Русская культура XVII - XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности - первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.
Время правления Екатерины II стало временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И.

Файлы: 1 файл

русская культура 17-18 вв.docx

— 31.45 Кб (Скачать файл)

Русская культура XVII - XVIII веков.

  ВВЕДЕНИЕ

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию надо верить.

                                           Ф.И. Тютчев

 

 

     В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности - первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.

Время правления Екатерины II стало временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И.

Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и др.

 

     Начало нового периода  в русской истории было и  новым этапом в истории русской  культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

     Начинается формирование  русской нации. Обобщаются народные  традиции, усиливается взаимосвязь  местных обычаев. Постепенно происходит  взаимопроникновение различных  диалектов, складывается единый  русский язык. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий.

 

     XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (I672-1725). В России утверждается самодержавная власть - абсолютная монархия.

     В XVIII в. развиваются  внешние экономические и культурные  связи России с западными странами, способствующие вхождению ее  в мировой историка- культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад.

     К концу XVIII в. завершается  процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства.

     Основным содержанием  историко-культурного процесса в  этот-период были формирование  и развитие национальной русской  культуры. Появляются новые сферы  культуры - наука, художественная  литература, светская живопись, общедоступный  театр и др.

  XVII – XVIII века.

       Культурно-исторический  процесс этого периода характеризуется  начавшимся разрушением средневекового  религиозного мировоззрения. Падает  духовный авторитет церкви, что  приводит к росту демократических  традиций. Происходит так называемое обмирщение культуры, т. е. ее отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация'). Секуляризация - процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.

         Образование  и книгопечатание. Этот процесс  сказался на развитии образования  и книгопечатания. Росту грамотности  способствовало появление учебных  пособий- рукописных и печатных. В 1634 был издан первый «Букварь» Василия Буриева, в 1648 г. вышла «Грамматика М. Смотрицкого, а в 1687 г. - «Считание удобное» - таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике. (Азбуковники - толковые словари или справочники учебного характера, в которых термины размешались в алфавитном порядке.)

     Распространение грамотности  способствовало росту спроса  на книги. В XVII в. Печатный  двор в Москве издал 483 книги,  в основном религиозного характера. 

     Продолжали выходить  и рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Это были произведения как на религиозные, так и на светские темы.

     Обучение грамоте  велось «мастерами из лиц духовного  звания», обучали детей начиная с шести лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию церковных книг -- часослова и псалтыри. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.

     Стали устраиваться  школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном  дворе на Никольской улице  было открыто училище с двумя  классами: в одном изучали славянские  языки, в другом - греческий. Сначала  в училище преподавали 30 учителей, а через пять дет - уже более 200. В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская Академия, где наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин. В Академию перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.

           Литература .  Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием  сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

В литературе XVII в. также происходило  обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные  элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события, например, исторические повести  о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и  др.

     Многие произведения  повествовали о «смутном времени»: «Сказание» Авраама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывались величие русского народа, его патриотизм.

     В произведениях литературы  второй половины XVII в. проявляется  новое отношение к человеческой  личности - интерес к внутреннему  миру человека, признание его  ценности независимо от положения  в обществе.

     К XVII в. относятся  первые записи фольклора, произведений  устного народного творчества, что  оказало влияние на письменную  литературу: начинается взаимное  сближение литературного и народного  языка. 

     Жанр жития приобретает  характер автобиографии. Наиболее  талантливое из них - «Житие  протопопа Аввакума, им самим  написанное», которое можно назвать  первым в русской литературе  мемуарным произведением. Протопоп  Аввакум (1620-1682), один из крупнейших  деятелей раскола русской церкви, был и выдающимся писателем  - написал более 80 произведений. (Церковный раскол возник в результате проведенной патриархом Никоном (1605-1681) Церковной реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому чину (образцу). У реформы оказалось много противников, требовавших возврата к старым традициям, названных старообрядцами) Язык его сочинений - сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство произведений написано им в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г.).

     Появляются и новые  литературные жанры, особенно  во второй половине XVII в.: сатирические  произведения, стихотворный и драматический  жанры. Принципиально новой по  языку, сюжету и герою стала  бытовая стихотворная Повесть  о Горе-Злосчастии, которая отражает  взаимоотношения отцов и детей.  Сюжет повести - трагическая судьба  молодого человека (безымянного  героя), купеческого сына. Он захотел  порвать со старыми домостроевскими  порядками и жить по своей  воле, но это ему не удалось:  Горе едва не довело его  до погибели. В результате своих  злоключений герой уходит в  монастырь, спасаясь от Горя. Сюжет  этой повести переплетается с  библейским сюжетом о блудном  сыне.

     Той же теме посвящена  стихотворная комедия «Притча  о блудном сыне» Симеона Полоцкого (1629-1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы «О Навуходоносоре царе.....» и огромного количества стихов, посвященных пропаганде знаний. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения.

     Новым в русской  литературе стал жанр демократической  сатиры. В сатирических произведениях  обличаются порядки феодального  суда с его крючкотворством,  волокитой, продажностью судей.  Этой теме посвящены сатирические  повести «О Шемякином суде»  и «О Ерше Ершовиче - сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и переходила из столетия в столетие или в прозаической, или в стихотворной форме.

     Получила распространение  и переводная литература, которая  проникала в Россию в основном  через Польшу, а также Чехию.  Переводные произведения издавались  в сборниках «Великое зерцало»  и «Римские деяния», куда входили  поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские  романы, героями которых были  короли, графы. Переводилась также  бытовая и плутовская новелла,  авантюрно-приключенческая повесть,  юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского  фольклора они претерпевали изменения,  и сами становились достоянием  устного народного творчества. Примером  может служить «Повесть о Бове  королевиче», в основе которой  лежал французский рыцарский  роман. 

            Архитектура. В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий - «дивное узорочье», как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - и западных форм.

     Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним видом и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединялось переходами, составляя единый ансамбль.

     Выдающийся памятник  зодчества этого времени - московская  церковь Рождества в Путинках (окончание строительства в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам - огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни - самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями. Выделяется остротой силуэтов.

     Церковь в Путниках  была последним из шатровых  храмов в Москве. В 1652 г. на  патриарший престол вступил Дикой, который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие. Отныне в патриарших грамотах на постройку церкви писалось: «А чтобы верх на той церкви был не Шатровый». Однако шатровые храмы продолжали строиться вдали от столицы - Ярославле, Костроме и других городах. В Москве же зодчие использовали этот стиль при строительстве колоколен, которые пришли на смену звонницам. В традиционном стиле пятиглавия построены Патриаршие палаты в Кремле, Воскресенский, Иверско-Валдайский монастыри. Комплекс зданий Ново-Иерусалимского монастыря - загородной резиденции патриарха Никона - строился около w лет (1656-1694) под руководством зодчего Дверки Мокеева, а затем Якова Бухвостова (конец XVII в.) в Петре под Москвой. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря патриарха, который повторяет храм в Иерусалиме, западный объем здания (ротонда) завершается шатром - патриарх мог себе позволить нарушить собственный запрет.

     Наряду со старыми,  традиционными формалин в русском  зодчестве появляются и новые. Архитектура второй половины XVII в. отличается большей декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко*. Характерные черты этого стиля - четкость и симметричность композиции, многоярусность постройки, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнутая устремленность здания вверх. Конструктивная основа - восьмерик на четверике с ярусом звонниц. Образцом стиля московского барокко стала церковь Покрова в Филях (1690-1693), которую построил в своей усадьбе брат царицы - Л. К. Нарышкин. Другие примеры - трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря, храм Спаса в подмосковном селе Уборы (1694-1697), храм Троицы в подмосковном Троице- Лыкове (1698-1703). Автор двух последних Яков Бухвостов, один из наиболее одаренных русских мастеров конца XVII в., крепостной графа Л. И. Шереметьева. Черты этого стиля проявились в здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне (1692-1701).

     Примером светских  зданий был Теремной дворец  в Московском Кремле (1637), построенный  артелью русских мастеров во  главе с Баженом Огурцовым. Дворец представлял собой многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение, олицетворяющее величие царской власти. Новым было убранство дворца - его резные наличники и многоцветные изразцовые пояса - как снаружи, так и внутри здания.

     Новое строительство  велось не только в Москве, но и в других городах. Своими  храмовыми постройками по заказу  богатых купцов славился Ярославль.  Большинство ярославских церквей  по размерам и убранству превосходило  московские: церковь Ильи Пророка  (1647-1656), церковь Иоанна Златоуста  (1649-1654). Вершина ярославского зодчества  - церковь Иоанна Предтечи в  Толчкове (1671-1687). Ее характеризуют монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами.

Информация о работе Русская культура XVII - XVIII веков