Русская культура XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

На развитие русской культуры в XVI в. Повлияло несколько факторов — прежние, унаследованные от прошлых столетий: такие, как идеи единства и борьбы с соседними царствами — осколками Золотой Орды, и новые, вызванные движением вперед.
В XVI столетии продолжалось формирование русской (великорусской) народности, что во многом предопределило характер и дальнейшее направление историко-культурного процесса

Содержание работы

Введение
1. Доктрины русской государственности. Начало книгопечатания в Московии.
1.1. Формирование и развитие Русского централизованного государства.
1.2 Еретическое движение.
1.3 Доктрины российской государственности.
1.4 Начало книгопечатания в Московии. Первый печатные книги
2.Живопись. Зодчество. Литература.
2.1 Архитектура.
2.2 Живопись.
2.3 Литература.
3. Ответы на тест
4. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации           Федеральное  государственное образовательное бюджетное           учреждение  высшего профессионального образования

«Финансовый университет при правительстве РФ»

Уфимский филиал

 

 

 

 

Кафедра философии, истории и право

Факультет: Менеджмент

 

 

Специальность: Бакалавр менеджмента

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Культурология»

Тема: «Русская культура XVI в».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение

1. Доктрины русской государственности. Начало книгопечатания в   Московии.

1.1. Формирование и развитие Русского централизованного государства.

1.2 Еретическое движение.

1.3 Доктрины российской государственности.

1.4 Начало книгопечатания в  Московии. Первый печатные книги

2. Живопись. Зодчество. Литература.

2.1 Архитектура.

2.2 Живопись.

2.3 Литература.

3. Ответы на тест

4. Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На развитие русской культуры в XVI в. Повлияло несколько факторов — прежние, унаследованные от прошлых столетий: такие, как идеи единства и борьбы с соседними царствами — осколками Золотой Орды, и новые, вызванные движением вперед.

В XVI столетии продолжалось формирование русской (великорусской) народности, что во многом предопределило характер и дальнейшее направление историко-культурного процесса. Происходило объединение местных культур, новые импульсы для своего становления получала общерусская культура. Создается культурная и духовная среда для появления памятников общенационального значения, призванных увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.

Формирование централизованного  государства, изменения в социальной и политических сферах приводили  к столкновению и противоборству внутри общества различных мнений и  точек зрения, отражавших в конечном счете интересы групп и категорий  населения. Общество и государство  оказались на распутье.

В XVI веке завершилось формирование великорусской народности и ощутимее, чем прежде, стали проявляться светские элементы в культуре, хотя религиозное мировоззрение по- прежнему определяло духовную жизнь общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Доктрины русской государственности. Начало книгопечатания в   Московии

1.1 Формирование и развитие Русского централизованного государства

 

XVI век  стал для России веком укрепления  централизации государственной  власти и приобретением новых  земель. При Василии III окончательно  завершилось объединение русских  княжеств в единое государство. Помимо русских княжеств в  состав государства Российского  вошли Казанское, Астраханское и  Сибирское ханство. Территория России  в XVI веке по сравнению с предыдущими  столетиями увеличилась более, чем в 10 раз. Следует иметь ввиду, что с самого начала это государство было многонациональным. На его территории проживали угро- финские народы: Карелы, вепсы, саами и прочие. Образовалась огромная держава, в рамках которой была объединена русская народность. С конца XV века стал употребляться термин «Россия», под которым понималось одно из самых крупных государств Европы.

Объединённое вокруг Москвы государство представляло собой  качественно новый этап развития государственности. Усложнились государственные  функции как во внутренних, так  и во внешних делах. Появились  функциональные органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формировался многоступенчатый слой служилых( или  государственных )людей. Служилые люди- дворяне, будучи опорой великого князя в его борьбе с боярством, получали от него поместья , которые закреплялись за дворянами только на время их службы. Поэтому дворяне были заинтересованы в поддержке великокняжеской власти. Великий князь в свою очередь , ломая сопротивление оппозиционного боярства, расширял

поместное землевладение , наделял  дворян вновь присоединёнными землями.

Серьёзные изменения прошли и в армии. Феодальные дружины, поставляемых боярами, теперь уже играли в ней второстепенную роль. Её главную силу теперь составляли ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки, оснащённые огнестрельным оружием, и артиллерия.

Создание единого государства  оказало серьёзное влияние на развитие экономики и социального  строя страны. Изменяется характер землевладения князей. Он всё больше сближается с боярским землевладением. В связи с дроблением старых феодальных вотчин часть феодалов переселяется в новые места. Этих переселенцев- феодалов впоследствии стали называть помещиками, а их владения- поместьями.

Политический строй Русского государства на рубеже  XV- XVI вв. развивается в сторону большей централизации. Московский великий князь уже систематически стал пользоваться титулом «государь».

С увеличением функций  государственного управления возникла необходимость в создании специальных  учреждений, которые непосредственно  руководили бы военными, иностранными, финансовыми, судебными и другими  делами. В старинных органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые  дьяками. Позже они развились в приказы.

Обобщение изложенного выше свидетельствует о том, что во второй половине XV- первой трети XVI в. В России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Однако разветвлённый государственный аппарат ещё не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.

 

1.2 Еретическое движение

 

Весь XVI век- это острых религиозных споров во всём мире. Не обошли эти споры стороной и Россию, во многом повлияв на внутреннюю обстановку в стране и распространение многочисленных еретических течений, с которыми нещадно боролась церковь.

Ещё в XIX веке на Руси появляются еретические движения, которые представляют собой религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви. Тем не менее, все эти учения не просто находили сторонников, даже в церковной среде и царском дворе, но и становились серьёзной угрозой православной церкви.

Еретические движения во все времена подвергались гонениям со стороны официальной церкви, но нельзя также забывать о том, что возникали они далеко не на пустом месте, а являлись следствием культурного, экономического и политического развития страны, а так же кризисов и застойных явлений внутри самой церковной структуры. Практически все они основывались на различном толковании ортодоксальных книг православия, которые, зачастую, содержат в себе возможности двойственных толкований.

На Руси протест и борьба за политические перемены не приобрели  форму Реформации. Но ещё во второй половине XIV века возникали протесты в религиозной форме, т.е. ереси- идеи или учения, вступающие в спор с официальной церковной доктриной и церковными иерархиями. Сначала они даже ориентировались на союз с политической властью в борьбе с церковью, поддерживали объединение Руси, великокняжескую власть. Стригольники  в Новгороде и Пскове критиковали служителей церкви, церковную иерархию, требуя отмены духовных должностей, монастырей и монашества, создание свободной общины верующих, основанной на самоуправлении и соответвующей модели государственного устройства. В 1375 году новгородские еретики были казнены, но в XV в. Их идеи возродились в ереси «жидовствующих», которые подкрепляли свои идеи ссылками на Ветхий завет, выдвигали лозунги о полном уничтожении владельческих прав церкви и ликвидации монашества как института. Иван III сначала благосклонно относился к ним. Но затем перешёл к гонениям. Церковный собор1490г. Приговорил еретиков к позорящим наказаниям. Впоследствии ересь квалифицируется как уголовное преступление, еретики преследуются «по градскому закону»; «царский суд» применяет к ним смертную казнь, тюремное заключение, ссылку.

Еретические движения оживляются в середине XVI в. Вместе с  ухудшением положения населения  из-за неудач во внутренней и внешней  политике Ивана Грозного. Они становятся более радикальными, выступают не только против церковной иерархии, но и против феодальной эксплуатации. Например, Матвей Башкин считал, что  все люди братья, как проповедовал Христос. Он отпустил своих холопов  на волю. Был осужден церковным  собором 1553 г., заточен в Волоколамский  монастырь. Радикальный последователь  нестяжательства Феодосий Косой  в труде «Новое учение» обобщил еретические идеи. Он бежал от своего господина из Москвы на Белоозеро, постригся в монахи. Преследовался за пропаганду «Нового учения», бежал в Литву.

 

1.3 Доктрины российской государственности

 

В XVI в. При правлении Ивана Грозного возникла полемика между царём и князем Андреем Крубским. Грозный считал, что власть дана царю от бога, и царь должен отвечать только перед Всевышним; все подданные – холопы, равные в своем бесправии перед царем. Он выделил из Боярской думы приближенных людей (Избранную Раду). Ссылаясь на Священное Писание, Грозный выступает за самодержавное правление: «Посмотри…, какое правление бывает при многоначалии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! …Царской же власти позволено действовать страхом и запрещением и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей». Польский король Сигизмунд, по словам Грозного, «ничем сам не управляет, но хуже последнего раба – от всех получает приказания, а сам никем не повелевает».

А.М. Крубской считает иначе. Убоявшись гнева царя, он бежал и поступил на службу к польско-литовскому королю. Он писал и отсылал Ивану Грозному послания, на которые тот отвечал. Столкнулись концепции, отражавшие две тенденции в развитии русской государственности: 1) неограниченной монархии, подкрепляемой опричными институтами, необходимыми для борьбы против оппозиции бояр; 2) сочетания центральные учреждения (приказы) с сословным представительством в центре и на местах. Курбский, не отвергая единовластия в централизованном государстве, считал лучшим государственным правлением сословно-представительную монархию, где бы царь советовался не только с думой бояр, но и с выборным органом из «всенародных человек» Курбский, критикуя правоприменительную практику, говорит о царе как «совесть имеющем прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных». В «Ответе царю Великому Московскому на его второе послание…» он объясняет военные поражения и смуты  влиянием советника царя (Вассиана Топоркова). Опираясь на Цицерона, разграничивает закон и право, считая, что только справедливое может быть правовым. Х»Предлагает ввести прямое и открытое судоговорение с обязательным присутствием сторон.

Другой ,одной из важных доктрин XVI в., было «Сказание о князьях Владимирских» - литературно-публицистический памятник 16 в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти.  Идеи «Сказания» в дипломатических спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 и включена в Степенную книгу, 2-я редакция «Сказания» была написана как вступительная статья к «Чину венчания» Ивана IV на царство в 1547.

Иосифляне и нестяжатели  были церковными деятелями, однако обсуждаемый  ими круг вопросов выходил  за рамки  религиозных дискуссий, прямо затрагивая интересы не только церкви, но и российского государства. Здесь тоже происходили разногласия. Иосифляне представляли церковно- политические течения в Русском государстве в 16в. , выражавшие интересы воинствующей церкви. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно- княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти , стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1053г. Выступали против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели. В 1504г. Иосифляне добились осуждения еретиков и расправы над ними, создали, затем поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким.

 

1.4 Начало книгопечатания в  Московии. Первый печатные книги

 

Рукописные книги в XVI в. Оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали вклад в монастырь – одну книгу.

В XVI в. На пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в России успехом не увенчались.

В середине 50-х гг. XVI в. По инициативе Ивана IV в Москве была создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.

В 1563 г. Была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец», причем полиграфический уровень издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. Было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных.

Информация о работе Русская культура XVI в