Русская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Культура XX века представляет собой очень сложное и противоречивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, гражданская война, построение социалистического государства. Великая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского неосталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передовых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих событиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей культуры.

Содержание работы

Введение
1. Особенности славянского типа культуры.
2.Фольклор как основа формирования отечественной культуры.
3.Культурные последствия принятия православия.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

У М. Бахтина мир карнавала  со своими особыми обрядами и перевёрнутыми  «с ног на голову» понятиями, одеждами и соответствующими моделями поведения  получил название «карнавально-смеховой культуры» (что совершенно не эквивалентно просто «смешному»). Карнавально-смеховая культура – это фактически мир параллельный обычному, некий «антимир». Если святость – это результат пути наверх, к богу, то смеховой мир – это путь вниз, к дьяволу. Почему же мир дьявола назван смеховым? В христианском средневековье смех считался атрибутом дьявола. Ведь Иисус в Евангелиях никогда не смеётся, а только грустно улыбается.

Понятие «фольклор» (от англ. Folk-Lore - народное познание), принятое в западной науке в 1879 г., включает большую часть феноменов народной культуры, включая быт. В отечественной науке фольклором называют преимущественно жанры устного народного творчества. Фольклор локализован в этнических границах в чем его главная специфика. По исполнению формы фольклора могут быть индивидуальными (рассказывание сказки), групповыми (коллективное исполнение песен и танцев), массовыми (праздники, карнавалы). Сказки, былины, песни, пословицы и др. создавались анонимными творцами из различных слоев населения не имеющими «профессиональной» подготовки. Но история сохранила имена таких легендарных творцов, как Гомер, Оссиан, Боян и др. Отечественные фольклористы отмечали талантливых исполнителей былин (И. Рябинин, М. Крюкова и др.). М. К. Азадовский в 10-30-е гг. ХХ в. нашел в Сибири ряд талантливых сказочников.

В советское время большое развитие получили как профессиональные коллективы народной песни и танца, оркестры народных инструментов, так и художественная самодеятельность всех слоев населения (рабочие, колхозники, интеллигенция и служащие).

3.Культурные последствия принятия православия.

 

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно  обогащалось собственным и мировым  культурным опытом. Оно дало миру вершины  художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это  образ жизни, определенная система  идей, верований, представлений о  человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в  этот мир и стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев  языческие верования. В течение  длительного времени, вплоть до ХХ века, христианство останется доминантой культуры.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история  русской (древнерусской) культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического  развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном  отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых  народов, - возникло европейское феодально-монархическое  централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Так, в самом общем  виде обычно определяется значение христианизации Руси в отечественной истории.

Принятие Русью христианства стало идеологической основой феодальной культуры и оказало воздействие  на всю средневековую культуру. По своей сути это событие представляет собой момент принципиального культурно-исторического  выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических, политико-правовых процессов.

Каковы же предпосылки  исторического религиозного выбора Древней Руси? К числу важнейших можно отнести следующие:

  1. Особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;
  2. Исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины.

Таким образом, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного  культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так  как:

  1. Речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен (в том числе и в форме единого государства);
  2. Речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности в координатах: "Запад-Восток" и "Север-Юг", постепенно приобретавших не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;
  3. Вместе с направленностью национальных интересов (включая выбор наиболее естественных союзников и определение главных угроз своему национально-государственному существованию) выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития.

Русь до своего исторического  крещения проявляла большой интерес  и к исламу, и к иудаизму в  соседних с собой странах. Но обе  эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусского государства. В самом общем виде предпочтение христианства восточным религиям, высказанное  русскими культурными людьми в Х  веке вполне понятно. Здесь сказались:

  1. Ориентация на экономически и культурно развитые страны Европы;
  2. Признание объединяющих, сплачивающих людей функций христианской церкви (политических, социальных, культурных, идеологических, религиозно-культовых);
  3. Очеловеченность христианских представлений о Боге и его отношениях с людьми, делавших религию душевно близкой и органичной людям различного социального, этнического, языкового происхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Русская культура, безусловно, великая европейская культура. Она  является самостоятельной и самобытной национальной культурой, хранительницей национальных традиций, ценностей, отражением особенностей национального характера. Русская культура в процессе своего становления и развития испытала на себе влияние многих культур, впитала  в себя некоторые элементы этих культур, переработала и переосмыслила их, они вошли в состав нашей культуры как ее органическая составная часть.  
Русская культура не является ни культурой Востока, ни культурой Запада. Можно сказать, что она представляет собой самостоятельный тип культуры. В результате разных причин русская культура не реализовала полностью своих возможностей, своего потенциала.  
К сожалению, опыт различных преобразований в России осложнен тем, что любые изменение производились насильственным путем либо резким сломом, заменой, отрицанием, отторжением существующей культурной традиции. Культурная история страны неоднократно подтверждала на практике гибельность такого подхода, который вызывал не только уничтожение предшествующей культуры, но и приводил к конфликту поколений, конфликту сторонников “новин” и старины. Еще одна важнейшая задача - преодолеть комплекс неполноценности, который сформирован у части нашего общества по отношению к своей стране и культуре. Он также не способствует движению вперед. Ответной реакцией на него являются проявления национализма и резкого отрицания любых заимствований. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. - СПб, 1996. 
  2. Актуальные проблемы культуры XX в. - М., 1993. 
  3. Ермишина Н.Д. Культурология. Уч. пособие. М.: РИО РТА, 2004.
  4. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. М.: ЮНИТИ, 2003.

 


Информация о работе Русская культура