Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:10, контрольная работа
Культура XX века представляет собой очень сложное и противоречивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, гражданская война, построение социалистического государства. Великая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского неосталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передовых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих событиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей культуры.
Введение
1. Особенности славянского типа культуры.
2.Фольклор как основа формирования отечественной культуры.
3.Культурные последствия принятия православия.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Культура XX века представляет собой очень сложное и противоречивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, гражданская война, построение социалистического государства. Великая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского неосталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передовых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих событиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей культуры.
Больших успехов Россия добилась в
области образования После
Высокого уровня в XX веке достигла русская наука. Ученые России внесли существенный вклад в развитие различных отраслей науки и техники.
Мировую известность получили работы многих выдающихся ученых (А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Н.П. Павлов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский, , М.В. Келдыш, , К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Иоффе, , И.в. Курчатов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев и др.).
Не просто складывалась литературная жизнь России: В начале XX века продолжали работать классики русского реализма -Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В русле демократического движения развивалось творчество А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н, Андреева, В.В. Вересаева, А.С. Серафимовича: В расцвете таланта находились А.М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, печатают свои произведения А.Н. Толстой, М.М. Пришвин.
В литературе этого периода появляются новые направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символисты проповедовали индивидуализм, разрыв с гражданственно-социальными традициями русской литературы. Они объединились вокруг таких печатных органов, как «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно». К «старшему» поколению русского символизма принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д, Бальмонт, Ф.К. Сологуб, к «младшему» - А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.
Акмеисты провозглашали
Представители футуризма призывали к анархическому бунту против мещанской обыденности, к радикальной переделке поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский).
.
1. Особенности славянского типа культуры.
Культура славян была сформирована
на основе трех природных факторов
в число которых входили лес, река и степь.
На роль хозяев Великой русской степи
претендовали многие народы, но только
древним русам, удалось не только закрепиться,
но со временем создать одно из самых могучих
из когда-либо существовавших древних
государств. На его основе возник особый
тип славянской культуры — евразийский,
о сущности, особенностях и предназначении
которого специалисты продолжают дискутировать
до сих пор.
По мнению большинства историков, прародиной
славян в расцвет бронзового века (середина
II тысячелетия до н. э.) являлась Центральная
и Восточная Европа. История восточного
славянства и русского этноса как самостоятельной
ветви славян начинается в I тысячелетии
до н. э., когда славянские племена Среднего
Подднепровья борются за свою независимость,
строят первые крепости, впервые сталкиваясь
с враждебной степной конницей киммерийцев
и с честью выходя из сражений. К этому
времени ученые относят создание одних
из первичных форм славянской культуры
- героического эпоса.
Ко времени прихода скифов в южнорусские
степи (VII век до н. э.) славяне прошли большой
исторический путь, что получил отражение
как в археологических материалах, так
и в детально разработанной мифологии
славян. Социальный строй среднеднепровских
славян еще за полторы тысячи лет до того,
как образовалась Киевская Русь оказался
на пороге государственности. Об этом
говорят упоминания Геродотом славянских
«царей», всаднические черты погребенных
воинов, огромные «царские» курганы на
Киевщине и импортная роскошь славянской
знати.
В конце V — середине VI века
началось великое переселение славян
на юг, за Дунай, на Балканский полуостров,
когда славянские дружины отвоевали
и заселили почти половину Византийской
империи. Грандиозное по своим масштабам
движение славян перекроило всю этническую
и политическую карту раннесредневековой
Европы. Освоенная славянами территория
представляла собой так называемые
«ворота народов» — открытое пространство
между Уральскими горами и Каспийским
морем, — через которые непрерывным
потоком вливались в
«Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих. В I тысячелетии до н. э. здесь возникли древнейшие Босфорское и Скифское государства. В VII—VI вв. до н. э. берега Средиземного, Черного и Азовского морей были колонизированы древними греками. Во II столетии до н. э. южнорусские степи были заняты иранскими племенами сарматов, затем аланов. В III—II веках до н. э. на эти территории вторглись германские племена готов, образовавшие большое царство от Дуная до Дона. В 375 году н. э. готов оттеснили монгольские орды гуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой и Дунаем.
На смену гуннам в VI веке
явилось в южнорусские степи
новое монгольское племя
Таким образом, на роль хозяев
Великой русской степи
О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархально-родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединялись в союзы («верви»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.
Главные славянские боги были следующие: Даждь-бог (у других племен — Хоре) был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Велес был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т. е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.
Местами языческого культа
на Руси были святилища (капища), где
происходили моления и
Вера в загробный мир, в то время, когда свершался славянский обряд похорон, заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.
У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял русскому человеку горы и замки.
Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дремучих лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор, религия и мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельники обитали именно в лесах: «В тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе там кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялись другие ревнители «пустынножительства» и устраивали обители, которые потом становились центрами и опорными пунктами русской колонизации.
Историческое значение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных магистралей, хотя по рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими странами. Но по берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Волга — матушка стала символом России.
Третья стихия русской природы — степь, широкая, раздольная и величавая, — в течение долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения.
2.Фольклор
как основа формирования
Обычно, оценивая достижения культуры той или иной страны, рассматривают элитарное («профессиональное») искусство. Значение народного («любительского») творчества часто недооценивается, и оно больше интересует этнографов и фольклористов.
Народная культура исторически изначальна - это практические знания этноса в области ведения хозяйства, медицины, воспитания детей, народная мораль, фольклор, традиции, верования, обычаи и пр. Она неотделима от повседневной и практической жизни людей. «Дух» народной культуры характеризует и этнический «менталитет». Народная культура демократична, является продуктом коллективного творчества. В основании народной культуры лежат многовековые традиции, в ней есть и феномены (суеверия, устаревшие обычаи, предрассудки), являющиеся рудиментами прошлых времен, несозвучные современной эпохе и тормозящие развитие культуры.
Ярким феноменом западноевропейской культуры является карнавально-смеховая культура, мироощущение которой французский гуманист Ф. Рабле ярко отразил в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».Традиции карнавалов были популярны в Италии и Южной Франции еще в средневековье и начали широко распространяться в эпоху Возрождения. Сегодняшние венецианские, бразильские и нью-орлеанские карнавалы – их потомки.
Феномену карнавально-смеховой культуры посвящен труд литературоведа М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения» (1965 г.). Особое течение времени праздников и карнавалов отделяло людей от повседневности, создавало свой мир «наоборот» - с масками, шутами, мимами и бродячими артистами. Основным в карнавально-смеховой культуре была перемена всей структуры жизни, общепринятой системы значений, где верхнее меняется с нижним, мужское с женским, умное с глупым. Пародировалась даже церковная служба. Подчеркивалась половая принадлежность, естественные отправления человека. Важное место в смеховой культуре занимали словесные смеховые тексты, нецензурные выражения и пр. Традиционной одежде противопоставлялись лохмотья или подчеркивание наготы тела, богатству – бедность, церкви – таверна, кабачок и пр. В праздничном веселье, переодеваниях, шутовстве, играх, участвовали все слои населения, включая и духовных лиц.