Русская культура XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

На развитие русской культуры в XVI в. Повлияло несколько факторов — прежние, унаследованные от прошлых столетий: такие, как идеи единства и борьбы с соседними царствами — осколками Золотой Орды, и новые, вызванные движением вперед.
В XVI столетии продолжалось формирование русской (великорусской) народности, что во многом предопределило характер и дальнейшее направление историко-культурного процесса

Содержание работы

Введение
1. Доктрины русской государственности. Начало книгопечатания в Московии.
1.1. Формирование и развитие Русского централизованного государства.
1.2 Еретическое движение.
1.3 Доктрины российской государственности.
1.4 Начало книгопечатания в Московии. Первый печатные книги
2.Живопись. Зодчество. Литература.
2.1 Архитектура.
2.2 Живопись.
2.3 Литература.
3. Ответы на тест
4. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Смысл печатания книг состоял  не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.

 

 

2.Живопись. Зодчество. Литература

2.1 Архитектура

 

  На  первое место в содружестве  искусств во второй половине XV–XVI в. Выдвигается архитектура. Именно  она обладала наибольшими возможностями  для творческой реализации главных  идей времени.

     С конца XV в. В развитии русской  архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения  страны. Масштабы каменного строительства  значительно возросли. Начал формироваться  единый русский архитектурный  стиль, в котором преобладали  черты московского и псковского  зодчества. Прежние четкие различия  архитектурных школ отдельных  земель постепенно размывались.

    В последней четверти XV в. Начались  большие строительные работы  в Московском Кремле. В 1476-1479 гг. приглашенный  из Италии знаменитый архитектор  Аристотель Фиораванти и выстроил новый величественный Успенский собор. Новый храм должен был превзойти величием древние соборные церкви Новгорода и Владимира, подчеркнуть могущество Москвы. Образцом для нового сооружения являлся Успенский собор во Владимире, но Аристотель Фиораванти, не нарушив традиций русского зодчества, создал совершенно оригинальное произведение. Владимирский собор – белокаменный, московский – кирпичный. Во владимирском соборе три апсиды и 14 столпов, в московском – пять апсид и шесть столпов. Иную форму имеют купола. Стены и столпы собора были значительно тоньше, чем бывало в русских храмах подобного размера. Этого удалось достичь за счет применения новой строительной техники. Успенский собор стал митрополичьим кафедральным. По его образцу на протяжении XVI в. Было

сооружено много монастырских и городских храмов.

    В 1484-1489 гг. псковские мастера построили  нарядный Благовещенский собор  – великокняжескую домовую церковь.

В 1485-1516 гг. под руководством итальянских мастеров были сооружены  кирпичные станы московского  Кремля взамен обветшавших белокаменных. Эти стены сохранились до сих  пор. В 1487-1491 гг. итальянскими зодчими  Марко Руффо и Антонио Солари была построена Грановитая палата. В 1505-1508 гг. Алевиз Новый возвел пышный Архангельский собор, ставший усыпальницей великих князей и царей, а Бон  Фрязин – колокольню Ивана Великого.

В XVI в. Градостроительные работы продолжались за пределами Кремля. Новые укрепления опоясывали быстро растущий город. В 30-х гг. был сооружен Китай-город, в 1584-1591 гг. Федор Конь построил стены Белого города (по Бульварному кольцу), а в 1591-1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Скородом.

На протяжении XVI в. Мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях (к югу от столицы).

Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это  достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились  только деревянные). Выдающимся образцом каменного шатрового храма является церковь Вознесения в Коломенском  под Москвой, построенная в 1532 г. По соседству с ней расположена  церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, сочетающая традиционную пятикупольную  композицию с приемами шатрового  зодчества. Пять приделов тесно расположены  вокруг мощного высокого центрального столпа. По сравнению с легкой, напоминающей башню церковью Вознесения, храм в  Дьякове выглядит более тяжеловесным и торжественным.

    В 1555-1561 гг. на Красной площади  в Москве был построен знаменитый  шедевр русской архитектуры –  собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного). Собор строился в ознаменование взятия Казани. Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Покровский собор – уникальное произведение в русском зодчестве. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII в., первоначально был белым.

 

2.2 Живопись

 

Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма  Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой, созданные  великим художником Дионисием. Они  сохранились до наших дней почти  полностью в первозданном виде. Фрески поражают светлыми красками, яркостью, обилием полутонов. Фигуры у Дионисия вытянуты, изящны.

Важнейшим среди сохранившихся  творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова  монастыря (1502), работа над которым  была завершена, видимо, в необычайно короткий срок – за один месяц и  два дня. Ферапонтовские фрески, дошедшие до нашего времени почти полностью  и никогда не записывавшиеся, представляют ансамбль удивительной красоты. Именно колористическая гармония прежде всего  очаровывала современников Дионисия в его произведениях. Краски Дионисия прозрачностью и нежностью полутонов  напоминают акварели. Подобно рублевским, они обладают большой светоносностью. В палитре Дионисия очень редко  тот или иной цвет дается во всю  силу тона, становясь

как бы колористическим ядром  композиции, что характерно для Рублева.

         По своим взглядам Дионисий  был близок к Иосифу Волоцкому, с которым поддерживал тесные  отношения. Это проявлялось в  любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно-декоративному, соответствующему  пышной церемониальности церковного обряда, в многолюдности дионисиевых композиций. Но проникновенным лиризмом своего творчества, душевным благородством своих героев Дионисий близок к оппоненту Иосифа в идеологической борьбе – «премудрому старцу» Нилу Сорскому, учившему, что совершенного человека бог «ангелом равна показает». Для Дионисия характерна преувеличенная удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений. Художник изображает одухотворенную, «очищенную» человеческую плоть.

      Будучи последователем Рублева, Дионисий вместе с тем, как выдающийся и самобытный мастер, нашел свой собственный путь и свое место в древнерусском искусстве. Ему не свойственна присущая Рублеву четкая ритмическая организация живописной поверхности, придававшая какую-то особую, упругую, внутреннюю динамику персонажам гениального художника. Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та любовь к его изображению, которые так характерны для Рублева. Персонажи Дионисия как бы менее зависимы от особенностей композиционной плоскости, в лицах есть элемент стандартизации. Некоторые приемы Дионисия роднят, его с живописцами «моравской» (сербо-македонской) школы. Влияние творчества Дионисия на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины следующего столетия как в монументальной и станковой живописи, так и в миниатюре и прикладном искусстве.

    Близок к Дионисию мастер великолепной  иконы «Апокалипсис» (конец XV в.) из Успенского собора Московского Кремля.

На протяжении XVI в. в древнерусской живописи происходят весьма важные изменения. Существенно расширяется ее тематика. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру. Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в монументальной живописи и иконописи, в миниатюрах и прикладном искусстве. В связи с этим в художественное творчество все более проникают жанровость, интерес к быту, все чаще в композициях появляются русские «реалии», русская архитектура сменяет условную «эллинистическую». В то же время в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию», к истолкованию в зрительных образах богословских догматов. Одновременно усиливается контроль церкви над работой художников с целью воспрепятствовать свободному «самомышле-нию». В XVI в. распространяются «иконописные подлинники», лицевые и толковые, в которых регламентировалась иконография изображения основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Монументальная живопись XVI в. известна нам прежде всего по столичным памятникам. В 1508 г. сын Дионисия Феодосии расписал Благовещенский собор в Кремле (фрески были переписаны в 1566 г.). В стенописи возвеличивался московский великокняжеский род как преемник власти киевских и владимирских князей и императоров Византии. В живописи соборных галерей (1520–1563), видимо, впервые на Руси появились изображения «эллинских мудрецов» – Аристотеля, Анаксагора, Пто-ломея, Зенона, Фукидида, Плутарха, Гомера, Вергилия, – что нельзя не поставить в связь с длительным пребыванием в Москве деятелей ренессансной культуры. Около 1530 г. или в середине столетия был расписан

Смоленский собор Новодевичьего  монастыря. Художники стремились прославить военное могущество Москвы, ее роль как центра собирания русских земель и нового вселенского центра православия – «третьего Рима».

Среди фресковых циклов XVI в. особое место принадлежало утраченной ныне росписи Золотой палаты царского дворца (1547–1552), реставрированной в XVII в. Как здание светского назначения она была украшена «бытийским письмом». По описанию Симона Ушакова, на стенах и сводах Золотой палаты можно было видеть изображения событий и героев библейской истории, средневековой космогонии, олицетворения природных явлений и времен года, аллегории «Целомудрия», «Правды», «Безумия» и т.д., портреты русских князей и легендарно-исторические циклы, посвященные князьям Владимиру Святославичу и Владимиру Мономаху. Роспись прославляла молодого царя Ивана IV, его военные успехи, сопоставимые с подвигами библейских героев, и отражала основные политические концепции московской публицистики этого периода. Сходные по идейному замыслу циклы содержались и в переписанных позднее фресках Архангельского собора, где было изображено «родословие» московских князей. В стенописи Успенского собора в Свияжске (1561) в алтарной фреске «Великий вход» – торжественной композиции, живописующей церковный литургический обряд и заменившей традиционную «Евхаристию», – среди участников действа художник изобразил и царя Ивана. Заметное место в свияжских росписях занимали также ветхозаветные и апокрифические сюжеты, «Апокалипсис». О том, какое громадное значение придавало правительство Грозного возвеличению средствами искусства своих политических идей, свидетельствует икона-картина «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»), происходящая из Успенского собора в Москве. Призванная, как и храм Василия Блаженного, увековечить «казанскую победу», она мало напоминает традиционный моленный образ. На очень  вытянутом по ширине композиционном поле представлено многочисленное войско, тремя дорогами, в конном и пешем  строю, удаляющееся от объятого пламенем города. Здесь отражено торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, переданное как апофеоз «воинства небесного царя», движущегося из разгромленного «града нечестивых» к «горнему Иерусалиму. Впереди среднего полка, с алым стягом, или в центре его, в царском наряде, с крестом в руках, едет сам Иван Грозный. В рядах святого войска прославленные русские князья и полководцы – предки юного царя, «вселенские» святые воины и русские ратники, сложившие головы под Казанью и уподобившиеся древним мученикам. У ног всадников струится река. Рядом изображен иссякший источник. Он символизирует падший «второй Рим» – Византию. Полноводный источник – «третий Рим» – Москва.

В 1547 г. псковские мастера Останя, Яков, Михаил, Якушка и Семен Высокий Глаголь написали для Благовещенского собора икону, которая наряду с росписями Золотой палаты и другими произведениями вызвала бурные протесты дьяка Ивана Висковатого, усмотревшего здесь сомнительные новшества. Икона эта, называемая «Четырехчастной», содержит очень сложные для расшифровки богословско-догматические сюжеты.

Важные изменения произошли  в XVI в. и во внешнем облике икон. Их чуть ли не обязательной принадлежностью является серебряный басменный или чеканный оклад. Образ человека в иконописи XVI в. становится более приземленным, лишается той высокой духовности, того внутреннего благородства, которыми наделяли его мастера XV столетия.

В 60–70-х годах XVI в. возникает многотомный «Лицевой летописный свод», большая часть иллюстраций которого посвящена русской истории .

 

2.3Литература

 

В русской литературе XVI века летописание продолжало оставаться самым распространенным её жанром. Литература XVI века в России развилась, как вся страна двигалась в перед. Поэтому в этом литературном жанре произошли некоторые изменения. Летописцы стали видеть свою задачу не только в том, чтобы фиксировать факты происходящих событий, но и обосновывать события, давать характеристику историческим личностям. В русской литературе XVI века появился замечательный труд «Степная книга». В ней содержались портреты- описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана Грозного, книга утверждала нарушаемость союза церкви и государства.

Русская литература XVI века была отмечена таким трудом, как «Летописец начала царства», книга повествовала о первых годах правления Ивана Грозного, говорила о необходимости в крепкой царской власти. Своеобразно исторической энциклопедией в русской литературе XVI века стала Николаевская летопись. Это уникальная книга, один из списков этой книги содержал около 16 тысяч великолепных миниатюр, и получил название лицевого свода. Большое распространение в русской литературе XVI века получили публицистические и исторические сочетания. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории. Были в литературе и произведения, которые затрагивали проблемы морали. «Житие митрополита Филарета», «Четьи- Минеи»- 12 томное собрание житие святых и других религиозных текстов. Настольной книгой русской литературы XVI века стал «Домострой». «Домострой» охватывал буквально все стороны человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой»являлся своеобразным сводом правил и норм поведения, служивший настольной книгой для русского общества долгое время.

Информация о работе Русская культура XVI в