словам Грозного, «ничем сам не управляет, но хуже последнего раба – от всех получает приказания, а сам никем не повелевает».
А.М. Крубской считает иначе. Убоявшись гнева царя, он бежал и поступил на службу к польско-литовскому королю. Он писал и отсылал Ивану Грозному послания, на которые тот отвечал. Столкнулись концепции, отражавшие две тенденции в развитии русской государственности: 1) неограниченной монархии, подкрепляемой опричными институтами, необходимыми для борьбы против оппозиции бояр; 2) сочетания центральные учреждения (приказы) с сословным представительством в центре и на местах. Курбский, не отвергая единовластия в централизованном государстве, считал лучшим государственным правлением сословно-представительную монархию, где бы царь советовался не только с думой бояр, но и с выборным органом из «всенародных человек» Курбский, критикуя правоприменительную практику, говорит о царе как «совесть имеющем прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных». В «Ответе царю Великому Московскому на его второе послание…» он объясняет военные поражения и смуты влиянием советника царя (Вассиана Топоркова). Опираясь на Цицерона, разграничивает закон и право, считая, что только справедливое может быть правовым. Х»Предлагает ввести прямое и открытое судоговорение с обязательным присутствием сторон.
Другой ,одной из важных доктрин XVI в., было «Сказание о князьях Владимирских» - литературно-публицистический памятник 16 в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. Идеи «Сказания» в дипломатических спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 и включена в Степенную книгу, 2-я редакция «Сказания» была написана как вступительная статья к «Чину венчания» Ивана IV на царство в 1547.
Иосифляне и нестяжатели были церковными деятелями, однако обсуждаемый ими круг вопросов выходил за рамки религиозных дискуссий, прямо затрагивая интересы не только церкви, но и российского государства. Здесь тоже происходили разногласия. Иосифляне представляли церковно- политические течения в Русском государстве в 16в. , выражавшие интересы воинствующей церкви. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно- княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти , стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1053г. Выступали против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели. В 1504г. Иосифляне добились осуждения еретиков и расправы над ними, создали, затем поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким.
1.4 Начало книгопечатания в Московии. Первый печатные книги
Рукописные книги в XVI в. Оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали вклад в монастырь – одну книгу.
В XVI в. На пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в России успехом не увенчались.
В середине 50-х гг. XVI в. По инициативе Ивана IV в Москве была создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.
В 1563 г. Была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец», причем полиграфический уровень издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. Было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных.