Русская культура XVII - XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности - первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.
Время правления Екатерины II стало временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И.

Файлы: 1 файл

русская культура 17-18 вв.docx

— 31.45 Кб (Скачать файл)

     Развивается гражданское  строительство: богатые дворяне  и купцы строят для себя  каменные жилые дома. В них  также наблюдается отход от  традиционной простоты и строгости  к богатому декоративному оформлению  фасадов. Такие дома строятся  как в Москве, так и в Ярославле,  Калуге, Нижнем Новгороде и других  городах. Памятниками архитектуры,  сохранившимися в Москве, являются  палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке. К концу XVII в. в столице сооружаются такие общественные здания, как Печатный и Монетный дворы, здание Приказов и др.

     Стиль московского  барокко конца XVII в., его новые  приемы и формы оказали воздействие  на архитектуру последующего  времени. 

           Живопись. В XVII в. живопись развивалась необыкновенно бурно. Ее, как и другие виды искусств, также затронул процесс обмирщения. Это коснулось иконописи, росписи храмов, станковой живописи. Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретная - парсунная живопись. (Парсуна (искаженное слово «персона») - условное наименование портретной живописи XVI - XVII вв., сочетающей приемы иконописи с правдивой передачей индивидуальных особенностей изображаемого)

     Церковный раскол  оказал влияние и на культурную  жизнь. Сложилось два эстетических  направления в искусстве. Защитники  старой традиции во главе с  протопопом Аввакумом считали,  что религиозное искусство не  должно иметь никакой связи  с действительностью. По их  мнению, икона - это предмет культа, поэтому лики святых не могут  копировать лица простых смертных.

     Новое направление  возглавил царский изограф, теоретик  искусства, один из главных  живописцев Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков (1626- 1686). Он внес свое понимание назначения иконы, выделив прежде всего ее художественную, эстетическую ценность. Произведения С. Ушакова - росписи, иконы, парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству.

     Любимая тема С.  Ушакова - «Спас Нерукотворный», в котором художник с помощью  светотени передает объемность, изображает не абстрактного святого,  а реального человека. В 1617 г.  он создал икону «Троица» (хранится  в Русском музее), в которой  в отличие от одноименной иконы  Андрея Рублева воспевает не  духовную красоту, а красоту  земную, изобразив ангелов цветущими  юношами. Ушаков добивается почти  классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой  перспективы. Но в «Троице»  Ушакова нет одухотворенности  образов Рублева. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой  иконописной манере - на досках, яичными  красками.

          В 80-90 гг. XVII в. русские художники создают  наиболее значительные парсуны:  «Л. К. Нарышкин» (портрет в  рост дяди Петра 1), «Н. К. Нарышкина» (поясной портрет матери Петра  1), «Г.П. Годунов». Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

     В живописи XVII в. заметно  стремление к реализму, повышение  интереса к человеческой личности.

          Театр.  До XVII в. на Руси не было театра. Но уже к первой четверти XVIII в. относятся попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

На протяжении веков театр заменяли народные обряды - свдьбы, праздники такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, музыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

     По-настоящему театр  был создан в XVII в. - придворный  и школьный театр. Возникновение  придворного театра было вызвано  интересом придворной знати к  западной культуре. Этот театр  был организован в Москве при  царе Алексее Михайловиче. Первое  представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.

     Вначале придворный  театр не имел своего помещения,  декорации и костюмы переносились  с места на место. Первые  спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских отроков. В 1673 г. 26 жителей Новомещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре 1.

     Кроме придворного  в России в XVII в. сложился  и школьный театр при Славяно-греко-латинской  академии. Пьесы писались преподавателями,  ставились по праздникам, роли  исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах  на основе монологов, использовались  как евангельские сюжеты, так  и житейские предания. Кроме реальных  лиц вводились и аллегорические  персонажи. 

     Появление придворного  и школьного театров расширило  сферу духовной жизни русского  общества.

     Музыка в основном  развивалась в церковном направлении,  но пробивались светские мотивы. Распространялась народная историческая  песня, чаще песни о Степане  Разине.

     Церковная музыка  начала процветать при Иване  Грозном, который сам писал  музыку. Еще при Иване III была  создана придворная певческая  капелла, ставшая затем центром  музыкального образования. Была  написана «Грамматика нот» И.  А. Шайдуровым и «.Азбука знаменного пения» А. Мезенцом. В 1668 г. была основана Музыкальная комиссия по собиранию древних музыкальных рукописей. С Запада в Москву пришло партесное пение. Музыкальный аккомпанемент к псалтыри в стихах Симеона Полоцкого написал Василий Титов.

     (Знаменное пение - одноголосое пение. Партесное пение - многоголосое пение.)

В России в XVIII—XIX веках

 

В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе  русского языка отсутствовала, о  чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно — просвещение.

 

Слово культура вошло в русский  лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском  лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов»[6]. Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».

 

 

 

 

Заключение

Русская культура - это, по выражению  Д.С. Лихачева, громадное

разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. "Век

разума и просвещения" - так  говорили о своем времени великие  мыслители

XVIII столетия, провозвестники новых  революционных идей. В историю  мировой

культуры XVIII век вошел как эпоха  больших идейных и общественно-

исторических сдвигов, острейшей  борьбы с феодально-монархическими устоями и

религиозным догматизмом. Распространение  материалистического мировоззрения

и утверждение духа свободолюбия нашли  яркое отражение в философии, науке,

литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых,

писателей этого времени - Дидро  и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга,

Гёте и Шиллера, Ломоносова и  Радищева.

В новый период вступает и русская  культура, пережившая на рубеже XVII

и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени

насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским

завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить

Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе  образованности,

нравов, форм культурного быта), русское  искусство вступает на путь

общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой

схоластики. Это был первый век  развития светской культуры, век решительной

победы нового, рационалистического  мировоззрения над суровыми,

аскетическими, догмами религиозной  морали. "Мирское" искусство приобретает

право на общественное признание и  начинает играть все более важную роль в

системе гражданского образования, в  формировании новых устоев общественной

жизни страны. И вместе с тем  русская культура XVIII века не отвергала

своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному  наследию Европы, русские деятели  в

то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные  за

длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на

опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности

Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие  в

общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные

школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и

живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство  достигает огромных успехов.

 

 

 

Список литературы.

 

1. Соловьев С.М. Об истории  новой России. – М.: Просвещение, 1993

 

2. Анисимов Е.В. Время петровских  реформ. – Л.: Лениздат, 1989

 

3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б.  Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Документ. – М.: МИРОС, 1994

 

4. Павленко Н.И. Петр Великий.  – М.: Мысль, 1990

 

 

 

Министерство  транспорта РФ

                      Федеральное агентство морского и речного

                     Транспорта

ФГОУ  ВПО «Новосибирская Государственная 

Академия  Водного Транспорта»

 

                                                

                                                         

Реферат по дисциплине «Теория и  история мировой и отечественной  культуры»

 на тему: «Культура России  XVII-XIX века »

                                                                                                 

Выполнила: ст.гр ЭК – 13

                                                                                                     Куреко К.В.

                                                                                                     Проверил:

                                                                                                     Лихачёв Г.Д.

               

 

                                                  

 

 

 

 

                                                  Новосибирск 2011


Информация о работе Русская культура XVII - XVIII веков